rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

"Краеугольный камень"

«Краеугольный камень»

«Краеугольным камнем Ростова» назвал Покровскую церковь А.А. Скальковский. Она действительно была его историческим «стержнем»: от нее строилась крепость, от крепости — Ростов. Разрушение Покровского храма — одна из самых больших потерь нашего города. Если крепость была «девятилепестковым цветком» будущего Ростова, то Покровская крепость его «бутоном». Как говорилось в Проекте празднования столетия Покровской церкви, «под ее теплым материнским взором вырос Ростов». День столетия (29 сентября 1884 года) назван в этом Проекте «великим днем в жизни церкви ввиду великого и важного значения церкви вообще для народа и Покровской церкви в особенности для г. Ростова».

На Покровской площади стояло, сменяя друг друга, четыре церкви. Первая — походная — была установлена в 1760 году в центре будущей строительной площадки до того, как началась закладка Димитровской крепости. Ибо ни одно благое дело в старой России не обходилось без его освящения. Строительство крепости на высоком донском берегу было освящено епископом-Воронежским и Елецким о. Кириллом. После окончания литургии и прочтения высочайшего указа о закладке крепости, подготовленного графом П.И. Шуваловым и подписанного императрицей Елизаветой Петровной, весь периметр, где должны были воздвигнуть земляные валы, был окроплен священниками. В это время церковный «хор пел положенные по чину освящения песнопения и молитвы, духовой оркестр гремел над безлюдными берегами тихого Дона, который тихо и плавно катил спокойные воды, отражая огни фейерверков, заложенные вечером того дня», — так лирически описал строительство историк П.П. Филевский.

Походная церковь простояла недолго, окало двух лет. В 1762 голу, через год после закладки крепости, в ней была установлена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, перенесенная сюда из крепости святой Анны. Ее поставили вместо походной в самом центре строительной площадки. Если план крепости разрабатывался и утверждался в столице, расположением всех ее внутренних строений занималась специальная инженерная команда. Военные инженеры поставили церковь в самый центр крепости, тем самым выбрав место «краеугольного камня» будущего города. Церковь была военной, она обслуживала гарнизон и жителей, находящихся в самой крепости. В форштадтах, расположенных рядом, были поставлены другие церкви.

«Церковь Покрова Богоматери, по переносе из крепости святой Анны, 762 года построена, деревянная, внутри крепости, на отведенном от здешней инженерной команды, между казенного строения месте, на земле, принадлежащей крепости и никому партикулярно независимой, всем казенным коштом, все потребное для благослужения церковь эта получает из годового навсегда от казны положенного шестидесятирублевого на нее окладу».

Перенос церквей в то время был делом нередким. Рубленные из бревен, они сравнительно легко разбирались, перевозились и собирались на новом месте.

Так, с расселением в форштадте Полуденка выведенных из Крыма армян русское население перемешается частично в солдатскую слободу и в другие места. В эту же слободу переносится и церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы (примерно на то место, где сейчас возвышается кафедральный Рождественский собор и старый базар).

Эта церковь в Полуденке возникла из солдатской часовни, построенной еще в 1766 году. На ее месте в 1778 году и была возведена деревянная Рождественская церковь. Благословенную грамоту на ее освящение дал протоиерей о. Евгений, архиепископ Словенский. В тот год он посетил крепость Димитрия Ростовского.

Разрешение на перенос храмов давало церковное начальство. Азовский губернатор В.А. Чертков докладывал 31 августа 1780 года епископу Никифору: «Крепости св. Димитрия купцы, имевшие жительство в Полуденках, а оное место, по силе повеления главного начальства, уступившие своими домами армянам, прибывшим туда из Крыма, по причине такого переселения с Полуденок на новое место, как указал им при той же крепости в солдатском форштадте, просили дозволить им перенести с Полуденок на новое сие место состоящую там их церковь Рождества Пр. Богородицы, то прошу покорнейше архипастырского благословении Вашего просимую купцами церковь перевести из Полуденок в означенное ими ныне место». О. Никифор дает разрешение на этот перенос. И церковь освящается на новом месте 5 сентября 1781 года. Позже здесь возвысится величественный собор, который образует еще одну центральную точку строящегося Ростова.

