rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Ордена Ленина Ростовская область

Ордена Ленина Ростовская область

Отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. 9 мая 1945 года советский народ праздновал День Победы над фашистской Германией. Миллионы советских людей поздравляли друг друга с долгожданной великой победой. Эти торжества вылились в могучую демонстрацию единства народа и Коммунистической партии.

Победа была завоевана советским народом дорогой ценой.

На фронтах и в фашистской неволе погибло более 20 миллионов советских людей.

Ростов после изгнания гитлеровских оккупантовНемецко-фашистские захватчики, полностью или частично, разрушили и сожгли 1710 городов, поселков городского типа и более 70 тысяч сел и деревень, лишили крова около 25 миллионов человек.

Ростовская область почти два года была в прифронтовой полосе и около семи месяцев находилась в фашистской оккупации. За это время фашистские убийцы уничтожили около 90 тысяч мирных советских граждан. Многие тысячи жителей Дона были угнаны на каторгу в Германию.

Отступая под ударами советских войск, фашисты поджигали города и села, взрывали промышленные предприятия, разрушали железные дороги, грабили народное добро. Материальный ущерб, причиненный немецкими фашистами только Ростову, исчислялся в 3 миллиарда 100 миллионов рублей. Из 274 промышленных предприятий города уцелело только 6. Было разрушено около двух третей жилой площади города.

Огромный ущерб был нанесен сельскому хозяйству. Гитлеровцы вывезли в Германию около 6 миллионов центнеров зерна, сотни тысяч голов крупного рогатого скота, лошадей, овец, разрушили МТС, вывели из строя половину тракторов.

Даже в 1945 году, когда значительная часть промышленных и сельскохозяйственных предприятий вошла в строй, продукция промышленности области составляла лишь 40 процентов, а сельского хозяйства только 50 процентов довоенного уровня.

Перед трудящимися Дона стояла ответственная задача: в кратчайший срок восстановить разрушенное народное хозяйство.

1 ноября 1945 года Советское правительство приняло решение о мероприятиях по восстановлению 15 крупных городов РСФСР, наиболее пострадавших от фашистской оккупации. В число этих городов был включен и Ростов-на-Дону.

Воодушевленные заботой партии и правительства, трудящиеся Ростова с энтузиазмом взялись за восстановление своего родного города. «Мы возродим тебя, родной Ростов!» - этот лозунг можно было прочитать на стенах многих зданий, в цехах заводов, на митингах и демонстрациях. Он звучал, как торжественная клятва.

К 1948 году благодаря самоотверженному труду рабочих основные промышленные предприятия области были восстановлены. Причем, их восстановление осуществлялось на новой технической основе. Это был великий трудовой подвиг, равнозначный ратным подвигам советских людей на фронтах Великой Отечественной войны.

Теперь нужно было идти дальше: строить новые города, фабрики, заводы, электростанции, каналы.

Первенцами великих строек послевоенных пятилеток на донской земле были Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина и Цимлянская ГЭС.

На протяжении веков в разное время предпринимались попытки соединить каналом Волгу с Доном. Но осуществить эту вековую мечту народа оказалось под силу только советским людям.

27 декабря 1950 года Совет Министров СССР принял постановление «О строительстве Волго-Донского судоходного канала и орошении земель а Ростовской и Сталинградской областях».

Между Волгой и Доном появились строители. Они были вооружены не кирками и носилками, как когда-то в прежние времена. Могучие шагающие экскаваторы прогрызали перешеек между Доном и Волгой. Мощные землесосные снаряды, скреперы, бульдозеры, портальные краны, автомашины-самосвалы - эта техника в руках советских людей делала чудеса. Один только 14-кубовый шагающий экскаватор за сутки работы вынимал 10 тысяч кубометров земли, заменяя труд семи тысяч землекопов.

31 мая 1952 года, за один под и пять месяцев, строительство канала было завершено. 27 июня того же года по каналу, которому было присвоено имя В. И. Ленина, началось регулярное грузовое и пассажирское движение.

С вводом в строй этого крупнейшего гидротехнического сооружения улучшилось судоходство по Дону. Из внутриобластной магистрали Дон превратился в большой водный путь. Ростов стал портом пяти морей.

Воды созданного в засушливой степи Цимлянского моря привели в движение мощные гидротурбины Цимлянской ГЭС и дали возможность оросить сотни тысяч гектаров земли. По своей мощности Цимлянская ГЭС в 9 раз превышает мощность всех электростанций, существовавших на Дону до революции.

