rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

"Веди, Буденный, нас смелее в бой"

«Веди, Буденный, нас смелее в бой»

Есть в широких приманычских степях станица, а на окраине ее, в густой зелени деревьев - небольшой домик. Здесь часто можно видеть экскурсантов, туристов, воинов Советской Армии.

180Станица эта - Буденновская, а домик-музей легендарной Первой Конной армии. Экспозиция музея рассказывает о жизни и деятельности маршала Советского Союза, трижды Героя Советского Союза, почетного гражданина г. Ростова-на-Дону С. М. Буденного, о славном боевом пути Первой Конной армии, командующим которой был прославленный советский полководец.

Поистине легендарным был путь, пройденный Первой Конной в годы гражданской войны. О ней народ сложил легенды и песни. Кому не известна эта песня, рожденная в огне гражданской войны:

 Веди, Буденный, нас смелее в бой!;

 Пусть гром гремит,

 Пускай пожар кругом,

 Мы - беззаветные герои все,

 И вся-то наша жизнь есть борьба!

Родиной доблестной Первой Конной армии явились задонские степи. Они же были в 1918 и 1920 годах местом ожесточенных битв, в которых Конармия одержала блестящие победы над белогвардейцами и интервентами.

...В начале 1918 года в сальских степях действовало несколько партизанских отрядов, организованных из крестьян, трудовых казаков и солдат-фронтовиков. Один из первых партизанских отрядов организовал бывший батрак Семен Буденный, живший в станице Платовской (ныне станица Буденновская).

В начале марта двухтысячный отряд белоказаков захватил станицу Платовскую. Белые арестовали несколько сотен сторонников Советской власти и начали зверскую расправу над ними. Расстреливали даже женщин и детей.

Конный отряд С. М. Буденного численностью в 120 сабель, смелым ночным налетом освободил арестованных и попавших в плен к белоказакам красных бойцов. Через несколько дней отряд Буденного, пополнившийся освобожденными из плена бойцами, разгромил белых и выбил их из станицы Платовской.

В июле 1918 года конные партизанские отряды, действовавшие в сальских и манычских степях под руководством С. М. Буденного, Т. Н. Никифорова, Ф. М. Литунова и других, были объединены в Первый крестьянский социалистический конный полк. Командовал полком Б. М. Думенко.

Одним из первых героических подвигов красного кавалерийского полка было освобождение мартыновских партизан.

До трех тысяч красногвардейцев было окружено белыми в слободе Большая Мартыновка. 35 дней отбивались они от врага. Им на выручку по инициативе К. Е. Ворошилова штаб Красной Армии направил конный полк Б. М. Думенко. Совершив смелый рейд по тылам врага, красные конники внезапным ударом прорвали извне кольцо белоказаков и освободили героев-партизан, которые соединились с частями Красной Армии, оборонявшими подступы к Царицыну.

В августе 1918 года кавалерийские части Царицынского фронта уже насчитывали в своих рядах до 3,5 тысячи всадников. Из этих частей была создана 1-я Донская конная бригада в составе двух полков.

В огне боев росла и мужала красная кавалерия. Осенью 1918 года Сальская группа красных войск, в которую входила и кавалерийская бригада, целый месяц вела бои в окружении в районе Ремонтного и Котельникова. Прорвав вражеское кольцо, красные конники вывели войска Сальской группы на соединение с 10-й армией, защищавшей Царицын.

В конце ноября 1918 года из Донской бригады и других конных частей Царицынского фронта была сформирована 1-я сводная кавалерийская дивизия. Действуя под командованием сначала Б. М. Думенко, а с февраля 1919 года С. М. Буденного, она сыграла очень большую роль в оборонительных боях с белогвардейцами под Царицыном. Позднее на базе этой дивизии был создан 1-й конный корпус.

