rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Верный ленинец

Верный ленинец

Яркую страницу в летопись революционной борьбы на Дону вписал Сергей Иванович Гусев, который на заре революционного движения вел большую пропагандистскую и организационную работу среди ростовского пролетариата.

Сергей Иванович Гусев принадлежал к тем деятелям большевистской партии, которым выпало счастье близко знать В. И. Ленина, быть боевым соратником вождя пролетарской революции, под его руководством вести борьбу за торжество ленинских идей.

Он прошел через царские тюрьмы и ссылки, испытал трудности и опасности, сопряженные с подпольной партийной работой. Но ничто не могло помешать ему всегда оставаться стойким бойцом партии, ибо он был профессиональным революционером и служил великому делу освобождения трудящихся.

Жизнь и борьба Сергея Ивановича тесно связаны с Ростовом. В Ростове он закончил реальное училище. Здесь же впервые познакомился с учением Маркса. Семнадцатилетним юношей начал вести работу среди рабочих.

Решив поступить в технологический институт, он в 18% году отправляется в Петербург. В городе на Неве Гусев вступает в созданный Лениным "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". За участие в революционной борьбе его отправляют в ссылку. После почти двухлетнего пребывания в Оренбурге Сергея Ивановича переводят в 1899 году в Ростов под гласный надзор полиции.

В Ростове С. И. Гусев был введен в состав Донского комитета партии. Здесь он широко развернул революционную деятельность, стал одним из руководителей партийного комитета, который распространял свое влияние и на другие города.

Большую роль вел С. И. Гусев среди молодежи, оказывая постоянную помощь южно-русской группе учащихся. О деятельности этой организации тепло отзывалась ленинская "Искра".

Работая репортером в "Донской речи", С. И. Гусев, несмотря на строгую цензуру, использовал страницы газеты для критики существовавших порядков. С наибольшей силой талант пламенного революционера проявился во время знаменитой ростовской стачки в ноябре 1902 года.

Еще летом С. И. Гусев говорил: "Мы ходим по раскаленной почве: осенью надо ждать событий". Так оно и случилось.

Началось с того, что котельщики Главных мастерских Владикавказской железной дороги потребовали удаления мастеров Вицкевича и Чернявского, которые своими действиями вызывали возмущение рабочих. Однако администрация отказалась удовлетворить это требование. Тогда рабочие объявили забастовку.

Донской комитет в выпущенной прокламации обратился ко всем железнодорожникам: "Котельщики начали, - говорилось в ней, - они сделали первый шаг к борьбе, и рабочие всех цехов должны продолжать эту борьбу ..."

Донком, призывая к забастовке, помог рабочим четко сформулировать основные свои требования: девятичасовой рабочий день, повышение расценок, удаление ненавистных мастеров.

На митинг в мастерских собралось три тысячи рабочих. Они дружно поддержали призыв члена Донкома И. И. Ставского всем немедленно приступить к забастовке. Разгорелась стачечная борьба. К ней присоединились рабочие крупнейших ростовских предприятий. Их число росло с необыкновенной быстротой. Двор мастерских уже не смог вместить всех бастующих, и собрание было перенесено в расположенную поблизости балку.

Активный участник этих событий, член Донского комитета Афанасий Мочалов рассказывал об этом:

"Целое море... десятки тысяч голов... Мощно, как удар молота по наковальне, среди абсолютной тишины раздается и несется по волнам человеческого моря смелая и свободная политическая речь... Речь оратора заканчивается возгласом: "Долой самодержавные законы, долой самодержавие!" И этот возглас подхватывается десятками тысяч голосов".

Такого еще не было. Впервые в самодержавной России трудящийся лад Ростова сплоченно поднялся против своих угнетателей.