...Там, где могучий Дон принимает в свои объятия младшего брата - Северский Донец, - на одиноком холме совсем недавно можно было видеть десятка три хаток-мазанок казачьего хуторка Кресты. По решению партии и правительства здесь, у слияния Дона с Северским Донцом, в 1956 году началось строительство крупнейшего в стране механизированного речного порта. А на месте Крестов вырос рабочий городок с современными многоэтажными домами, школами, клубами, кинотеатрами, больницами и детскими садами - Усть-Донецк. Из Шахт к причалам Устъ-Донецкого порта проложена железная дорога. Вековая тишина этого угла была разбужена гудками локомотивов, сиренами теплоходов, ревом автопогрузчиков, тракторов, автокаров.

Усть-Донецкий порт связал Донбасс с Поволжьем и лесными районами Севера. Отсюда по водным магистралям страны идет донецкий уголь. Сюда с берегов Волги, Камы, Дона приходят машины, промышленное оборудование, лес, товары народного потребленияю

Усть-Донецкий порт входит в единую систему великого Волго-Донского водного пути.

За годы послевоенных пятилеток на Дону развилась мощная индустрия. Головным предприятием Советского Союза по производству зерноуборочных комбайнов является трижды орденоносный завод Ростсельмаш. Это гигант отечественного и мирового комбайностроения.

Он дает стране более 83 процентов союзного производства зерноуборочных комбайнов. Иными словами говоря, из каждых десяти степных кораблей восемь носят марку Ростсельмаша.

На международной ярмарке в Лейпциге (ГДР) в 1963 году самоходный комбайн GK-4 с маркой Ростсельмаша был признан лучшим в мире, и ему присудили диплом первой степени. В 1954 году в Чехословакии СК-4 получил золотую медаль, в Венгрии - награду «Серебряный кубок».

За годы своего существования Ростсельмаш дал колхозным полям свыше трех миллионов различных сельскохозяйственных машин. В 1970 году, к 100-летию со дня рождения! В. И. Ленина, с его конвейера сошел юбилейный миллионный комбайн.

Сейчас Ростсельмаш выпускает новый, более совершенный зерноуборочный комбайн СК-5 «Нива». Его производительность при уборке урожая почти в два раза превышает производительность комбайна СК-4. Для массового производства нового степного корабля нужно было реконструировать завод. А это означало поставить корпуса новых цехов, установили новые автоматические и полуавтоматические линии, смонтировать новое, последнего слова техники оборудование и проделать еще очень много другой важной работы.

Реконструкция завода явилась делом не только самих ростсельмашевцев, но делом всенародным. 23 предприятия Ростова и среди них заводы: «Электроаппарат», «Электроинструмент», электровозоремонтный имени В. И. Ленина и другие помогали ростсельмашевцам освоить выпуск нового комбайна. Одесса и Воронеж, Азов и Орша, Минск и Стерлитамак участвовали в этой большой работе. Пожалуй, на карте нашей Родины трудно найти такой край, который бы не откликнулся на зов ударной всесоюзной стройки.

Особенно горячо восприняла этот зов молодежь. Это она, комсомолия нашей страны, в марте 1971 года объявила реконструкцию Ростсельмаша Всесоюзной ударной стройкой. И снова на заводе ожил лозунг сельмашевцев 20-х годов: «Даешь план строительства досрочно!» Это они, комсомольцы, первыми создали комсомольско-молодежные бригады, которые стали застрельщиками соревнования под лозунгом: «Даешь «Ниву» раньше срока!». Самоотверженно трудились на Ростсельмаше несколько тысяч юношей и девушек, приехавших по комсомольским путевкам с Украины и из Белоруссии, Азербайджана и Литвы, Молдавии, Киргизии, Узбекистана, из многих других городов и краев России. Такова традиция советского народа. Любая крупная стройка, каждое большое начинание становится делом всенародным. И в этом сила нашего государства, реальное воплощение великой дружбы народов нашей страны, черт новой социалистической морали, нового общественного сознания и патриотизма советских людей.

Участниками всенародной ударной стройки стали и школьники Дона. Ростовский обком ВЛКСМ обратился с призывом к молодежи Ростовской области:

«Комсомольцы, пионеры и школьники Дона!

В канун знаменательной даты 50-летия со дня образования СССР с конвейера завода Ростсельмаш сойдут первые принципиально новые машины - зерноуборочные комбайны «Нива».

 Соберем к юбилейной дате 20 тысяч тонн бесхозного черного металлолома на изготовление 50 комбайнов «Нива» в дар труженикам сельского хозяйства «от молодежи Ростовской области!» 

Этот призыв нашел горячий отклик у учащейся молодежи. На склады областного управления «Вторчермета» пошли машины, груженные необходимым для выпуска «Нивы» сырьем, собранным школьниками области на субботниках.

