rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Мужество крепче брони

Мужество крепче брони

Улица Народного ополчения. Улица имени М. А. Варфоломеева. Улица имени Т. А. Малюгиной. Улица имени Саши Чебанова... 14 улиц в Ростове носят имена героев Ростовского добровольческого полка народного ополчения. На Дону и Кубани можно видеть памятники, установленные на могилах ополченцев-ростовчан. Поэты слагают о них стихи, ребята в школах создают музеи боевой славы.

Это были рабочие, инженеры, техники, ученые, студенты, в большинстве своем - коммунисты и комсомольцы. Одни из них боролись за власть Советов еще в годы гражданской войны, другие были еще молоды и знали о тех героических годах только по книгам, кинофильмам да по рассказам старших. Все они были горячими патриотами своей Родины и были готовы защищать ее ценой своей жизни.

Больше двухсот человек дал толчению Ростсельмаш, десятки бойцов пришли с заводов «Красный Аксай», паровозоремонтного имени Б. И. Ленина, с обувной, табачной и мебельной фабрик, с Ростовского железнодорожного узла и речного порта. В ополчение вступили большие группы студентов институтов и техникумов Ростова, нередко записывались целыми семьями. В ряды ополченцев вступил брат Николая Островского Дмитрий Алексеевич Островский, выведенный в романе «Как закалялась сталь» в образе машиниста Артема. Он работал тогда в Ростове председателем ЦК профсоюза машинно-тракторных станций и земельных органов Юга. Д. А. Островский прошел с полком весь путь от рядового бойца до комиссара полка.

Из добровольцев-ростовчан, приказом начальника Ростовского гарнизона генерал-майора А. А. Гречкина был сформирован стрелковый полк народного ополчения. Командиром полка был назначен Михаил Александрович Варфоломеев - заместитель директора автосборочного завода; комиссаром - Порфирий Александрович Штахановский - начальник отдела рабочих кадров Управления С.-К. ж. д.; начальником штаба - Василий Васильевич Плютто - служащий Управления С.-К. ж. д.

Гитлеровские войска захватили Таганрог и рвались к столице Дона. Гитлер требовал ускорить захват Ростова и Юга России. Но армии Южного фронта упорно защищали каждый рубеж, нанося врагу большой урон. Больше месяца потребовалось гитлеровцам, имевшим превосходство в технике, чтобы преодолеть рубеж в 60 километров, отделяющий Ростов от Таганрога.

Ростов принимал вид прифронтового города. Бойцы народного ополчения с помощью населения строили баррикады на улицах, рыли противотанковые рвы, оборудовали огневые точки, амбразуры, делали завалы.

19 ноября гитлеровцы прорвали оборону 56-й Отдельной армии в районе Чалтыря и к концу дня ворвались в северные кварталы Ростова.

Фашисты прорвались к Ростову узким клином по Азовскому побережью и правому берегу Мертвого Донца. А севернее, из района Новочеркасска и Шахт, перешли в наступление наши войска Южного фронта. Они выходили во фланг врагу и при дальнейшем развитии наступления могли окружить и уничтожить гитлеровцев, ворвавшихся в Ростов.

Но 19 ноября обстановка сложилась так, что 56-я армия должна была сдать город.

Полк народного ополчения, который был подчинен командованию 56-й армии, получил боевое задание: вместе с другими частями задержать врага на улицах города и не допустить его к переправам до тех пор, пока войска не уйдут за Дон.

В напряженных оборонительных уличных боях ополченцы - бойцы и командиры показали образцы стойкости и мужества.

Бывший командир 2-го батальона полка народного ополчения Г. К. Репин рассказывает о некоторых эпизодах оборонительных боев за Ростов:

«Особенно отважно действовали бойцы взвода П. Г. Павлова, заместителя начальника отдела школ Управления С.-К. ж. д. В одной из очередных атак, используя рельеф местности, большая группа фашистских автоматчиков стала вплотную приближаться к нашим огневым позициям, угрожая ворваться в глубь обороны. Командир взвода П. Г. Павлов быстро вывел на более выгодные позиции отделение бойцов и прицельным огнем с фланга отбросил фашистов. Выполнив задачу, бойцы вернулись на свои прежние позиции и вынесли из-под огня своего тяжело раненного смелого и мужественного командира».

