rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Река Дон. Донские гирла

Река Дон. Донские гирла. Значение Дона для Ростова. Набережная

Дон берет начало в Тульской губернии Епифановского уезда. Сначала он протекает через Рязанскую, Тамбовскую и Воронежскую губернии, а затем, вступив в пределы Донской области и пройдя во всю длину ее, спокойно и плавно вливает тихие воды свои в Таганрогский залив Азовского моря. Выше Ростова, не доходя до него около 20 верст, Дон течет в низменных, большею частью затапливаемых в весеннее половодье берегах. Приближаясь к Ростову и придвигаясь к правому гористому берегу, Дон ниже станицы Александровской разделяется на два рукава, из которых левый, как более обильный водою, служит судовым ходом; правый же мелководный рукав для плавания судов является неудобным. С того места, где оба рукава снова сливаются в общее русло, начинается город Ростов на Дону и тянется на протяжении 3 1/2 верст до пределов станицы Гниловской. За Гниловскою станицей Дон отделяет от себя первый и довольно большой рукав, известный под именем Мертвого Донца. Далее, ближе к Азовскому морю, Дон разбивается на многие соединенные между собою ериками и протоками рукава, которыми и достигает Азовского моря. Рукава эти называются Донскими гирлами. До учреждения Комитета Донских гирл, т. е. до 1865 г., гирла реки Дона находились в ведении главного управления путей сообщения. С 1865 г. и по настоящее время изучение гирл и производство в них технических работ возложены на Комитет Донских гирл. Начало техническим работам в Донских гирлах с целью устранить препятствия, встречаемые плавающими судами, положено еще Петром Великим во время его Азовских походов. Затем в течение полутораста лет никаких работ в гирлах не производилось. Только в 1861 г. занялись очисткой главных рукавов Дона, запруженных во время Крымской войны затопленными баржами. Работы были произведены в весьма малом масштабе, и учрежденному четыре года спустя после этих работ Комитету Донских гирл достались в наследие рукава Дона, находившиеся, можно сказать, в естественном своем состоянии.

В положении о Комитете сказано, что Комитет учреждается с целью «расчистки Донских гирл, поддержания их в удобном для прохода судов состоянии и наблюдения за самым проходом судов, в видах установления правильного в этом отношении порядка».

Прошло 44 года со времени учреждения Комитета, и результаты работ его могут быть вполне оценены. По сведениям специалистов, ныне гирла приведены в такое удовлетворительное состояние, что плавание судов не встречает в них никаких серьезных преград, за исключением, разумеется, тех случаев возникновения естественных препятствий, которые никакими искусственными средствами устранены быть не могут.

Плавание же по самому Дону сопряжено еще и доныне со многими препятствиями. Но судохозяева и судоводители как-то сжились с этими многочисленными неудобствами: перекатами, мелями и т. п. и не могут, кажется, и представить себе возможности беспрепятственного плавания по этой весьма важной для всего приазовского края реке.

К числу неудобств речного судоходства относится, как известно, и замерзание рек. Дон обыкновенно замерзает в ноябре, а вскрывается в марте. В верховьях реки замерзание происходит ранее, а вскрытие позже, чем в низовых частях. При вскрытии Дон ежегодно сильно разливается, особенно в нижнем своем течении.

«Величина разлития Дона, завися вообще от обилия снегов, обусловливается также господствующими ветрами: если вскрытие начинается с нижних частей реки от низовых теплых ветров, то лед проходит по фарватеру свободно, и тогда разлив обыкновенно бывает незначителен; если же вскрытие реки происходит при северных холодных ветрах и совпадает со вскрытием ее притоков и с прибылью так называемой русской воды, то разлив бывает весьма значителен. В обыкновенное половодье ширина разлива в верхнем течении Дона бывает весьма ничтожна и не превышает нескольких сот сажен; в среднем она изменяется от 1 до 8 верст, а в нижнем разлив местами распространяется на 30 и более верст».

144Речка Темерник, впадающая в Дон у Ростова на границе его с Гниловскою станицей, также сильно разливается. Сильное разлитие Темерника весною 1908 г. принесло много бед жителям, имения которых расположены на его низменных берегах. Этот разлив заставил Городскую Думу принять меры к предупреждению бедствий от будущих затоплений. Инженер Д. А. Самсонов представил уже Управе доклад с указанием всех мероприятий, могущих предупредить или, в крайнем случае, ослабить бедственные последствия от разлива этой реки.

Кроме того, в феврале 1909 г. была созвана смешанная комиссия, в состав которой вошли представители Ростова и Нахичевани, а также и представители железных дорог, интересы которых затрагиваются разлитием Темерника. Комиссия эта выяснила причины наводнения и указала ряд мер, предупреждающих чрезвычайный разлив этой незначительной реки. Ныне городскими техниками заканчиваются уже и дополнительные работы по исследованию причин быстрого разлития реки Темерника и производится подсчет количества воды, протекающей в Темернике в определенную единицу времени при весеннем таянии снега. По выяснении этих причин немедленно будут предприняты работы для ограждения от затопления имений на берегу реки Темерника, а также вокзальной площади.