Стране нужен новый комбайн - значит, он будет! Так думали рабочие 20-х годов, воздвигавшие первые корпуса Сельмашстроя. Так думал каждый рабочий Ростсельмаша, вкладывая свой труд в поистине всенародное дело - реконструкцию гиганта отечественного сельскохозяйственного машиностроения. К концу 9-й пятилетки Ростсельмаш даст сельскому хозяйству 81 тысячу комбайнов «Нива».

В степных кораблях, бороздящих поля нашей Родины, а также Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Монголии, Алжира, Арабской Республики Египет, Франции, Бельгии, Кубы, Уругвая и многих других государств мира воплощен труд десятков тысяч рабочих, инженеров и техников трижды орденоносного Ростсельмаша. Многими из них по праву гордится завод.

В 1950 году пришла на Ростсельмаш Нина Сергеевна Дробышева. Год работала стерженщицей в цехе ковкого чугуна. Трудилась старательно, инициативно и в 1958 году стала мастером женской бригады стерженщиц. Женская бригада мастера Н. С. Дробышевой одной из первых на заводе в 1959 году была удостоена звания бригады коммунистического труда. А в 1960 году коллектив бригады поздравил Нину Сергеевну с присвоением ей звания Героя Социалистического Труда.

Сорок один год назад поступил на Ростсельмаш Петр. Колесников, простой деревенский парень, бывший, батрак. Работал он в строительной бригаде, в кузнечно-прессовом цехе. Влюбленный в технику, Петр Колесников с упорством стал учиться работать на станках и успешно освоил полюбившуюся ему профессию строгальщика. Одним из первых он перешел на обслуживание двух, а затем и трех станков, в несколько раз перевыполняя сменные задания. Свою пятилетку П. Колесников выполнил за три года. В 1956 году выступил инициатором досрочного выполнения пятилетнего плана по росту производительности труда. Почин Петра Кондратьевича Колесникова встретил горячую поддержку на многих предприятиях страны.

Почетный гражданин города Ростова-на-Дону Петр Кондратьевич Колесников - кавалер многих орденов и медалей Советского Союза.

В декабре 1971 года группа делегатов XXIV съезда КПСС, рабочих Ростова, обратилась ко всем трудящимся города с призывом сделать девятую пятилетку пятилеткой ударного труда и экономии материалов. Одним из инициаторов этого призыва был бригадир валогибщиков 1-го механосборочного цеха завода Ростсельмаш Герой Социалистического Труда Дмитрий Васильевич Ефимов.

Создатели могучего степного флота Советской державы - ростсельмашевцы - идут в первых рядах строителей коммунизма.

За годы послевоенных пятилеток многие города Дона превратились в крупные индустриальные центры. Одним из таких городов является Новочеркасск. Сам по себе город небольшой - в нем 186 тысяч жителей. Но в Новочеркасске 38 промышленных предприятий, дающих стране электровозы, химические продукты, горное оборудование, сельскохозяйственные машины, металлорежущие станки, железобетонные изделия, нефтеаппаратуру, электроэнергию и т. д.

Флагманом новочеркасской промышленности является ордена Ленина электровозостроительный завод, единственное предприятие в РСФСР, производящее магистральные электровозы. Его строительство началось в 1947 году на базе существовавшего в городе паровозостроительного завода. Нелегко было восстанавливать предприятие, разрушенное немецкими оккупантами, и одновременно осваивать производство новых машин. Но уже в январе 1948 пода первые магистральные электровозы вышли на стальные дороги страны. Новочеркасск стал родиной отечественного электровозостроения.

Коллектив завода ни на минуту не останавливается на достигнутом. Он - в каждодневном поиске. Все больше внедряется механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствуется технология и организация производства. Непрерывно улучшается качество и увеличивается мощность выпускаемых электровозов. В 1947 году был создан электрический локомотив ВЛ-22 (Владимир Ленин-22) мощностью 3200 лошадиных сил. А в 1970 году из цехов завода вышел восьмиосный гигант ВЛ-80В весом 184 тонны и мощностью почти одиннадцать тысяч лошадиных сил. Электровоз был удостоен золотой медали Выставки достижений народного хозяйства СССР, а коллектив завода отмечен дипломом первой степени ВДНХ.