Покровская церковь, стоящая в центре площади в крепости, была довольно ветхой, поэтому 31 декабря I781 года обер-комендант ее Семен Гурьев обращается к о. Никифору с ходатайством о строительстве новой церкви. Когда Словенская духовная консистория изучила все документы о состоянии деревянной церкви, то 8 апреля 1782 года разрешила строить новую церковь.

Строительство велось на средства казны. Новый Покровский храм был поставлен на мощном каменном фундаменте и сложен из крупных деревянных брусьев. Единственным «слабым» местом нового храма была крыша — впоследствии она принесла много хлопот.

Церковь была обнесена деревянной оградой, сформировав, таким образом, особое пространство Покровской площади. За этой оградой появилось и церковное покровское кладбище.

Все это время, пока строилась новая церковь, старая стояла рядом. Именно в ней пел на клиросе Александр Суворов в 1784 году.

29 сентября 1784 года новороссийский протоиерей Иоанн Андреев освятил новую Покровскую церковь и открыл в ней богослужение и священнодействия. Оп и стал ее первым священником.

Весной 1787 пода крепость святого Димитрия посетил архиепископ Словенский и Херксонский о. Никифор Он обратил внимание, что старая церковь пустует, и просил обер-коменданта бригадира Машкова, сменившего на этом посту Гурьева, перенести ее на кладбище, находящееся севернее крепости.

15 декабря 1785 она была перенесена на кладбище и после ремонта 19 мая 1787 освящена И. Андреевым, получив имя Всех Святых. Так «движение» церквей в старом Ростове, сначала в крепости, а затем в строящемся городе, многое может рассказать о его истории.

Второй Покровский храм изменил конфигурацию площади. Он занял центральное место, немного смещенное к западу. Церковь, как и первая, была смещена по координатам запад-восток, т.е. она встала точно так же, как и первая.

Здание базировалось не на ленточном фундаменте, а на четырех крупноплощадных углах, выложенных камнем. Она представляла собой сочетание утяжеленной нижней части, обширного восьмиугольного купола и высоких шпилей, напоминавших устремленные в небо широкие наконечники копья. С ней гармонировала и колокольня, стоявшая на четырех колоннах. Эти удлиненные линии придавали сооружению возвышенность и некоторую завершенную легкость.

Покровский храм был выстроен в типичном стиле церковной архитектуры XVIII века. В нем чувствовалась надежность и основательность.

Сохранилось подробное и точное описание Покровского храма, составленное Л.И. Крещановским. Оно было сделано в то время, когда заканчивалось строительство Ново-Покровской церкви. «С устройством и освящением новой Покровской церкви старая должна быть упразднена. Затем пройдут годы, перемрут современники ее, другое поколение постройками займет прицерковное место, как это уже случилось с несколькими в Ростове подцерковными местами, и о старой Покровской церкви, под духовным взором и попечением которой вырос Ростов, не останется среди населения его никакой памяти.

И дабы удержать на более или менее продолжительное время среди прихожан память о старой церкви, оставляем описание внешнего вида и иллюстрации ея».

Так заботились наши предки о старине, так старались сохранить облик зданий, сыгравших в жизни и истории города огромную роль и уходящих в небытие.

«Покровская церковь — здание деревянное, в виде правильного четырехконечного креста, имеет трое дверей: красные (западные), северные и южные (последние входят в придел св. Димитрия). Срублена она из толстого соснового леса в восемь правильных углов. Крыша над трапезною и алтарем железная с покатом в виде тупого угла. Над серединой храма стоит довольно обширный восьмигранный купол, имея на основании своем квадратный четырехугольник. В куполе расположены симметрично крестообразно четыре окна, из которых каждое имеет форму продолговатого правильного четырехугольника. Крыша купола имеет вид восьмигранного колокола, в начале при основании выпуклая, а выше, суживаясь в диаметре, вогнутая. В центре крыши купола расположен восьмигранный фонарь с восемью небольшими четырехугольными окнами. На крыше фонаря, напоминающей неправильную форму колокола или груши, сидит круглая железо-вызолоченная с просветом (по две железные полосы) крест. Окна в стенах церкви расположены в два яруса, имея каждое форму правильного четырехугольника. Около каждой двери, для защиты от ветра и непогоды, находится небольшой полустеклянный коридорчик, называемый в нашей местности тамбуром».