Три бойца занимали огневую позицию за насыпью, в пойме речки Темерника. После массированного пулеметного и минометного обстрела врага на позиции остался только один шестнадцатилетний комсомолец Зиновий Заманский. Он продолжал сдерживать прорвавшегося противника. Зиновий Заманский мог под прикрытием трамвайной насыпи отойти к Лейдворцу. Но он помнил свой долг и продолжал вести огонь. Фашисты сосредоточили на этой огневой точке автоматный и пулеметный огонь. Юный воин, комсомолец Зиновий Заманский пал смертью храбрых, но не оставил своей огневой позиции.

К утру 21 ноября части 56-й армии организованно переправились на левый берег Дона, и командующий армией генерал-лейтенант Ф. Н. Ремезов приказал полку народного ополчения и другим частям, прикрывавшим переправы, отойти за Дон. По трем переправам - у Буденновского и Кировского проспекта и близ цементно-шиферного завода - стрелковые батальоны полка народного ополчения последними покидали город.

Высокую оценку действиям ополченцев-ростовчан в боях за родной город 20 и 21 ноября дал Маршал Советского Союза А. А. Гречко в книге «Битва за Кавказ»:

«Подразделения Ростовского стрелкового полка народного ополчения показали исключительно, высокие боевые качества уже в первых боях за свой родной город. Бойцы, командиры и политработники проявили образцы стойкости, мужества и отваги. Уличные бои - это яркая страница подвига народных ополченцев. Сражаясь бок о бок с регулярными частями, ополченцы не раз бросались в рукопашные схватки с врагом и выходили победителями». 

Неделю хозяйничали фашисты в Ростове. За эти дни обстановка на фронте под Ростовом изменилась в нашу пользу. С северо-запада, выходя в тыл гитлеровцам, наступали армии Южного фронта - 37-я, 9-я, в составе которой успешно действовала 339-я Ростовская стрелковая дивизия и донские добровольческие казачьи части. А с юга, из района Батайска, готова была нанести удар 56-я армия, в составе которой находился и Ростовский полк народного ополчения.

В ночь на 28 ноября началось наступление 56-й армии на Ростов. Первым должен был переправиться через Дон и захватить плацдарм в районе цементно-шиферного завода и разрушенного железнодорожного моста Ростовский полк народного ополчения.

Перед боем бойцы полка дали клятву: «Я иду в бой, как подобает коммунисту и комсомольцу, гражданину Советского Союза. С честью выполню свой долг. Ничто не остановит меня. Очищу родной город от фашистской нечисти. Отомщу фашистам за погибших наших товарищей, за кровь и слезы наших матерей и детей!..»

Батальоны полка сосредоточились на исходном рубеже в ожидании приказа для начала форсирования реки. Ноябрь 1941 года был холодным. Необычно рано замерз Дон. Но лед был еще очень тонким и переправляться приходилось налегке - лишь с винтовками, ручными пулеметами и гранатами. Даже станковые пулеметы, не говоря уже о душках, по неокрепшему льду переправить было невозможно.

Но эти трудности не могли остановить ополченцев.

Переправа 1-го батальона, которым командовал А. С. Катаев, директор завода «Стройдеталь», и 2-го батальона под командованием Г. К. Репина прошла успешно. В ночь на 29 ноября через Дон переправились остальные силы полка. В ряде мест форсировали Дон и другие части 56-й армии. Завязались ожесточенные уличные бои.

Чтобы расширить плацдарм и продвинуться вперед, нужно было расстроить систему огня противника, разрушить его оборону, уничтожить его опорные огневые точки, мешавшие продвижению наших частей. Обычно это делают танки, артиллерия, авиация.

Но в данных условиях боя применить эти мощные средства было нельзя, и эту задачу пришлось решать стрелковым подразделениям. Были созданы небольшие самостоятельные истребительные группы. Шаг за шагом продвигались бойцы вперед, выбивая врага из укреплений, подавляя его огневые точки.

Многие бойцы и командиры полка показали примеры мужества и отваги. А. А. Ивахненко, секретарь райкома партии в Ростове, воевал в полку рядовым бойцом. В бою за освобождение Ростова он погиб смертью героя, отражая контратаку фашистов. Я. А. Ребайн, архитектор Облпроекта, в напряженный момент боя с группой ополченцев решительной контратакой разбил прорывавшегося врага. Г. К. Репин мужественно руководил действиями 2-го батальона. Отважно сражались коммунист А. А. Самошкин, комсомолец К. Поповский, политработники Д. А. Островский, Н. А. Трейлих, командир санвзвода Т. А. Малюгина, сандружинница комсомолка Р. Руденко и многие, многие другие.

