rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Когда небо в огне

КОГДА НЕБО В ОГНЕ

В предвоенные годы летчиками мечтали стать буквально все. Для большинства советских мальчишек, кажется, раз и навсегда первым делом стали самолеты. Жаль, что романтика небес слишком быстро сменилась военными битвами.

А бывали и невероятные случаи. В летчиках оказывались, например, бухгалтеры. Кавалер многих орденов, обладатель медалей "За оборону Москвы", "За оборону Ленинграда", "За оборону Сталинграда", Герой Советского Союза Платон Федосеевич Клята - из таких. Учиться летному мастерству он начал за пять лет до войны, по спецнабору попал в Сталинградскую авиашколу. А в 30-х годах Платон Клята учился на бухгалтерских курсах, позже поступил на заочное отделение Московского экономического института. Работал некоторое время Клята на ростовской "Табачке".

В августе 1936-го в числе активистов-комсомольцев был направлен в авиацию. Это именно тот случай, когда воля партии круто изменила жизнь. В летчики Клята пошел, когда надвигалась гроза войны. В обычных бытовых разговорах порой возникали фразы о том, что обстановка в мире осложняется. После Сталинградской авиашколы Клята попал в Рязань. В местную высшую штурманскую школу брали только лучших. Именно там Клята начинает в качестве летчика-инструктора учить других полетам ночью. Ему, молодому специалисту, достался новенький ИЛ-4 или, как его называли сами летчики, ДБ-3 (бомбардировщик дальнего действия). Самолеты этой серии только ставились на вооружение.

В Сталинграде Платону больше, чем ПО-2, не доверяли. Пришлось переучиваться. Ну, а если в пользовании - новейший по тем временам бомбардировщик, как тут не загореться небом?.. Искорку увлечения полетами превратило в пламя и посещение Сталинградской авиашколы летчиками, воевавшими в Испании. Клята смотрел на них с завистью и восхищением: они свой долг выполнили. Так незаметно и он перешагнул ту извечную ступеньку, отделяющую увлеченного от специалиста. Еще до войны Клята стал первоклассным летчиком.

А о том, что война обязательно будет, знали. Летчиков готовили специально с расчетом на приход врага. Их бросали с аэродрома на аэродром, тренировали днем и ночью… Великую Отечественную Платон Клята встречает в 207-м авиационном полку. Там служил Маслов и Гастелло, а позже Евдокимов… 207-й дальнебомбардировочный. Первое боевое крещение запомнилось Платону Федосеевичу Кляте на всю жизнь. Накануне жаркого июля 1941-го фашистская авиация уничтожила истребители всего Советского Союза практически полностью. Они имели важное значение в годы войны, выполняли роль прикрытия, в случае опасных вылетов могли подстраховать летчиков на бомбардировщиках. В общем-то, без сопровождения истребителя не мог вылететь ни один экипаж.

14 июля 1941-го в расположение полка под Орлом пришла весть: часть самолетов перехвачена, два ИЛ-4 сбиты врагом, три машины вернулись поврежденными. На следующий день, первый, когда Клята стал служить в полку, он получает боевое задание: уничтожить немецкую танковую колонну на переправе через Днепр в районе города Шклов. Бомбардировщик Кляты шел самым первым, без прикрытия. Танки бомбили с высоты примерно 400 м. Штурман экипажа лейтенант Добряк сбрасывал бомбы. Они ложились точно: фашистские танки уже горели и тонули. Пустить противника ко дну - нелегкая задача. Из ватных облаков выныривают три пары МЕ-109. Гитлеровские "Мессершмитты" своих в обиду давать не хотели. Бомбардировщик Кляты бил по врагу до последнего. Лететь приходилось низко. Танки с земли палили прямо в самолет. А тут еще фашистские "Мессеры" меткой очередью попытались отразить атаку. Ведущий "Мессер" загорелся. Однако силы были неравны. ИЛ-4 сумел оторваться от девяти преследователей, но был сильно поврежден. Клята резко ушел в облачность. И мягкие облака укрыли громадину бомбардировщика. Танковая колонна под Шкловом разбита.

Это было прорывом в тот момент, когда наши войска попали в окружение, а враг уже подступал к столице. …Облака. Не раз они спасали бомбардировщик Платона Кляты. Они, а еще ночь, были единственным прибежищем для краснозвездных крыльев экипажа ИЛ-4. Выручили облака и под Москвой. На земле грохотали вражеские орудия. Чтобы остаться в живых, ИЛ-4 Кляты взлетает в высь, в облака. А там - гроза! Самолет трясло, все приборы отказали. Командир экипажа Клята бросает ИЛ-4 в пике. Из облаков самолет вышел едва ли не у земли. Клята пытается связаться с радистом и штурманом. На связь никто не выходит: все члены экипажа, кроме Платона Кляты, выпрыгнули с парашютом. В распоряжении у Кляты только карта полетов. Выйти на связь, показать, что свой, нельзя. Пришлось правдами, неправдами долетать до ближнего аэродрома.

Между прочим, при появлении самолета Кляты там все полеты в секунду прекратились. Чужой самолет сразу навел на подозрения: вдруг враг? Клята пристроился к хвосту самолета, идущего на посадку. Приземлился у своих.

В сороковые роковые Платон Клята совершил более 300 боевых вылетов. Он считался лучшим в мире летчиком по "слепым" полетам, когда приходилось верить только приборам. Приборы бывали честнее людей. После того случая, первого боевого крещения, на переправе через Днепр, погиб практически весь 207-й полк. Архив полка также не сохранился. В том первом бою убили и радиста Соболева, думали, что погиб и Платон Клята. Но он выжил и совершил еще много подобных опасных вылетов на территорию врага. Туда, где небо держали на надежном "замке" и где в трудную минуту выручали облака…

 Платону Федосеевичу нынче уже 88 лет. И спустя долгие годы после Великой Отечественной о его героических полетах в летной книжке нет многих записей. В войну было не до всяких формальностей. Боевые вылеты следовали один за другим, но не все они отражались в документах. Награжденный многими орденами и медалями, Платон Федосеевич почти ни разу их не надевал. Есть три медали, которые ему дороги даже больше, чем звание Героя СССР, - "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда" и "За оборону Ленинграда".

События, творящиеся сегодня в мире, не могут не волновать ветеранскую душу. Вот недавно с тревогой он следил за информацией вокруг катастрофы в небе над Германией. - И в войну бывало такое, - замечает Платон Федосеевич. - В небе летало очень много самолетов. Иногда сталкивались… В моей летной практике случались такие моменты, когда самолет вдруг резко болтало. Это значило, что где-то поблизости проскочил кто-то…

Сам Платон Федосеевич вовсе не считает, что о его подвигах в военном небе нужно рассказывать. Уговорить Платона Федосеевича на интервью было нелегко. Решающим аргументом стало то, что статья в газете, как и мемориальная доска на том доме, где живет Герой Советского Союза Клята, станет вечной памятью тому первому боевому вылету, что случился 61 год назад…

25.07.2002. «Наше Время».
.