rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

От вокзала - на автомобиле

ОТ ВОКЗАЛА - НА АВТОМОБИЛЕ

199Первый автомобиль в истории Ростова появился на Садовой в мае 1901 года, вызвав столпотворение зевак. Он был куплен торговой фирмой «Генч-Оглуев и К°», по- видимому, в целях рекламы. В 1903 году был зарегистрирован второй автомобиль в городе, принадлежавший врачу Управления Ростовского почтово-телеграфного округа, доктору медицины фон Кнауту.

Третьим автомобилем в Ростове был американский «Олдсмобил», принадлежавший, по сведениям краеведа А.А. Данцева, скромному ростовскому инженеру Николаю Матвеевичу Грибову. Данцев пишет, что в городе этот автомобиль прозвали «летним», потому что владелец «Олдсмобила», работавший почасовиком-консультантом по курсовому и дипломному проектированию у студентов-механиков Новочеркасского политехникума, мог добраться на нём из Ростова до Новочеркасска лишь в тёплое время года. Короче, это был кабриолет мощно¬стью в шесть лошадиных сил.

В 1904 году «моторным экипажем» обзавёлся концессионер Авцын. К 1907 году автомобилей в городе насчитывалось шесть, кроме того, по одному в Новочеркасске и Таганроге (владелец - паркетный фабрикант Харченко).

К 1914 году в Ростове и Нахичевани было несколько десятков частных автомобилей, преимущественно французских и немецких марок: «Дион-Бутон», «Паккард-Левассер», «Пежо», «Даймлер-Бенц», «Мерседес», «Опель». Американских машин почти не было.

В 1907 году Ростовской Думой впервые были введены «Правила автомобильного и мотоциклического движения», в которых были установлены ограничения скорости по петербургскому образцу - не выше 12 вёрст в час. В то время как тогдашние лучшие легковые автомобили уже могли развивать рекордную скорость - до 60 километров в час(!) - за счёт предельной мощности своих моторов в 50-100 лошадиных сил при 4-х и даже 10-12-цилиндровых двигателях! Вся беда была в тормозах (тормоз был ручной, винтовой, как на конных экипажах), и даже при ничтожной скорости тормозной путь составлял не менее 40 метров! Отсюда и жертвы. Недаром первая в истории жертва автомобильного транспорта была некая англичанка, задавленная при скорости семь километров в час! Первая погибшая под колёсами «мотора» на Дону, в Новочеркасске, тоже была женщина и тоже задавлена при «предельной» скорости - 12 километров в час! Вообще дамы попадали под колёса намного чаще мужчин - из-за своих длинных и узких платьев и кринолинов.

Такси в Ростове долго не приживалось, потому как было непопулярно. Первая попытка завести «таксомо¬тор» вообще закончилась провалом. Отставной штабс-капитан Келлер, устроивший первый платный маршрут «Железнодорожный вокзал - Екатерининская площадь» (теперь площадь К. Маркса) по Садовой всего за один рубль (для сравнения: извозчик - 20-30 копеек, трамвай - 3 копейки при зарплате мелкого служащего или рабочего 30-40 рублей в месяц) долго не мог найти клиентов, хотя сутками дежурил на вокзале. Седоков отпугивала не столько цена, сколько облака чёрного дыма, которые валили прямо из мотора, поскольку до 1910 года выхлопных труб на машинах не было. Пуск двигателя сопровождался ужасным треском, поэтому извозчичьи лошади панически боялись автомобилей, а собаки ненавидели их.

По другим сведениям, первый автомобиль-такси принадлежал цирковому борцу Лютову, который в 1913 году работал на своём «таксомоторе» в свободное от своих выступлений в цирке время.

200Вообще автомобили были более шумными и тряскими, чем сегодняшние грузовики, поскольку тряску принимали лишь рессоры конного типа и дутые шины («Данлоп» или русский «Проводник»). Причём шины были... красного или белого цветов! А главное - абсолютно лысые, без протекторов. Иногда для красоты и прочности эти лысые шины покрывались рядами... медных бляшек.