Этими успехами завод обязан прежде всего своим замечательным рабочим, инженерам и техникам, многие из которых когда-то возводили его корпуса и собирали первые паровозы и электровозы. Это Герой Социалистического Труда Т. И. Бородаев, выросший из рядового рабочего в старшего мастера участка одного из цехов. Это бригадир слесарей-сварщиков, Герой Социалистического Труда Е. Н. Туманов. Это кавалеры ордена Ленина директор завода Г. А. Бердичевский, электросварщик М. П. Мясищев, слесарь П. Н. Стрелков, обрубщик литья Н. Е. Шатохин, кавалер ордена Октябрьской революции А. А. Оганесян. Многими передовиками производства гордится многотысячный, дружный и спаянный единой целью коллектив электровдаостроителей.

Стремительно бегут по стальным магистралям нашей необъятной Родины мощные, быстрые, красивые локомотивы, сделанные руками новочеркасцев. Мчатся они по дорогам дружественной Индии, братской Болгарии и Польши.

За годы 9-й пятилетки выпуск электровозов на Новочеркасском заводе увеличится на 25 процентов. Через несколько лет с конвейера электровозостроительного завода будут сходить машины, созданные на основе последних достижений радиоэлектроники, электротехники, кибернетики. Это будут принципиально новые локомотивы, более мощные, гораздо более экономичные, чем сейчас. Ученые и конструкторы работают над созданием пассажирского электровоза, способного развивать скорость 250 километров в час.

Гигантское строительство развернулось в 1957 году под Новочеркасском. Днем и ночью, в зимнюю стужу и в летний зной вгрызались в землю могучие экскаваторы, роя обширные котлованы. Потом их место заняли строительные краны. Здесь, в донской степи, сооружалась самая крупная на Юге России тепловая электростанция - Новочеркасская ГРЭС.

Станция строилась с учетом новейших достижений науки и техники. Чтобы представить себе всю грандиозность стройки, достаточно сказать, что лишь для возведения первого энергоблока мощностью 300 тысяч киловатт было вынуто 15,5 миллиона кубометров земли, уложено 150 тысяч кубометров бетона, смонтировано 90 тысяч кубометров сборного железобетона. А таких энергоблоков на Новочеркасской ГРЭС восемь!

На строительстве ГРЭС можно было увидеть и опытных рабочих, участвовавших в сооружении не одной электрической станции в нашей стране, и молодежь, которая приехала сюда с разных концов нашей Родины и впервые приобщилась к трудному, но почетному делу - строительству энергетических гигантов. Многие из молодых строителей приехали сюда по комсомольским путевкам - ведь сооружение Новочеркасской ГРЭС было объявлено ударной комсомольской стройкой.

В январе 1965 года дал промышленный ток первый энергоблок. По мере ввода в действие следующих энергоблоков в энергетическую систему страны вливались все новые мощные потоки электроэнергии. А в конце 1972 года новочеркасские энергостроители рапортовали о своей победе: «Дал ток последний, восьмой, энергоблок. Сооружение крупнейшей на Юге России тепловой электростанции полностью завершено!».

Мощность Новочеркасской ГРЭС достигла 2 миллионов 400 тысяч киловатт. Это мощность четырех Днепротэсов. Станция дает ток предприятиям Ростовской, Ворошиловградской, Воронежской областей, шахтам Донбасса, труженикам Краснодарского края и Калмыцкой АССР.

Издалека видны трубы Новочеркасской ГРЭС. На много километров вокруг струится по ночам свет ее огней. Но неизмеримо дальше разнеслась слава о людях, которые создали эту жемчужину советской энергетики.

Таганрог. Второй по величине город нашей области, крупный индустриальный центр Юга страны. B городе свыше 40 промышленных предприятий. Они производят сталь, прокат, котлы высокого давления для тепловых электростанций, трубы для нефтяной и газовой промышленности, комбайны, самоходные шасси, кузнечно-пресеовое оборудование, нефтеаппаратуру и другую продукцию.

Изделия таганрогских заводов широко известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Их покупают 57 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

Крупнейшими предприятиями, определяющими в наши дни промышленное лицо Таганрога, являются металлургический, котлостроительный и комбайновый заводы.

В январе 1961 года на металлургическом заводе началось строительство нового гигантского цеха непрерывной печной сварки труб.

Над созданием техники для цеха-гиганта трудились коллективы многих предприятий страны. Ленинград и Краматорск, Оренбург и Тбилиси, Бузулук и Одесса присылали в адрес стройки необходимое оборудование.

В мае 1962 года ворота цеха открылись для участников митинга, собравшихся здесь, чтобы отпраздновать новую победу в труде. С большой радостью восприняли все участники строительства приветствие и поздравление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в котором сговорилось:

«Дорогие товарищи! Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза и Совет Министров СССР горячо поздравляют вас с окончанием строительства и вводом в действие на Таганрогском металлургическом заводе нового мощного цеха непрерывной печной сварки труб, оснащенного новейшими средствами механизации и автоматизации.

