rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Упразднение крепости Св. Дмитрия Ростовского

Упразднение крепости Св. Дмитрия Ростовского. Новый городской план. Темерницкое поселение. Дальнейшее развитие города Ростова на Дону. Ростов по описанию Г. П. Данилевского

В 1835 г. по указу Императора Николая 1 была упразднена крепость Св. Дмитрия как исполнившая уже свою историческую роль. Земли ее впоследствии были внесены в черту городской оседлости. Упразднение крепости сильно отразилось на благосостоянии Ростова, тогда еще небольшого города, потому что он лишился некоторой деятельной части своего населения: с упразднением крепости войска были переведены в Анапу, с ними ушли, конечно, офицеры и крепостные люди, принадлежащие им, и, что самое главное, ушел весь торговый люд, имевший дела с крепостью и крепостным начальством. Торговые дела города уменьшились, но такое положение дел продолжалось недолго. С открытием в Ростове самостоятельной таможни вновь закипела кипучая деятельность нового города. Будущее города было обеспечено. В год открытия самостоятельной таможни в Ростовский порт прибыло судов 262, отправлено 542.

Торговые обороты Ростовского порта увеличивались; город все более и более разрастался. Количество земли (224 десятины), отведенной городу по плану 1811г., было уже недостаточно. В 1845 г. был Высочайше утвержден новый городской план, включивший в черту города земли упраздненной крепости Св. Дмитрия и поселок при Богатом Колодезе. Этот план прибавил городу еще 246 десятин земли.

К этому времени является известным и новое поселение, самовольно возникшее на городской земле за рекою Темерником. а именно Темерницкое поселение.

Сначала оно носило весьма странное название «Бессовестной Слободки», вероятно потому, что обыватели, селившиеся здесь, без всякого зазрения совести занимали городскую землю и по своему усмотрению строились на ней самовольно без всяких утвержденных планов и разрешений.

Постройки эти воздвигались здесь без всякого порядка, и ориентироваться в этой местности мог только здешний житель, но ни в каком случае кто-либо из посторонних.

В романе Г. П. Данилевского «Беглые в Новороссии» имеется несколько следующих строк, посвященных этому поселению: «... по взгорью здесь было раскинуто село, по народному прозвищу Бессовестная слободка. Домики и хатки слободки, точно куча камешков, кинутых из горсти, как попало торчали тут без всякого порядка, лепясь по обрывам, сползая к реке или взбираясь на маковку взгорья. Эта слободка селилась сама собою под городом, когда еще мало обращали внимания на то, кто сюда приходил и селился. Она селилась без всяких справок и разрешений».

Таким образом город расширялся и все более богател. В 1844 г. являются первые мостовые в городе: были вымощены два спуска к Дону. В 1845 г. Ростов экспортом своим превосходит Таганрог. В 1846 г. он имел уже более 9 тысяч населения.

Дон, кормилец Ростова, шумел кипучею жизнью. Очень картинно изображена эта шумная деятельность на Дону и на его ростовских берегах тем же Г, П. Данилевским, в том же указанном выше его сочинении. «По огромному разливу Дона плыли барки и расшивы; сплавлялся плотами лес. В гирла к Азовью и обратно шли пароходы; клубился дым, раздавались голоса лоцманов: «руль к берегу», «молись», и рабочие, скинув шапки, вслух молились и крестились на восток. Влево поберегу, по горе и внизу, шли ветхие лачужки предместья. Двухколесные бочки медленно тащились от источника с водою в город. По крутым тропинкам сбегали с ведрами бабы и девки. По улицам двигался озабоченный, будто бегущий куда-то народ. Турецким душистым табаком пахло везде. У источника город еще был тих'. А туда далее, к площадям, прохожий поминутно слышал говор разных языков: слова итальянские, греческие, французские, татарские и украинские. Вдали за рекой, на том боку, на низменной стороне, сверкал громадный залив Дона и виднелись в тумане отдаленные слободы и станицы. Там были чисто степные картины: беспредельность гладких лугов и полей, которых зелень и ясность переходили мало-помалу в голубые краски и сливались, наконец, с туманом небосклона. По зелени первых луговых трав тянулись, пересекаясь, обозы чумаков с солью, с хлебом и с лесом и подгородные фуры с сеном. Внизу, правее, были оптовые магазины с сибирским железом, а там опять хлебные греческие и итальянские магазины. Работа с наступлением весны в последних шла самая спешная. У крылец на шестах были растянуты, в виде исполинских навесов, полотняные пелены. Под ними кишмя кишел наемный люд поденщиков; хлеб «перелопачивался», рассыпался по другим пеленам, сушился, очищался на грохота и подсидки, насыпался в мешки и тут же грузился внизу на барки. Работники носили хлеб, бабы и девки зашивали мешки, отгребали пыль и сор. Везде раздавались веселые шутки, смех и песни»".

Из этого описания видим, что уже в то время Ростов был шумным, разноплеменным и разноязычным городом, каковым он остался и до настоящего времени.

А.М. Ильин. «История города Ростова-на-Дону»
.