Размер середины храма следующий: длина от иконостаса до притвора — 18 аршин, ширина в перекрестке (от южной к северной двери) — 1S аршин, ширина трапезной — 9 аршин и 5 вершков, вышина от потолка купола до пола — 24 аршина и трапезной от потолка до пола — 8 аршин.

На колокольне было размешено 9 колоколов. Еще в конце 80-х годов комендант крепости М. Машков по своему разумению, без оглядки на начальство подарил самый большой колокол Покровского собора Рождественско-Богородицкой крепости. После упразднения крепости вся церковная утварь, в том числе и колокола, военные забрали с собой, кроме трех, самых маленьких. В конце 70-х годов церковь приобрела новые крупные колокола. Самый большой из них весил 103,3 пуда — это был праздничный колокол. Второй — будничный в 22 пуда и третий — постовой — 10 пудов. Колокола эти отлиты в 1875-1877 годах.

Церковь на протяжении всей своей истории постоянно благоустраивалась, ремонтировалась.

Еще в 1794 году стоявшая на Темернике небольшая церковь имени святою Димитрия, была упразднена, разобрана и перенесена к Покровскому храму, образовав Димитровский придел. Удивительно распоряжается событиями время! Если бы эта Димитровская церковь, образовавшаяся из солдатской часовни в Teмерницком поселении в 60-е годы, была бы перестроена и сохранена, то наш город имел бы еще один ценнейший исторический памятник, связанный с именем святого Димитрия.

В 1795—1805 годах проводилась окраска и позолота куполов.

После упразднения крепости все ее строения стали частью города. Покровская церковь доминировала на площади. Теперь она была открыта для всех ростовчан.

В 1850-м году начались работы по ее переустройству, они продолжались 13 лет

Вплоть до 1869 года службу в приходе вели военные священнослужители. Первым настоятелем гражданского прихода стал протоиерей Федор Руднев.

Благодаря «биографическим сведениям о священниках, служивших при Покровской церкви», оставленным Л.И. Крещановским, до нас дошли имена ее настоятелей. Если дополнить этот список сведениями из других, более ранних источников, то первым священнослужителем Покровской церкви был Василий Андреев. Он служил в ней со дня ее переноса в Димитровскую крепость. Его сменил сын — Иван Васильевич Андреев. Он освящал перестроенную Покровскую церковь в 1784 году. Диаконом в то время был Василий Филиппов.

В конце 80-х годов Иван Андреев был переведен в Таганрог в церковь святого архангела Михаила, а ее настоятель бывший протоиерей Стефан Разорецкий приехал в Димитров скую крепость и стал первым священником Покровского собора.

Его сменил молодой священник Григорий Щербинский, но вскоре он стал настоятелем Рождественско-Богородичной церкви. «В течение многолетней своей службы умом, безукоризненным поведением, честностью и редкою справедливостью заслужил общую любовь жителей Ростова и подчиненных своих, а равно большое доверие своего начальства и особые отличия. Он дожил до глубокой старости и умер в 1854 году оплакиваемый как жителями Ростова, так и подчиненными».

Григорий Щербинский играл немаловажную роль не только в сфере своей церковной деятельности. Будучи высокообразованным человеком, он пользовался высоким авторитетом и влиянием среди ростовской интеллигенции.

В 1805 году настоятелем Покровского собора становится Николай Иванов Он был настоятелем храма почти 40 лет. История его служения таит немало загадок. Неизвестна причина, по которой комендант крепости полковник Фрейганг преследовал долгие годы этого священника. При Н. Иванове в 1822 году Покровский храм лишился статуса соборного. Даже будучи уже ветхим стариком, слепым и беспомощным, о. Иванов служил в церкви— так церковные власти старались искупить свою вину в том, что в свое время не поддерживали его в годы гонений военного начальства. Дом о. Николая находился в восточной части Покровской площади, где позже будут выстроены склады земледельческих орудий Пальмера и Грагама, а сейчас стоит гостиница «Дон-плаза».

