rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Первая в России...

Первая в России...

На здании речного вокзала укреплена мемориальная доска. На ней выбита надпись: "Изобретатель радио профессор А. С. Попов построил в 1901 году в Ростовском речном порту первую в России радиостанцию гражданского назначения для целей улучшения судоходства в нижнем течении реки Дон".

Изобретение радио явилось одним из крупнейших научных открытий, сыгравших выдающуюся роль в развитии мировой культуры. Ныне даже трудно себе представить, что было время, когда человечество не знало радио. А в наши дни обойтись без него просто невозможно, настолько оно глубоко вошло в жизнь, украшая и облегчая ее, делая ее наполненной, насыщенней, содержательней и, в конечном счете, счастливей. Вот почему имя изобретателя радио Александра Степановича Попова окружено ореолом славы, любимо и почитаемо во всем мире. Советские люди горды сознанием, что великий ученый был их соотечественником. А ростовчанам это имя близко и дорого еще и потому, что первая гражданская радиостанция в России была установлена на Дону, в Ростовском речном порту.

В начале века Ростовский порт был одним из крупнейших в стране. В течение года через него проходило более десяти тысяч судов. Однако нормальному развитию судоходства мешало то, что за навигационный период уровень воды в донских гирлах часто менялся. Нередкими были случаи, когда груженые пароходы во время низкой воды садились на мель. Поэтому необходимо было вести постоянное наблюдение за водным режимом и об изменениях сообщать в порт. Решено было использовать для этого изобретение А. С. Попова. Комитет Донских Гирл обратился в ноябре 1900 года к А. С. Попову с письмом:

"Комитет для содержания и исправности Донских Гирл в заседании своем 10 сентября с. г. при обсуждении проекта углубления судоходного канала Гирл, а следовательно, и его удлинения, обратил внимание на то обстоятельство, что оптическая сигнализация с плавучего маяка, стоящего у выхода из канала в Азовское море на лоцмейстерский пост, находящийся на берегу, на острове "Перебойном" становится все затруднительнее и ведет иногда к нежелательным ошибкам, а поэтому Комитет решил заменить эту сигнализацию более совершенной системой беспроволочного телеграфа, отдав при этом предпочтение системе русского изобретателя, т. е. Вашей..."

В этом же письме говорилось: "...Комитет желал бы, чтобы установка и проба аппаратов были произведены под Вашим непосредственным наблюдением..."

Ученый быстро откликнулся на просьбу Комитета приехать в Ростов и лично руководить установкой беспроволочного телеграфа. И это понятно. Ведь в основе его научной деятельности всегда была тесная связь теории и практики и он придавал практическим делам по внедрению своего изобретения первостепенное значение. В то же время он, как основоположник подготовки радиоспециалистов для флота, был рад случаю поделиться своим опытом. Это совпадало с его желанием научить энтузиастов, в ту пору насчитывающихся единицами, которые с увлечением отдавались новому, еще мало кому известному делу, сулящему большие выгоды в подъеме экономики страны.

После завершения неотложных дел на Черноморском флоте изобретатель летом 1901 года направился на Дон. В Ростов Александр Степанович приехал вместе со своим ближайшим помощником П. Н. Рыбкиным. После встреч и переговоров с заинтересованными лицами, ознакомления с обстановкой на месте, ученый приступил к работе. Трудился он, что называется, засучив рукава, с большим подъемом, Он неотлучно находился там, где под его наблюдением строилась гирловая радиостанция. Его руководство, как вспоминают очевидцы, носило постоянный, систематический характер поисков наиболее оптимальных решений. Он вникал во все мелочи, заботился о том, как облегчить и упростить труд людей. Да и сам работал не покладая рук. В любое время его можно было встретить на главных объектах строительства - то ли дающим указания техническому персоналу, сооружающему приемную радиостанцию, то ли помогающим тем, кто монтировал передатчик. Эта работа захватила его целиком и он не жалел сил для быстрейшего и успешного ее окончания.

Первым советчиком во всем этом деле, разделявшим с ученым и трудности, и радости, был его давнишний друг и соратник П. Н. Рыбкин.

Надо сказать, что после постройки первой линии гражданской радиосвязи в Ростове, А. С. Попов не переставал интересоваться ее работой. Большую радость доставляли ему сведения, что она действует исправно. А ровно через год, в августе 1902 года, ученый вновь прибыл в Ростов. Он выезжал в гирла и здесь провел несколько дней, посвятив их усовершенствованию возведенного им беспроволочного телеграфа. Из Ростова изобретатель отправил несколько писем. Писал он и в Ростов, в Комитет Донских гирл. Эти письма хранятся в мемориальном музее А. С. Попова в Ленинграде. Заведующая этим музеем, внучка великого ученого Е. Г. Кьяндская сообщила мне, что эти письма войдут в подготавливаемую ею к изданию переписку изобретателя радио.

Занятый большой научной и педагогической деятельностью, практической работой по строительству станций беспроволочного телеграфа на Украине, Александр Степанович не забывал о своем первенце - линии радиосвязи в Ростове и пользовался любым поводом, чтобы навести справки о ее функционировании. А в октябре 1902 года по его просьбе в Донские гирла прибыл лейтенант И. Ревякин, который затем писал ученому, что "... нашел телеграф действующим. Аппараты работают хорошо..."

Трудно переоценить значение проведенной А. С. Поповым в Ростове работы не только для судеб донского судоходства, но и для оборудования аналогичных линий гражданской радиосвязи и в других местах.

И. Гегузин. Страницы ростовской летописи
.