Перед Первой мировой войной появились шины с протектором, между прочим русского изобретения, московской фирмы «Ёлка-Треугольник». Осветительные фонари были карбидные, съёмные, с ручками. Водитель при желании мог остановиться, подойти и осветить яму на дороге или повреждённое заднее колесо.

Интересно, что в ту эпоху не было даже самого понятия о недорогом, простом «народном» автомобиле. Все без исключения «моторы» и «ландолеты» были символом безумной роскоши. Кузова даже самых простых небольших двухместных машин делались из полированного или палисандрового дерева, капоты были медными и никелированными. Отделка панелей - слоновая кость, кипарис и даже позолоченная бронза! На дверцах, как правило, красовалась монограмма владельца из накладного серебра. Продажная цена автомобиля колебалась от 5 до 8 тысяч рублей и равнялась стоимости каменного особняка в центре города.

Пик продажи автомобилей в Ростове пришёлся на 1911-1914 годы. Покупателями автомобилей были, как ни странно, хотя и состоятельные, но отнюдь не самые богатые люди в городе. Три четверти всех автомобилей было продано «сельским капиталистам», казакам из числа владельцев конезаводов, помещикам из числа казаков и русских, четверть автомобилей приобрели представители интеллигенции, поскольку тогдашние интеллигенты не были «вшивыми», как сегодня. Настоящие ростовские миллионеры, владельцы шахт и «заводов, газет, пароходов», к автомобилям относились иронически, предпочитали дорогие лошадиные упряжки.

Большинство моделей автомобилей были открытыми, закрытые же кузова - очень высокими, в расчёте на дам в огромных шляпах с перьями и господ в цилиндрах или в военных киверах.

Шофёры были наёмными. Служить «щоффэром» (с ударением на «Э»; ныне это слово трансформировалось в прозаического «шоферюгу») было престижно. Ими обычно становились отставные офицеры или инженеры.

С1912-13 годов становится модным самому владельцу водить «мотор». Таких любителей называли «спорт-смэнами» (также с ударением на «Э»).

Первым автомобилистом-спор-стмэном в Ростове был Михаил Семёнович Беглицкий, хозяин автомобиля «Форд», простой инженер, преподаватель механики.

Перед Первой мировой войной быть автомобилистом стало очень модно. Дошло до того, что автомобиль начал фигурировать в русской салонной предреволюционной поэзии модных аксессуаров, наряду с «ананасами в шампанском», башнями из слоновой кости, замками беломраморными, принцессами жантильными и т. п. Лёгкий аромат бензина считался... изысканным! Недаром «король российских поэтов», популярнейший тогда Игорь Северянин, написал такие вдохновенные строки:

«И садясь комфортабельно в ландолёте бензиновом, жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом...»

Примечание

Для разнообразия предлагается господам читателям это замечательное стихотворение замечательного же Игоря Северянина полностью (уже хотя бы потому, что

этот «король поэтов» был чрезвычайно популярен среди интеллигентных и полуинтеллигентных ростовцев, впрочем, как и во всей тогдашней «нормальной стране» России).

КЕНЗЕЛЬ

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

По аллее олуненной Вы проходите марево...

Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,

А дорожка песочная от листвы разузорена –

Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.

Для утончённой женщины ночь всегда новобрачная...

Упоенье любовное Вам судьбой предназначено...

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом –

Вы такая эстетная. Вы такая изящная...

Но кого же в любовники? И найдётся ли пара Вам?

Ножки пледом закутайте дорогим, ягуаровым,

И, садясь комфортабельно в ландолёте бензиновом.

Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом,

И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым –

Шумным платьем муаровым, шумным платьем

                                                                                      муаровым!..

И. Северянин, 1911

ВАСИЛИЙ ВАРЕНИК «РОСТОВЪ И РОСТОВЦЫ»
.