Георгий Широконевич сменивший Иванова, был человеком болезненным. Он состоял священником Покровского храма 8 лет, с 1842 под 1850 годы, до самой своей смерти.

В этом году пост настоятеля храма принял священник Замостского полка Георгий Романовский. Он многое сделал для благоустройства и обновления Покровской церкви, за что и получил сан протоиерея и орден святой Анны 2-й степени с короной.

Протоиерей Александр Васильевич Круглевский был военным священником не только по штату. Он принимал активное участие в Крымской войне. Принимал участие в отражении атак на Севастополь, сражаясь вместе с солдатами. Во время третьей, самой мошной бомбардировки укреплений Севастополя противником был ранен осколком бомбы в грудь и руку, но не отправился и госпиталь, а оставался в полку. Он был последним военным священником Покровского храма. В 1875 году церковь переходит из военного ведомства в ведение Екатеринославского епархиального начальства

Первым гражданским священником Покровской церкви стал Федор Руднев. В это время церковь получила место второго священника— им стал о. Хмельницкий Никифор. После его смерти вторым священником становится Апполинарий Данников.

Протоиерей Федор Руднев оставил яркий след в истории города. «Неся должность священника, о. Руднев нес в то же время и многие другие должности и обязанности... Он стоял законоучителем классической гимназии (и по временам давал уроки в женской), членом окружного учительского совета, благочинных городских и сельских церквей, председателем миссионерского комитета и Ростовского отделения епархического ученого совета, гласным Ростовской думы… Словом, о. Руднев был человеком труда и кипучей деятельности. Он не знал отдыха, работая до полного изнеможения сил. Нужно было удивляться, откуда он брал столько сил и времени, чтобы нести на своих плечах такой гигантский труд. Впрочем, это и уложило его в преждевременную могилу. Своими непомерными трудами, отзывчивостью на нужды ближнего к теплым пастырским отношением к пасомым о. Руднев приобрел среди населения также такие симпатии и глубокое уважение, какие редко выпадают на долю пастырей церкви, навсегда оставив по себе в сердцах населения самое теплое воспоминание».

О. Федор Руднев много времени уделял и заботе о здании Покровской церкви. При нем была переустроена верхняя часть купола, которая находилась совершенно в плачевном состоянии из-за своей ветхости.

В 1890 году, в конце июля, настоятелем Покровского храма становится священник Лазарь Иванович Крещановскнй. У этого настоятеля также много заслуг как перед прихожанами Покровской церкви, так и перед всеми жителями Ростова. Он так же, как и Федор Руднев вел большую общественную работу, многое сделал для развития церковно-приходского образования.

За свою почти 35-летнюю пастырскую и общественную деятельность о. Лазарь Крещановский завоевал огромную любовь ростовчан. Его популярность среди граждан Ростова выражалась неоднократным избранием его в гласные городские Думы.

О. Лазарь был человеком идейной честности и глубоко христианской кротости и незлобливости, — так писал в некрологе о нем А. Стефанов. Он умер 23 сентября 1914 года. Самым лучшим памятником Лазарю Ивановичу Крещановскому стали его книга о Покровской церкви.

Жизнь священнослужителей кроме обычных ритуальных церковных отправлений, общественной деятельности нередко была насыщена и драматическими событиями. Самым большим врагом деревянных церквей был огонь.

17 мал 1773 года в Солдатском форштадте сгорела Николаевская церковь 2-го пограничного батальона. 20 июля 1780 та же участь постигла церковь Андрея Первозванного. Загоралась и сама Покровская церковь. 20 мая 1881 года ее колокольня была зажжена ударом молнии. Горела церковь в 1881 году. Теперь уже от неосторожного обращения сторожа с огнем — он забыл зажженную свечу в приделе. Большими усилиями двум пожарным командам (Ростовской и Нахичеванской) этот огонь удалось потушить.