 С вводом в действие этого цеха страна дополнительно получит большое количество высококачественных труб для удовлетворения потребностей промышленности, жилищного строительства и особенно сельскохозяйственного машиностроения». 

Всесоюзной ударной комсомольской стройкой было объявлено сооружение крупнейшего в Европе трубопрокатного комплекса. 20 специализированных строительных организаций Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Шахт участвовали в работах. Сроки строительства были значительно сокращены, по сравнению с плановыми.

Цех-богатырь, раскинувшийся на 16 гектарах, выпускает трубы для нефтехимии и нефтяной промышленности. Он оснащен по последнему слову науки и техники. В цехе установлены уникальные станки. Все производственные процессы, начиная от подачи слитков и кончая укладкой готовых труб, механизированы. О мощности этого гиганта говорит следующий факт: трубами, изготовленными в цехе к 1970 году, можно опоясать земной шар по экватору 8 раз!

Произошли изменения и в старых цехах завода. Введено в строй много новой техники, ускоряющей процессы выплавки стали, производства проката, облегчающей труд металлургов.

На Таганрогском металлургическом заводе трудятся настоящие мастера своего дела. Многие из них награждены орденами и медалями Советского Союза, а лучшие из лучших: старший вальцовщик А. И. Бирюков, директор завода П. Е. Осипенко, сталевар мартена № 2 Г. П. Родин удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда.

За успешное выполнение заданий восьмой пятилетки Таганрогский металлургический завод в 1971 году награжден орденом Октябрьской революции.

Заслуженной славой в нашей стране и за рубежом пользуется другой гигант индустриального Таганрога-ордена Ленина завод «Красный котельщик». Это одно из крупнейших котлостроительных предприятий Европы. Его сверхмощные котлоатрегаты установлены на крупнейших тепловых электростанциях СССР (в том числе и на Новочеркасской ГРЭС). Котлы завода работают на электростанциях Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Индии, Афганистана, Судана.

Если в 1950 году «Красный котельщик» производил 25, то сейчас более 50 процентов всего котельного оборудования Советского Союза. Равных по мощности таганрогским котлам-гигантам нет в мире. Котел производительностью 2500 тонн пара в час позволяет вырабатывать электроэнергии почти в 1,5 раза больше, чем Днепрогэс. Каждый такой котел имеет высоту 15-16-этажного дома. Для транспортировки одного такого котла, например, на Славянскую ГРЭС потребовалось 852 железнодорожных вагона.

Бурно развивается завод «Красный котельщик» в последнее десятилетие. Построено много новых цехов: три трубных, котельный № 2, автоматизации и механизации и другие. Завод, как сказочный богатырь, раскинул свои могучие плечи на громадной территории.

Замечательные люди трудятся на «Красном котельщике». От рядового инженера на заводе до лауреата Ленинской и Государственной премий прошел трудовой путь И. Д. Давыденко, профессор, автор почти 60 научных работ, имеющий пять авторских свидетельств на изобретения. Почетом и уважением таганрожцев пользуются Герои Социалистического Труда: электросварщик М. М. Жаворонков, слесарь-инструментальщик А. П. Плахов, котельщик Н. В. Петренко, кавалеры ордена Ленина-главный конструктор В. С. Патыченко, шлифовщик В. Я. Николин, токарь В. И. Сущий, кузнец А. В. Черенев и другие.

Видную роль в сельскохозяйственном машиностроении нашей страны играет ордена Трудового Красного Знамени Таганрогский комбайновый завод. Уже в 1958 году комбайностроители изготовили в два раза больше степных кораблей, чем выпустили их заводы сельхозмашиностроения Англии. Не один раз машины, созданные технической мыслью и руками таганрогских комбайностроителей, удостаивались высших наград на всемирных выставках.

Камбайностроители под руководством директора завода, лауреата Ленинской и Государственной премий, Героя Социалистического Труда Н. В. Лутая при помощи тружеников многих предприятий Таганрога приступили к выпуску нового высокопроизводительного комбайна «Колос», созданного группой конструкторов и инженеров Таганрогского государственного специального конструкторского бюро, руководимого лауреатом Ленинской премии X. И. Изаксоном.

В начале ноября 1972 года коллектив комбайностроителей отмечал знаменательное событие: в канун 55-й годовщины Великого Октября с конвейера завода сошел тысячный комбайн «Колос». А в конце 9-й пятилетки, в 1975 году, Таганрогский завод выпустит 20 тысяч таких машин.

Таганрогские самоходные комбайны работают не только на полях нашей страны, но и в Польше, ГДР, Чехословакии, Монголии, Индонезии, Кубе, Мали и Иране.

