rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Картина старого Ростова в начале второй половины XIX столетия

Картина старого Ростова в начале второй половины XIX столетия

Несмотря на развитие торговли и увеличение населения, Ростов пятьдесят лет тому назад представлял из себя почти такой же непривлекательный город, каким застал его А. Скальковский в 1846 г. В отношении благоустройства он подвигался весьма медленными шагами. Нынешняя краса Ростова, Большая Садовая улица, была все также еще второстепенной.

Мостовые, начало которым было положено в 1844 г., существовали лишь кое-где. О тротуарах имелось тогда лишь самое смутное понятие. По бокам улиц тянулись так называемые досчатые мостики. Здания были самой примитивной архитектуры. Не подвергаясь долгому ремонту, они представляли печальный и мрачный вид. Особенной правильности в постройках не соблюдалось, а на окраины города никто не обращал внимания: там строился всяк как хотел и где хотел.

Освещение города было керосиновое. Керосин привозился тогда из Одессы. Бакинский керосин тогда еще не был известен.

Склад керосина находился в пределах нынешнего Нового Поселения, где выкапывались неглубокие четырехугольные ямы, в которые складывались бочонки с керосином и засыпались землей. Сверху устраивали стропила и покрывали легкой крышей. При такой системе ни пожар, ни дождь, ни снег не были опасны «складу». Кое-где торчали на улицах кривые, шатающиеся фонарные столбы с разбитыми стеклами и коптящими лампами. Летом они, впрочем, давали хоть какой-нибудь свет, но в другие времена года, когда господствуют туманы, дожди, снежные вьюги и т. п., город погружался в кромешную тьму. Обыватель по ухабам немощеных улиц, загрязненных кучами мусора и разных нечистот, ощупью отыскивал дорогу домой, ежеминутно подвергая свою жизнь опасности.

Город был в высшей степени загрязнен, так как жители не любили себя утруждать вывозом нечистот куда-нибудь подальше: все без стеснения сваливалось прямо на улицу. Место на Большой Садовой улице, занятое теперь Петровским реальным училищем, не распланированная еще Малая Садовая улица, берег Дона, Генеральная Балка были излюбленными местами свалок всяких отбросов, нечистот и мусора. Целые горы мусора были воздвигнуты также и на углу Большой Садовой улицы и Ткачевского переулка, около солдатских казарм. Границу города с севера составляла по-прежнему Генеральная Балка, через которую, как сказано было выше, были перекинуты два деревянных моста: один по Таганрогской улице, другой в том месте, где ныне Малый проспект направляется к Пушкинской улице.

По обеим сторонам балки ютились небольшие деревянные домишки, крытые камышом или тесом. В балку вели в разных местах спуски, и по ним также ютились разные постройки обывателей.

Положу балки протекал ручей, который на топографическом плане города Ростова 1857 г. имеет надпись «Безымянный ручей». Здесь уместно упомянуть, что «честь начала упорядочения этого оврага принадлежит покойному городскому голове А. М. Байкову. Первый почин этому был сделан постановлением Городской Думы 22 мая 1857 года, признавшей необходимым устроить в балке по дороге из Таганрога каменный мост взамен деревянного, требующего частого исправления. После долгой переписки, наконец, в 1863 году мост этот был выстроен в виде арки, переброшенной через балку, шириною в 20 саженей и пролетом в 2 сажени. Стены были выведены из аршинного камня, свод кирпичный, а дно трубы было вымощено камнем, для протока воды. Вся постройка обошлась около 5 тысяч рублей. Какое событие для Ростова была постройка этого моста, видно из того обстоятельства, что Городское Общество постановило приговор, утвержденный г. Екатеринославским губернатором, о наименовании этого моста «Банковским». Эта арка под «Байковским мостом» и послужила началом и прообразом всей так называемой «трубы на Генеральной Балке».

С течением времени, когда Ростов разросся, Генеральная Балка очутилась в центре города. Она по-прежнему служила жителям, несмотря на все запрещения, главным свалочным местом всяких нечистот.

Вопрос о закрытии этой балки поднял тот же А. М. Байков в 1884 г. В 1886 г. начались работы по закрытию балки, которые окончились лишь в 1893 г. Байковский мост был разобран. Теперь о нем напоминает лишь мраморная плита, прикрепленная к дому Супрунова, находящемуся на Таганрогском проспекте, на которой вырезана лаконичная надпись: «Байковский мост».

137С течением времени город обстраивается и постепенно приобретает более приличный вид. Постепенно улучшается и Большая Садовая улица. Старожилы города еще хорошо помнят многие прежние ее здания, которые со временем уступили место другим, придавшим красоту этой улице.

С течением времени на Большой Садовой улице возникает Городской сад, обнесенный сначала деревянной решеткой, которая впоследствии была заменена железной. Сад впоследствии украшается ротондой, разбиваются клумбы, проводятся аллеи и т. п.

С течением времени Большая Садовая улица застраивается большими красивыми домами и делается главной улицей города. Другие улицы города также обстраиваются: старые здания заменяются новыми, кроме того, на пустопорожних местах постепенно воздвигаются все новые и новые постройки, из которых особенно замечательно громаднейшее здание собора, оконченное постройкою в 1860 г. Величественная колокольня при соборе построена в 1885 г. на средства И. С. Панченко. Город все растет и расширяется; целые поселения возникают на окраинах его. Наконец, с течением времени, город становится крупным населенным пунктом в империи.

Из окраин города того времени известны Новостроенка, или Николаевский хутор, который впоследствии был назван Банковским хутором; Новоселовка, начинавшаяся от площади, занятой теперь Коммерческим училищем; Забалка, расположенная по северной стороне Генеральной Балки; Новое Поселение, или Нахаловка, разместившаяся около Старого кладбища; Богатый Источник, раньше называвшийся Богатым Колодезем, и Темерницкое поселение.

А.М. Ильин. «История города Ростова-на-Дону»
.