Огромный урон наносили жителям крепости, а затем и города эпидемии чумы, холеры, цинги.

В марте-июне 1834 года в крепости свирепствовала цинга. «По поверке записей книг первой половины прошлого столетия ни в одном году не зарегистрировано столько умерших, как в 1834 году, и почти все умерли от цинги».

Пожалуй, самой страшной была эпидемия холеры в 1892 году. Она распространилась в городе за 2—3 дня и свирепствовала с такой силой, что в день уносила жизни 500 и более человек! «Священники выбивались из сил, напутствуя больных и погребая умерших. Всех охватила паника. Среди простого народа ходили самые нелепые рассказы про холеру и лечение».

Только в 19 веке эта страшная болезнь «посещала» Ростов 13 раз. Причем были годы, когда она буйствовала по 2—3 года подряд: 1830—1831, 1847-1849, 1870-1873.

Покровскую церковь несколько раз обворовывали: в 1824, 1849, 1863, 1880, 1904 годах. Кражи были и незначительные, и очень существенные. Особенно значительной была кража при о. Широконевиче. Вот что он писал: «Ночью 10 декабря во вверенной мне церкви учинено воровство. Кроме денег 27 рублей серебром, похищены следующие вещи: 2 серебряные вызолоченные чаши, из коих одна весу 1 фунт 88 золотом… надпись на ней показывает, что она подарена в Димитровскую церковь генерал-аншефом П И. Шуваловым». Воры унесли всю золотую и серебряную церковную посуду, среди нее и другие драгоценные вещи, подаренные церкви при Темерницкой таможне Шуваловым, когда была открыта таможни и порт. Воров так и не удалось разыскать. Где и у кого хранятся сейчас эти драгоценные исторические реликвии? Этот удар священнослужитель Покровской церкви не смог пережить и вскоре умер.

29 сентября 1884 года ростовчане широко отмечали столетие Покровского храма. Представители городской думы заводчик И.С. Панченко и П.И. Ильин, настоятель храма протоиерей Николай Ручканов и священник Лазарь Крещановский разработали целую программу празднества.

Накануне торжества в Покровском храме состоялось торжественное Всенощное Бдение. Оно сопровождалось «красным звоном» всех городских Ростовских церквей и храмов Нахичевани. В литургии приняли участие многие священники и диаконы, которых пригласили не только из всех церквей города, но и сельской местности.

Утром 29 сентября состоялся крестный ход: все городские священники «в сопровождении икон и хоругвей церковных» прошли от Рождественского собора в Покровскую церковь.

Днем на Покровской площади состоялся торжественный молебен «с провозглашением многолетия августейшему ныне царствующему дому, святому правительствующему синоду и Преосвященнейшему Феодосию», а также вечной памяти всем, кто был причастен к открытию храма в крепости и ее священникам.

«Накануне торжества на главных воротах ограды выставлен был шит с изображением на нем вензелей императрицы Екатерины II, в царствование которой устроена церковь и императора Александра III. Как щит, так и ворота были украшены зеленью, а ограда, церковь и устроенная на площади палатка — флагами. С раннего утра в день рождества (29 сентября) народ со всея концов города потянулся к Покровской церкви и наполнил собою всю площадь и прилегающие к ней улицы». Во время литургии Л. Крещановский произнес речь о значении Покровской церкви, которая, по его словам, была «духовным питателем, светочем и путеводною звездою населению, окруженному раньше со всея сторон неверными».

Собравшимся раздавали брошюры под заглавием «Историческая записка о Покровской церкви». Ее подготовил и выпустил Л. Крещановский. Это было первое издание его знаменитой книги.

Когда церковные обряды закончились, площадь и Большая Садовая улица, примыкавшая к ней, были расчищены и по ней прошел военный парад. В нем принимали участие все «наличные войска», квартировавшиеся в Ростове. Во всех торжественных мероприятиях принимал участие Екатеринославский губернатор Батюшков.

В. Смирнов. «Покровская площадь»
.