Хотя в настоящее время Ростов является узлом трех железных дорог (Екатерининской, Юго-Восточной и Владикавказской), привлекающих к нему грузы всей юго-восточной России, Кубанской области и переднего Кавказа, однако значение Дона для Ростова как главной жизненной артерии края не ослабло, и процветание ростовской торговли зависит от благоустройства водных путей, ведущих к Ростову. Впрочем, вопрос о приведении в благоустроенное состояние ростовских берегов Дона только в недавнее время был решен в положительной форме. Двенадцать лет тому назад решено было устроить по ростовскому берегу Дона набережную и вообще привести портовую территорию в тот надлежащий вид, который соответствовал бы размерам и оборотам нынешней ростовской речной и морской торговли.

134Постройка ростовской набережной начата была инженером Гринбергом весною 1897 г. Гринберга сменил А. И. Ольденборгер. Контрагентом по постройке набережной был генерал-майор инженер А. А. Бертье-де-Лагардт. В 1900 г. в исполнение обязанностей производителя работ вступил инженер М. М. Филлипео. В настоящее время работы по сооружению ростовской набережной, начатые по проекту Гринберга, дополненному проектом Зубова и Воробьева, почти закончены. Длина набережной от устья реки Темерника вверх по течению Дона по правому его берегу, доведенная до Богатяновского переулка, равняется 2 1/2 верстам. Стоимость всего сооружения с замощением прилегающих мест исчисляется в 2 1/2 миллиона рублей, Таким образом, верста набережной по этим проектам обошлась в один миллион рублей. Работы на этом не остановились. В настоящее время «в комиссии по сооружению городской набережной инженером Соколовым, представителем от Министерства торговли и промышленности, закончено составление проектных планов и смет на сооружение дополнительной набережной.

140Расход по обшей смете на оборудование существующей набережной и на постройку дополнительной набережной исчислен в сумме 2 389 920 рублей.

В том числе на сооружение дополнительной набережной 2 050 000 рублей, на устройство водопровода на набережной реки Дона 100 тысяч рублей, на устройство электрического освещения 20 тысяч рублей, на устройство приемного покоя для береговых рабочих 20 тысяч рублей, на устройство здания для столовой и чайной для береговых рабочих 15 тысяч рублей и на оборудование набережной подъемными кранами 63 тысячи рублей.

Составленные проектные планы и сметы отправлены инженером Соколовым в главное портовое управление, где они будут рассматриваться в техническом совете».

Таким образом, надо ожидать, что в недалеком будущем ростовский берег украсится благоустроенной набережной на всем своем протяжении, т. е. до границ города Нахичевани.

141На противоположном левом берегу Дона, принадлежащем Нахичевани, расположен старейший ростовский хлебный рынок, так называемый Задонский рынок, который сообщается с Ростовом деревянным наплавным мостом. Движение на этом мосту всегда очень оживленное: масса фур ежедневно проходит с левого берега Дона на правый и обратно. Задонский рынок оживлен лишь в течение 8—9 месяцев, в остальные месяцы он заливается водой, приносимой сюда весенним разливом Дона. Раньше на этом рынке царила кипучая деятельность: хлеб в зерне шел сюда со всего Северного Кавказа, теперь с развитием железных дорог более отдаленные от Ростова хлебные места свозят свои товары на ближайшие к ним станции. Но во всяком случае и ныне Задонский рынок, служа местом привоза хлеба в зерне и других зерновых товаров из ближайших станиц, представляет довольно значительный торговый пункт. В настоящее время, ввиду того что правый берег Дона, сплошь занятый конторами, складами, амбарами, агентствами и т. п., большей эксплуатации подлежать уже не может, явилась мысль утилизировать обширный левый берег Дона, где можно развить крупную торгово-промышленную деятельность. Для достижения этой цели необходимо предварительно часть донского берега, лежащего против Ростова, изъять из сферы той площади, которая ежегодно заливается Доном. Но берег этот принадлежит Нахичевани, и от нее ждут почина в деле осуществления этой задачи.

Другой мост, ведущий на задонскую сторону, окончен постройкой в 1875 г. Владикавказской железной дорогой. Этот громадный железный мост, строившийся 2 года, укреплен на «быках», состоящих каждый из шести труб, вставленных в речное дно и сверху обложенных камнем. По установке «быков» собранный железный мост при помощи довольно сложных машин и приспособлений частями был водружен на «быки». После прохода первого пробного паровоза мост осел на 1/2 вершка. Машинист, проведший этот первый паровоз по вновь выстроенному мосту, получил за свою «отвагу» довольно приличное денежное вознаграждение. Пассажирское железнодорожное движение было открыто по новому мосту в 1876 г.

А.М. Ильин. «История города Ростова-на-Дону»
.