Рабочие приходили на грандиозные митинги, собиравшие до 20 тысяч человек, открыто обсуждали свои нужды. Речи ораторов носили политический характер, в них звучал призыв к революционной борьбе против царского правительства. Руководил стачкой Донской комитет партии, который возглавлял С. И. Гусев. На второй день стачки он написал прокламацию. В ней были такие слова:

"Первый снег... И вместе с тем первый отдаленный, раскат надвигающейся революции. Рабочие Владикавказских мастерских бросили работу и выставили свои требования. В них ничего нет политического, но самый факт такой крупной стачки своим могучим напором рвет старые, заржавленные средневековые цепи самодержавия. И не дождемся мы, быть может, будущего "первого снега", как те же рабочие стройной тысячной толпой пойдут под красными знаменами социал-демократии с громким возгласом: "Долой самодержавие! Да здравствует свобода!", пройдут по улицам Ростова, которые еще никогда не слышали возгласов свободы. Они - и только они - в силах разрушить смрадное здание проклятого самодержавия, они - и только они - в силах дать свободу задушенной, голодной России..."

22 дня продолжалась стачка рабочих Ростова. Это были напряженные дни ожесточенной борьбы трудящихся за свои права. С помощью войск и полиции стачка, была подавлена. Но не в силах были царские власти сломить боевой дух рабочих. В выпущенной в конце стачки прокламации "Гражданам всей России" С. И. Гусев писал: "Пусть же пожар, вспыхнувший на Дону, разгорится грозным пламенем, пусть в ответ на ружейные залпы могучим эхом прогремят демонстрации, пусть стоны жертв покроет гром протеста, пусть повсюду также единодушно, как в Ростове, вынесут смертный приговор самодержавию, гнетущему страну".

Помещая эту прокламацию на своих страницах, редакция "Искры" предпослала ей следующие строки:

"Перепечатываемая наш прокламация Донского комитета подводит итог замечательным событиям, дает в высшей степени яркую и верную оценку им и делает практические выводы, которые никогда. не устанет повторять социал-демократия". Эти строки были написаны В. И. Лениным.

Ростовской стачке было сужено сыграть огромную роль в развитии революционного движения в России. В. И. Ленин писал, что в ростовских событиях 1902 года "пролетариат впервые противопоставляет себя, как класс, всем остальным классам и царскому правительству".

Через несколько месяцев, в марте 1903 года, ростовский пролетариат вновь заявил о себе как о мощной революционной силе, приняв участие в знаменитой мартовской демонстрации. Подробный план демонстрации был разработан С. И. Гусевым. Все новые тысячи присоединились к тем, кто с развернутым знаменами вышел на улицы города.. На. знаменах - надписи: "Да здравствует политическая свобода!", "Да здравствует 8-часовой рабочий день!", "Долой самодержавие!"

О ростовской демонстрации С. И. Гусев подробно написал в помещенной в "Искре" статье. "Сколько народу было на демонстрации - определить невозможно, - писал он. - Но, несомненно, десятки тысяч..." И далее автор замечает: "Невозможно описать героизма и мужества женщин-работниц... "Долой буржуазию!" - кричат они, и в их криках столько ненависти, столько силы, что сердце начинает прыгать от радости в груди, как будто уже занимается заря социализма".

В истории России еще не было такой мощной демонстрации пролетариата, настолько умело подготовленной и проведенной Донским комитетом партии. Ростовская мартовская демонстрация - яркое свидетельство нарастающего революционного подъема.

Как признанный вожак ростовских рабочих Сергей Иванович Гусев был избран делегатом на второй съезд РСДРП. На съезде он выступил при обсуждении первого параграфа Устава партии. Он заявил: "... на мою долю выпало говорить последним, после всего сказанного мне нечего прибавить. Я стою за формулировку Ленина....".

В. И. Ленин видел в Гусеве преданного партии работника, высокого ценил его организаторские способности, любил беседовать с ним, состоял в переписке, поручал важные дела.

Сергей Иванович вел партийную работу в крупных пролетарских центрах, Москве и Петрограде, а после Октябрьской революции стал видным военным деятелем. В годы гражданской войны он многое сделал для победы над врагами Советской власти. В дальнейшем занимал ряд ответственных государственных и партийных постов. И всюду, куда бы ни направила его партия, он всегда оставался верным ленинцем, борцом за победу коммунизма.

На доме № 48 по переулку Островского (бывший Почтовый переулок № 50) установлена мемориальная доска, гласящая: "В этом доме в 1902 - 1905 г.г. нелегально проживал один из руководителей стачки 1902 года и революционного движения на Дону, видный деятель большевистской партии Гусев Сергей Иванович (Драбкин Я. Д.).

И. Гетузин. Страницы ростовской летописи
.