Летом 1919 года над Советской Республикой нависла величайшая опасность: белогвардейский генерал Деникин начал поход на Москву. Армия Деникина состояла, в основном, из царских офицеров, зажиточного казачества Кубани, Дона, Терека. Капиталисты Англии, Франции, США вооружили ее самолетами, танками, орудиями, пулеметами, винтовками. У Деникина служили сотни английских инструкторов и десятки летчиков.

Летом 1919 года деникинцы захватили Дон, почти всю Левобережную Украину, Царицын и развернули широкое наступление на Москву. Красная Армия оказывала мужествен­ное сопротивление белогвардейским полчищам.

Однако войска Деникина продвигались вперед. В сентябре-октябре они захватили Курск, Орел, Воронеж. Угроза нависла над Тулой, враг приближался к Москве.

В это время белогвардейский генерал Юденич перешел в наступление на Петроград. С запада вторглись войска панской Польши.

За все время гражданской войны Советская Россия не находилась в таком тяжелом положении.

Главная опасность была на Южном, деникинском, фронте.

Партия поднимала рабочих и крестьян на борьбу с врагом. В. И. Ленин написал письмо к трудящимся Советской Республики- «Все на борьбу с Деникиным!». Письмо вождя стало программой мобилизации сил для разгрома врага. По предложению В. И. Ленина ЦК партии направил на Южный фронт более 20 тысяч коммунистов. По призыву Ленинского комсомола, на борьбу с Деникиным ушли более 21 тысячи комсомольцев. Профсоюзы мобилизовали на фронт 36 тысяч рабочих.

На Южный фронт был переброшен конный корпус С. М. Буденного, который по указанию В. И. Ленина 19 ноября 1919 года преобразуется в Первую Конную армию. Командующим ее был назначен С. М. Буденный, членами Реввоенсовета - К. Е. Ворошилов и Е. А. Щаденко.

«Здесь, - писал позднее М. В. Фрунзе, - на подступах к красной крепости Юго-Востока России - Царицыну - родились, выросли и закалились те бойцы и вожди, которые впоследствии составили ядро Первой Конной. Здесь в жестоких схватках с сильнейшим врагом выработались те приемы и навыки, которые создали Первой Конной армии славу лучшей конницы в мире...»

Благодаря усилиям В. И. Ленина и ЦК партии в середине октября 1919 года войска Южного фронта перешли в контрнаступление.

Первая Конная армия прорвала фронт деникинцев, разгромила конные корпуса деникинских генералов Мамонтова и Шкуро и стремительно двинулась на юг, к Ростову, рассекая армию Деникина на две части.

6 января 1920 года красные войска освободили Таганрог. С утра 7 января основные силы Конармии перешли в решительное наступление на Ростов.

На подступах к Ростову, в районе Генеральский Мост и Султан-Салы, деникинцы создали мощную оборону, сосредоточив почти все свои пехотные силы. На этом рубеже разгорелись ожесточенные бои.

Бывший помощник командира второй бригады 4-й кавдивизии генерал-лейтенант Д. И. Рябышев рассказывает об этих боях:

«Внезапно продвижение нашей дивизии было приостановлено - озверевшие офицерские полки оказали яростное сопротивление. Подавить их было приказано нашей 2-й кавалерийской бригаде.

Карьером мы понеслись вперед. Бушевавшая накануне метель стихла, и отчетливо видны были лежавшие в снегу темные фигуры белогвардейских офицеров. Из-за топота сотен копыт не было слышно винтовочных и пулеметных выстрелов. Только легкие дымки курились над вражескими цепями. Холодный ветер обжигал наши разгоряченные лица, над мчащейся конницей клубилось белое облако снежной пыли... Еще мгновение - и враг будет опрокинут, смят, раздавлен».

С. М. Буденный, М. В. Фрунзе и К. Е. Ворошилов на Южном фронте. 1920 годРешающую роль в освобождении Ростова сыграли 4-я кавдивизия (начдив О. И. Городовиков) и 6-я кавдивизия (начдив С. К. Тимошенко) Первой Конной армии. Во взаимодействии с другими кавалерийскими и пехотными частями они разгромили врага на его рубеже и ворвались в Ростов.