В Каменске создан крупнейший в Советском Союзе комбинат искусственного волокна. Им гордятся не только каменчане, но и все жители Дона. Его продукция известна шинникам Армении, Воронежа, Ярославля, пользующимся при производстве шин кордной тканью Каменского комбината искусственного волокна.

В Шахтах сооружается гигантский текстильный комбинат, который будет выпускать тончайшее и очень белое хлопчатобумажное полотно. К концу 9-й пятилетки с вводом в строй всех мощностей производительность комбината достигнет 126 миллионов метров тканей в год. Каждые три года фабрики этого комбината будут выпускать такое количество ткани, что ею можно будет выстелить дорогу от Земли до Луны.

...За годы послевоенных пятилеток Ростовская область выдвинулась в число ведущих индустриальных областей нашей страны. Промышленность области дает сейчас стране машины и уголь, металл и речные суда, прокат и трубы, химическую продукцию и станки, точные приборы и товары народного потребления, электроэнергию и строительные материалы. Около 90 процентов зерновых комбайнов, свыше 50 процентов тракторных культиваторов, 40 процентов паровых котлов высокого давления, изготовляемых в стране, дают заводы нашего края.

Ростовская область занимает четвертое место в СССР - после Донбасса, Кузбасса и Караганды - по добыче каменного угля. На область приходится 35 процентов союзной добычи антрацитов. Наш край дает угля больше, чем добывалось его на всех шахтах России в 1913 году. К концу 9-й пятилетки, когда войдут в строй новые шахты: «Углерод» в Гуково, «Обуховская-Западная» в Зверевском районе и другие, - добыча угля на Дону возрастет до 35 миллионов тонн в год.

Выработка электроэнергии в области в 1971 году почти в шесть раз превысила ее общее производство на электростанциях всей России в 1913 году.

За послевоенные годы изменился и облик городов Дона.

192В Ростове появились новые микрорайоны - Западный, Северный. Вдоль красивой набережной выстроились в ряд современные высотные здания. Через Дон перекинулись легкие, изящные мосты. Сохраняя свой особый ростовский архитектурный колорит, застроенный зданиями, к которым в свое время приложили руку несомненно талантливые мастера, Ростов обогащается новыми современными сооружениями и архитектурными ансамблями. Красивыми зданиями повышенной этажности застраивается улица Пушкинская. Построен прекрасный Дворец спорта. В 1973 году приняла первых гостей Ростова гостиница «Интурист» - современная, созданная из бетона и стекла, отделанная алюминием, пластмассами, акустическими плитками.

Таганрог тоже хорошеет с каждым годом. В 1962 году было закончено строительство нового красивого железнодорожного вокзала Таганрог-1 с 52-метровым туннелем для перехода пассажиров. Это здание курортного типа украсило город.

4-5 лет назад у нового вокзала был огромный пустырь. Теперь на этом месте вырос городок металлургов.

В Таганроге создан новый микрорайон Дубки с благоустроенными квартирами, школой, кинотеатром, магазинами, поликлиникой. В 1970 году в этом районе поднялось 7-этажное современное здание гостиницы «Таганрог».

Неузнаваемыми стали Кислородная площадь и площадь Мира. Недавно здесь был «толкучий» рынок, а теперь возник огромный жилой массив комбайностроителей и машиностроителей.

Такие перемены видны повсюду.

В послевоенные годы широко раздвинул свои границы Новочеркасск. Подъезжая по шоссе к городу со стороны Ростова, там, где недавно была ковыльная степь, можно видеть обширный жилой массив, застроенный пяти- и девятиэтажными зданиями. Это - новочеркасские «Черемушки». На других окраинах выросли новые рабочие поселки: Донской, Октябрьский, Первомайский, Социалистический городок. Город и сегодня в лесах новостроек.

Непрерывно меняется облик города Каменска. Новый высокий мост соединил берега Северского Донца. Вдоль реки тянется красивая каменная набережная. Город застраивается четырех-, шестиэтажными домами с удобными квартирами, просторными магазинами и ателье на первых этажах.

Город горняков - Шахты. За последние годы в степи, примыкающей к городу, вырос огромный жилой район. В городе построены многоэтажные дома, проложены новые улицы и проспекты, благоустраиваются рабочие поселки. Улицы и площади украшают декоративные деревья, цветочные клумбы, газоны, кустарники.

После войны на донской земле появились новые города. Одних не было совсем, как, например, Волгодонска и Цимлянска, другие выросли из рабочих поселков - Морозовск, Донецк, Константиновск и другие. Все они являются крупными промышленными центрами нашего края.

