rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Яндекс.Метрика

Первые автомобили делали в... Нахичевани

ПЕРВЫЕ АВТОМОБИЛИ ДЕЛАЛИ В... НАХИЧЕВАНИ

Оказывается... выпускать автомобили в нашей Нахичевани стали сто лет назад, когда она ещё была отдельным городом. Так что надо бы отмечать 100-летие нашего местного автомобилестроения. Только разница в том, что сейчас «Красный Аксай» собирает южнокорейские «тачки», а в 1903 году тогдашний просто «Аксай» собирал американские «Олдсмобили». Впрочем, нахичеванские машины всё же отличались от американского прототипа.

Большинство деталей, как утверждала тогдашняя реклама, производили на самом заводе, поэтому ставился даже вопрос о собственной марке (предполагалось назвать это чудо «Аксай-7»). Сам нахичеванский «Олдсмобиль» («Нахичеван-Олдсмобил») представлял собой двухместную «самодвижущуюся открытую повозку ручной сборки» с деревянной рамой (!). Всего за 1903-1905 годы их было выпущено 20 штук. Первый автомобиль на улицах Ростова и Нахичевани, привезённый из-за рубежа, появился в 1901 году, а через два года – уже собственное производство! Но, к сожалению, в 1905 году выпуск автомобилей прекратился из-за революционных событий.

В1911 году в Ростове образовалось Южно-Российское автомобильное общество. Его контора, гараж, выставочный зал и мастерские располагались в Нахичевани.

К этому моменту общество наладило производство и продажу небольших французских автомобилей «Баяр», которые теперь собирались на заводе «Аксай» из французских агрегатов. Кузова к ним производились ростовскими каретными мастерскими. В среднем на заводе, по сведениям А.А. Данцева, собирался один автомобиль в месяц, что по тем временам считалось высоким темпом, поскольку каждый автомобиль от начала и до конца собирался в отдельности - из-за того, что конвейера тогдашние заводчики не знали.

Зато в 1916 году в Нахичевани на том же заводе решением Военно-промышленного комитета было начато сооружение конвейера для массового выпуска автомобилей в помощь русской императорской армии. Это были грузовики с двигателями мощностью 28 лошадиных сил, скоростью 20 километров в час, грузоподъёмностью 3 тонны, с левосторонним рулём, открытой цепной передачей по образцу английских моделей «Уайт». С 1917 года намечалось выпускать 1700 машин в год, а после ожидаемой победы над «германцем» планировалось расширение производства за счёт выпуска собственной модели легковых автомобилей. Плюс выпуск авиационных моторов для молодой, но очень перспективной русской авиации. Всё это пошло прахом. Из-за событий Великой Октябрьской социалистической революции нашу страну постигло великое разорение, хотя утверждают, будто бы нахичеванцы умудрились успеть выпустить один опытный образец. Новые хозяева России - большевики - в соответствии со своими нормами «научного» планирования рассудили, что уже почти налаженное автомобильное производство в Нахичевани надо перестроить, очевидно потому, что «русским Детройтом» должна стать не «буржуазная» Нахичевань, а «пролетарский» город Горький. Ростову же с Нахичеванью оставили производство сеялок и веялок.

И вот через сто лет всё снова возвратилось на круги своя.

ВАСИЛИЙ ВАРЕНИК «РОСТОВЪ И РОСТОВЦЫ»
.