С. М. Буденный в своей книге «Пройденный путь» писал: «Считая оборону на подступах к Ростову непробиваемым щитом, белогвардейское командование не подготовило оборонительных рубежей непосредственно на окраинах и в центре города. Поэтому 6-я кавалерийская дивизия ворвалась в Ростов совершенно беспрепятственно. Появление на улицах Ростова красной конницы было полной неожиданностью для белых, спокойно справлявших в эту ночь праздник рождества».

8 января 1920 года Ростов был освобожден. Выдающаяся победа советских войск поставила армию Деникина перед катастрофой.

Памятник красным конникам, освободившим Ростов от белогвардейцев в 1920 году...В 1972 году на центральной площади Ростова был сооружен величественный памятник красным конникам, освободившим Ростов от белогвардейцев в 1920 году.

...В феврале 1920 года буденновцы, громя Деникина, вновь вернулись в те края, где они начинали свой боевой путь. Из освобожденного Ростова Первая Конная, преодолевая сопротивление белых, встречные ледяные ветры и снежные сугробы, вышла в район Платовской и Великокняжеской (ныне Пролетарская).

У станицы Егорлыкской основные силы Конармии 25 февраля столкнулись в ожесточенном сражении с конницей деникинского генерала Павлова. В течение трех дней здесь шло невиданное за всю историю гражданской войны сражение кавалерийских частей. С обеих сторон в нем участвовало до сорока пяти тысяч всадников.

Умело осуществив обходный маневр, советские конники ворвались в Егорлыкскую, разгромив наголову четыре конных корпуса белых, общей численностью свыше 20 тысяч сабель.

После этого поражения деникинцы в беспорядке стали отступать по всему фронту. Их участь была окончательно решена. Остатки белых войск были сброшены в Черное море...

В 1954 году в центре Егорлыкской был сооружен монумент воинам Первой Конной армии. На постаменте - фигура буденновца в длинной кавалерийской шинели и шлеме-буденовке. Он вкладывает в ножны саблю и зорко всматривается в степные дали.

В степи за Манычем, в селе Большая Таловая, Зерноградского района, стоит обелиск на могиле Федора Михайловича Литунова. «Конармейским Чапаевым» прозвали его бойцы за мужество и бесстрашие. После О. И. Городовикова Ф. М. Литунов был командиром 4-й кавалерийской дивизии Первой Конной армии. Он погиб в 1920 году на белопольском фронте у Львова в конной атаке.

В бессмертном романе «Как закалялась сталь» Николай Островский так описывает эту атаку и гибель Литунова:

«Девятнадцатого августа в районе Львова Павел потерял в бою фуражку. Он остановил лошадь, но впереди уже срезались эскадроны с польскими цепями. Меж кустов лощинника летел Демидов. Промчался вниз к реке, на ходу крича:

- Начдива убили!

Павел вздрогнул. Погиб Литунов, героический его начдив, беззаветной смелости товарищ. Дикая ярость охватила Павла.

Полоснув тупым концам сабли измученного, с окровавленными удилами Гнедка, помчался в самую гущу схватки.

- Руби гадов! Руби их! Бей польскую шляхту! Литунова убили! - И сослепу не видя жертвы, рубанул фигуру в зеленом мундире. Охваченные безумной злобой за смерть начдива, эскадронцы изрубили взвод легионеров.

Вынеслись в поле, догоняя бегущих, но по ним уже била батарея, рвала воздух, брызгая смертью, шрапнель».

Военный эскорт доставил тело Ф. М. Литунова на родину. Здесь, на тихом Дону, оно было предано земле. На могиле бесстрашного комдива был установлен памятник. Тысячи героев-конармейцев отдали жизнь за светлое будущее родного народа, за торжество коммунизма. Жаль, что не пришлось им увидеть, как преобразился тот почти безлюдный, пустынный край, где они совершали беспримерные походы и отважные рейды знойным летом 1918 и суровой зимой 1920 года.

Левченко В. С. Страницы донской истории
.