29 ноября 1941 года совместными усилиями частей 56-й армии и ростовских ополченцев, при активном содействии 37-й и 9-й армий Южного фронта, а также донских добровольческих казачьих частей Ростов был освобожден от гитлеровских захватчиков. Разгромленная танковая армия врага была отброшена за реку Миус.

Вот что сказано о действиях ростовских ополченцев в «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945»:

«Большую помощь войскам оказали ополченцы. Ростовский полк народного ополчения имел самостоятельную полосу наступления на город через реку. Лед на Дону еще не окреп и по нему нельзя было переправить артиллерию. Всю тяжесть боя пехоте пришлось взять на себя. В ночь на 28 ноября два батальона ополченцев форсировали Дон, заняли цементно-шиферный завод и две прилегающие к нему улицы, а с утра возобновили наступление. Бои доходили до рукопашных схваток.

 Советское правительство высоко оценило подвиги ростовчан-ополченцев…» 

За мужество и отвагу, проявленные при освобождении Ростова, большая группа бойцов и командиров Южного фронта была награждена орденами и медалями. Среди награжденных было 37 ополченцев-ростовчан: командир полка М. А. Варфоломеев, комиссар полка П. А. Штахановский, командир 2-го батальона Г. К. Репин, красноармеец К. П. Поповский, майор В. В. Плютто, младший политрук С. М. Гольдберг и другие.

Разгром немецко-фашистских войск в битве за Ростов имел исключительно важное значение, это была первая крупная победа Красной Армии в Великой Отечественной войне. Эта победа была предвестницей разгрома фашистских полчищ под Москвой. Защитники Ростова сковали большие силы врага и тем помогли советским войскам разгромить гитлеровцев в битве за Москву.»

Летом 1942 года гитлеровская армия начала новое большое наступление. Фашистские войска прорвали оборону Южного фронта на реке Миусе и снова рвались к «воротам на Кавказ» - к Ростову. На полк народного ополчения была возложена задача: занять оборону на участке от поселка имени Чкалова, через аэропорт, до станицы Аксайской, снова, как и в ноябре 1941 года, прикрыть переправы через Дон.

Многие ополченцы пали смертью храбрых на этом оборонительном рубеже, но остававшиеся в строю продолжали разить врага. К вечеру 23 июля гитлеровцам удалось ворваться на северо-восточную окраину Ростова. Завязались кровопролитные бои на улицах города. Воины армии и народного ополчения оказывали врагу, рвавшемуся к переправам, упорное сопротивление. И только когда основные силы Красной Армии организованно отошли за Дон, опять последними уходили за Дон ополченцы. Отражая атаки противника, подразделения полка переправлялись в районах завода «Красный Аксай» и станиц Александровской и Аксайской. 24 июля 1942 года Ростов был вторично занят фашистами.

Вместе с 339-й Ростовской стрелковой дивизией, которой он был подчинен, полк народного ополчения защищал Папайский перевал, прикрывая дорогу Новороссийск-Туапсе. В этих боях героический подвиг совершил 14-летний ополченец-ученик 6-го класса ростовской школы № 43, пионер Саша Чебанов. Он храбро сражался с фашистами в боях за Ростов и так же отважно воевал в горах. Когда во время боя прервалась телефонная связь батальона со штабом полка, Саша Чебанов настоял на том, чтобы его послали с донесением в штаб полка. Он выполнил задание, хотя для этого нужно было проползти через очень опасную, простреливаемую фашистами зону. Но на обратном пути фашистская пуля настигла юного героя. Когда бойцы принесли тело Саши в свои окопы, в руке у него нашли записку из штаба. Благодаря отваге юного ополченца батальон смог успешно продолжать бои.

В результате ожесточенных боев за Ростов, в степях Дона и Кубани, в горах Кавказа Ростовский полк народного ополчения понес большие потери. Учитывая, что пополнить полк новыми бойцами из Ростова невозможно, Военный совет Черноморской группы войск Закавказского фронта постановил: Ростовский стрелковый полк народного ополчения расформировать, а весь рядовой, сержантский и командно-политический состав полка передать другим частям для дальнейшего прохождения службы.

Непродолжительна, но овеяна славой боевая история Ростовского стрелкового полка народного ополчения. Многие его бойцы, командиры, политработники прошли через тысячи смертей и дошли до Берлина. Измены, Праги, Белграда они вернулись на берега тихого Дона к мирному труду. По своим убеждениям и профессиям это мирные люди. Вместе со всем советским народом они создают на земле радостное и светлое будущее.

Левченко В. С. Страницы донской истории
.