rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Ростовская торговля в шестидесятых и семидесятых годах прошлого столетия

Ростовская торговля в шестидесятых и семидесятых годах прошлого столетия. Фабрики и заводы

Итак, после Крымской войны в шестидесятых и семидесятых годах XIX столетия Ростов становится первым городом по торговле между приречными городами Новороссийского края. На ростовскую пристань свозились в то время многочисленные товары с Волги и Камы. Волжские товары от Дубовки шли волоком на Качалинскую пристань, а затем сплавлялись по Дону к Ростову. К этим товарам относились: мука, крупа, сухари, овес, хлебное вино, железо, медь, артиллерийские снаряды для флота и крепостей, лес, смола, рогожи, масло и т. д. К этим товарам присоединялись произведения, доставляемые кавказскими областями: хлеб, льняное семя, рис, хлопок, и землями черноморскими: шерсть, сало, кожи, медь, соленая рыба и проч. Отсюда же пригоняли лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное количество хлеба доставлялось в Ростов также и из земли войска Донского, из Воронежской, Саратовской и других ближайших губерний. Барки с пшеницей, рожью, овсом, мукой, крупой, пшеном начинали приходить по Дону к Ростову обыкновенно с первой водой. На них, кроме того, привозилось множество казенного провианта для отправки в Черноморию, Мингрелию, Абхазию и вообще в укрепленные места по восточному берегу Черного моря. Барки эти сооружались из нового леса и только для одного сплава. «После разгрузки проданные барки, еще при полной воде, переплавлялись на левый берег Дона, где около наплавного моста были лесные биржи. Когда спадала вода, барки оставались на сухом. Разбирали их уже после закрытия навигации, когда Дон покрывался льдом, когда дешевели рабочие руки. Днища барки шли на срубы (тогда еще в Ростове дома строились деревянными срубами), кокоря — на балки и стропила, обшивка — на разные поделки, мелочь и обрезки на дрова».

Барки с железом, медью и сибирскими товарами приходили позднее. За этими товарами приходил с волжского бассейна многочисленными плотами строевой лес, доски, луб, посуда, разные деревянные изделия. Из камских лесов приготовлялись в Ростове даже целые казармы для укрепления восточных берегов Черного моря и в разобранном виде потом отсылались туда. По продаже леса и других товаров в Ростов, остальное количество отправлялось в Таганрог, Черноморию, на Кавказ и в Крым.

Множество шерсти привозилось в Ростов из кавказских областей, земель черноморских и Донского войска. Шерстомойки, устроенные при реке Доне, занимали в летнее время многие сотни рабочего народа.

Мытая шерсть шла из Ростова частью в Таганрог для заграничного отпуска, частью же во внутренние губернии. Приготовление и продажа сухой и соленой рыбы составляли в то время для Ростова значительный промысел: рыба отправлялась в Москву, Воронеж, Харьков, Полтаву и другие места. Из Крыма привозилось в Ростов множество соли; здесь были устроены казенные соляные магазины, и соль развозилась отсюда в разные места. Но главнейшими предметами торговых оборотов Ростовского порта считались тогда пшеница и льняное семя, вывозимые в огромном количестве из Ростова за границу. В соседние губернии, в Черноморию, на Кавказ, в Киев и даже в Польшу товары отправлялись из Ростова также гужем на волах чумацкими фурами и конными извозчиками. Зимою стекалось в Ростов несколько тысяч подвод за рыбою и другими продуктами. Целый ряд постоялых дворов тянулся по Никольской улице. На том месте Большой Садовой улицы, где теперь Коммерческий клуб (дом наследников Мерошниченко), был обширный постоялый двор для чумаков и извозчиков. Товары в Таганрог, Керчь, Одессу, Севастополь и другие черноморские порты вывозились на каботажных судах. Тысячи человек находили себе пропитание, занимаясь каботажным плаванием.

В начале шестидесятых годов между Ростовом и Таганрогом по реке Дону и Азовскому морю ходили только два парохода: «Предприятие» в 40 и «Донец» в 25 сил, а потому парусным судам работы было вдоволь. Уже тогда по каботажному судоходству первое место принадлежало Ростову.

Что касается фабрично-заводской промышленности того времени, то должно заметить, что Ростов долгое время был исключительно торговым городом, только в последние годы он приобрел важное значение на юго-востоке России как крупный, заводов всего лишь 22, которые вырабатывали в год товаров на 376 795 рублей. Предприятия эти были следующие: 4 кожевенных, воскобойный, мыльный, 2 салотопенных и 3 кирпичных завода; макаронная, 2 галето-сухарные, 2 канатные и 5 табачных фабрик. Теперь, когда табачные фабрики Ростова имеют миллионные обороты (свыше 15 миллионов рублей в год), странно даже слышать, что все 5 табачных фабрик Ростова того времени вырабатывали в год табаку всего лишь на 13/2 тысяч рублей.

Здесь уместно упомянуть, что жителей в Ростове на Дону в 1851 г было 10863 человек обоего пола, в 1857 г. — 15824, в 1858 г. — 20491 и в 1859 году уже более 24 тысяч человек.

Особенно сильно стало увеличиваться население Ростова и расширяться его торговля с 1864 г., т. е. со времени замирения и присоединения Кавказа. Ростов в то время был единственным торговым и передаточным пунктом между Европейской Россией и Кавказом, поэтому замирение Кавказа и присоединение его к России имели значение первой важности для Ростова на Дону.

А.М. Ильин. «История города Ростова-на-Дону»
.