Ростовская область имеет не только мощную промышленность, но и высокопродуктивное сельское хозяйство. 85 процентов ее территории занято пашней и пастбищами. По размерам посевных площадей наш край занимает первое место на Северном Кавказе. Это одна из важнейших житниц Советского Союза.

Главные зерновые культуры на Дону - озимая и яровая пшеница, кукуруза, ячмень, просо, рис. По посевным площадям подсолнечника наша область занимает первое место в РСФСР. Развито овощеводство, бахчеводство, виноградарство. Во многих районах юго-востока области, где сосредоточены естественные пастбища, ведущей отраслью сельского хозяйства является животноводство. Есть в нашей области много колхозов и совхозов, которые являются «маяками». Они занимают передовые рубежи в битве за урожай, на них равняются, с них берут пример другие хозяйства нашей страны. По-прежнему крупнейшим многоотраслевым хозяйством области является совхоз «Гигант», Сальского района. За 45 лет своего существования он дал стране более миллиона тонн хлеба. В 1970 году за большие заслуги в развитии сельскохозяйственного производства Указом Президиума Верховного Совета СССР совхоз «Гигант» награжден орденом Ленина. Высшей наградой страны - орденом Ленина награждены более 30 хлеборобов совхоза, около 150 человек награждены другими орденами и медалями. Шести труженикам совхоза присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

Колхоз имени Ленина, Зерноградского района, - хозяйство с высокоразвитой культурой земледелия и животноводства. На техническом вооружении этого хозяйства - свыше двухсот тракторов, около 120 комбайнов, более ста автомобилей. В колхозе работают свыше 700 механизаторов.

Широко в сальских степях раскинулись поля колхоза имени XXII партсъезда. Пятьсот лет назад на этих землях, наросших тогда ковылем, бурьяном да полынью, бы­ла создана сельскохозяйственная коммуна «Сеятель». А в 1964 году колхозу имени XXII партсъезда (так теперь называется бывшая коммуна) первому в Ростовской области было присвоено почетное звание колхоза коммунистического труда. В 1971 году за большие заслуги в развитии сельскохозяйственного производства колхоз награжден орденом Ленина.

Когда-то донской атаман докладывал царю: «В сальских степях, кроме ржи, вряд ли что может родиться». Но труженики колхоза имени XXII партсъезда, как и хлеборобы других хозяйств, расположенных в сальских степях, доказали, что на этих землях можно выращивать не только высокие урожаи ржи, но и пшеницу, подсолнечник, сады и виноградники.

Конечно, успехи, которыми по праву гордится коллектив сельхозартели имени XXII партсъезда, не пришли сами собой. Они являются результатом многолетнего, напряженного труда колхозников, неутомимой борьбы с природой, которая, особенно в этих краях, очень неохотно покоряется человеку.

Сегодня на полях колхоза работают десятки тракторов, комбайнов и много другой сельскохозяйственной техники.

Зелеными заслонами на пути сухого знойного ветра - «астраханца» стали 343 гектара лесных полос, посаженных колхозниками. Высокие и густые лесонасаждения окаймляют все поля. Они задерживают снег, предохраняют почву от размывания весенними талыми водами, смягчают летнюю жару.

За послевоенные годы неузнаваемо изменился быт хлеборобов колхоза имени XXII партсъезда, их культурный уровень. В личном пользовании колхозников - легковые машины, мотоциклы, телевизоры, холодильники, стиральные машины, В каждый двор подведен водопровод. Многие дома газифицированы. В колхозе работают магазины, столовые, детские ясли и сады. На асфальтированных улицах по ночам ярко горят светильники дневного света.

В колхозе построен Дворец культуры с большими спортивным и зрительным залами на 500 мест, библиотекой, читальней.

Дети колхозников учатся в светлой школе-десятилетке, имеющей хорошо оборудованные кабинеты, радиофицированные классы. Школьный спортивный городок - один из лучших в области. Производственная бригада школьников имеет свой комбайн, трактор, сельхозинвентарь. Производственную практику ребята проходят на закрепленном за школой участке плодородной земли в 33 гектара.

В колхозном музее трудовой и боевой славы можно видеть фотографии ветеранов, Героев Социалистического Труда, орденоносцев. Бережно сохраняют в музее материалы о тех, кто в грозные годы войны с оружием в руках защищал свободу и независимость нашей Родины. Многочисленные почетные знамена, дипломы и грамоты рассказывают о трудовой славе колхоза.

Частыми гостями колхоза бывают делегации тружеников полей нашей страны и зарубежных демократических стран.

Таких хозяйств, как колхоз имени XXII партсъезда, в Ростовской области немало. Все они оснащены современной сельскохозяйственной техникой. На вооружении 550 колхозов и совхозов нашей области имеется более 35 тысяч тракторов, 16 тысяч зерновых комбайнов, много автомашин и другой техники.

Радостным и трудным был для работников сельского хозяйства 1973 год. Весной казалось, что природа делает все для хорошего урожая: рано наступило тепло, выпало много осадков. Но вот началось лето - пора созревания хлебов, - а солнечных дней почти нет, дожди не прекращаются. Осенью подули ветры, и мокрые хлеба с тяжелыми, налившимися колосьями полегли.

В этих тяжелых условиях труженики полей выдержали экзамен на зрелость. Они проявили настоящий трудовой героизм, в полной мере показав свое умение и мастерство, сознательность и активность, ответственность перед государством и народом.

Земледельцы и механизаторы вносили массу рационализаторских предложений, как лучше убрать урожай. Едва только в одном хозяйстве оборудовали комбайны приспособлениями для уборки влажных полегших хлебов, как тут же об этом узнавали ближние и дальние соседи и применяли это новшество у себя. Не было для земледельцев «своих» и «чужих» полей, трудились там, где хлеб созревал раньше.

На помощь хлеборобам пришли трудящиеся городов - рабочие, служащие, студенты, школьники. Общими усилиями урожай был собран без потерь.

В 1973 году донские хлеборобы засыпали в закрома Родины свыше 5 миллионов тонн зерна. Такого количества хлеба Ростовская область еще никогда не продавала государству.

Можно говорить о многих слагаемых такого успеха, но главные - возросшая техническая оснащенность колхозов совхозов, внедрение достижений сельскохозяйственной науки в производство, ответственное отношение хлеборобов к земле, к своему труду, заинтересованность их в увеличении плодородия полей.

За трудовую доблесть, проявленную в выполнении принятых обязательств по увеличению производства и продажи государству зерна и других продуктов земледелия, в 1973 году Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 декабря

973 года труженики сельского хозяйства Ростовской области: Д. Н. Бугаенко, И. А. Бондаренко, М. Г. Гайдук, Р. Ф. Горожаева, П. И. Зайцев, П. Ф. Костенко, В. Н. Лепетюхин, A.Т. Лилейченко, П. Д. Мирошниченко, И. С. Назаров, Н. В. Переверзева, Ф. И. Поливанов, Н. И. Половой, И. И. Полтавский, П. Е. Полтавцев, Г. Е. Распопов, В. Е. Теплухин, B.Я. Удовиченко, Н. И. Чехлотенко удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда. Свыше 11 тысяч тружеников Дона награждены орденами.

Опираясь на всевозрастающую помощь государства, используя преимущества социалистической системы хозяйства, не только закрепить, но и превзойти достигнутые рубежи - такую задачу поставили перед собой труженики полей орденоносной Ростовской области.

Большие успехи достигнуты и работниками промышленности Дона. Напряженным и ответственным был для них 1973 год - третий год девятой пятилетки. Партия назвала его решающим, труженики сделали его ударным. Он вошел в летопись героических дел советского народа, как год вдохновенного труда, большой и плодотворной работы на всех участках коммунистического строительства.

Окончание 1973 года ознаменовалось замечательной трудовой победой: промышленность Дона досрочно, 26 декабря, выполнила годовой план. Партия и правительство, рассмотрев итоги Всесоюзного социалистического соревнования работников промышленности, строительства и транспорта за досрочное выполнение народнохозяйственного плана на 1973 год, признали победителем, в числе других областей и краев Советского Союза, Ростовскую область. Она награждена Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

Эта награда является признанием выдающихся успехов трудящихся нашей области. Многие передовики промышленности Дона награждены орденами и медалями Советского Союза. Четверо из правофланговых трудовой армии Дона: Г. А. Бердичевский - директор Новочеркасского электровозостроительного завода, М. Е. Новикова-шлифовщица третьего механосборочного цеха завода Ростсельмаш, В. В. Ямнов - бригадир горнорабочих очистного забоя шахты «Аютинская» комбината Ростовуголь, И. Т. Поляков - аппаратчик ростовского масложирового комбината «Рабочий» за выдающиеся достижения в выполнении и перевыполнении планов 1973 года и принятых соцобязательств удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда.

Родина щедро славит своих героев труда, по заслугам награждает каждого, и труженики нашей области отдают все силы на выполнение заданий пятилетки, стремятся к тому, чтобы донской край стал еще богаче и прекраснее, чтобы выросли здесь новые заводы и электростанции, школы и театры, чтобы колхозные поля и сады стали еще обильнее.

Левченко В. С. Страницы донской истории
.