rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Яндекс.Метрика

От вокзала - на трамвае

ОТ ВОКЗАЛА - НА ТРАМВАЕ

201Памятный день в истории города - 20 декабря 1901 года. Первый в истории трамвай был пущен по ростовским рельсам сразу по трём маршрутам - по Садовой, Старопочтовой (Станиславского) и Богатяновскому (Кировскому).

К 1917 году маршрутов существовало семь, включая Нахичевань. Хозяином трамвая было бельгийское акционерное анонимное общество под председательством «купеческого сына» И.М. Файна. Общество заключило с Городской Думой концессию до 1939 года. Это было, говоря сегодняшним языком, совместное предприятие. Недаром в дни царских тезоименитств трамваи украшались русскими и бельгийскими флагами.

Трамвайный парк состоял из одинарных, почти игрушечных, коротеньких вагончиков, вмещавших от силы 12-15 человек. Причём изрядно потрёпанных, бывших в употреблении в самой Бельгии, но в хорошем техническом состоянии. Они имели всего по четыре окна по борту, вместо входных дверей - низенькие решётки. Борта выкрашены в красный цвет с белой полосой и надписью: «Входъ и выходъ во время движения воспрещается». Само движение осуществлялось со средней скоростью 18 километров в час. Под гору вагончик разгонялся до 35 километров в час, по сравнению с конкой это казалось почти космической скоростью. Тогдашний мир был вообще нетороплив.

Площадка вагоновожатого была открыта всем стихиям. Впрочем, в каждом вагоне имелось по две одинаковые площадки, сзади и спереди, как на сегодняшних электровозах. Это давало возможность обходиться без кольцевого пути в конце маршрута. Вагоновожатый просто переходил на противоположную площадку и ехал обратно. Он восседал на высокой круглой трехногой табуретке, как в баре. Слева перед ним находился ящик с рычажком - пусковое устройство, так называемый контройлер, справа - воздушный тормоз и педаль механического звонка. Вот и вся техника.

Кондуктор подавал команду к отправке или остановке, дёргая за верёвочку, соединённую с площадкой вагоновожатого. Плата за проезд составляла 3 копейки. Во время Первой мировой войны она поднялась до 5 копеек.

В кондукторы набирали по конкурсу здоровенных мужиков, одевая их в особую красно-синюю форму с кантами, шнуровыми погончиками и петлицами. Женщины-кондукторы появились только к концу войны и вызывали немалое удивление и любопытство обывателей. Женщины также носили установленное обмундирование.

Сиденья в вагонах были только продольные, в виде длинных дубовых скамей, на которых пассажиры сидели спиной к окнам, как в метро.

Очень колоритны были трамвайные стрелочники. На скрещении путей в любую погоду сидели они на складных стульчиках с ломиками в руках, летом под парусиновыми зонтами, зимой в тулупах до пят и переносной жаровней у ног. За 90 лет прогресс шагнул в Ростове далеко... Стрелочников давно нет, а женщины-вагоновожатые держат в своих кабинах всё те же ломики для переводки стрелок...

Первой в истории жертвой ростовского трамвая, по сведениям С. Швецова, стал «беспечно ехавший по рельсам в хлебной развозке турецко-подданный Хамет-Али». Остался ли незадачливый турок тогда жив или нет, об этом история умалчивает...

Ростовские предприниматели были практичными и хитрыми. Они сразу же усовершенствовали бельгийское чудо. Если в столицах и других городах Российской империи трамвай ещё долго сосуществовал одновременно с конкой, то ростовцы без колебаний отправили своих тягловых кляч на бойню, а освободившиеся из- под конки вагоны стали цеплять к бельгийским трамваям, превратив транспорт из одновагонного в двухвагонный.

В 1908 году в самой России заработал Коломенский завод по производству трамвайных вагонов, которые оказались больше и удобнее иностранных, с закрытой кабиной для вагоновожатого.

Ростовцы поспешили завести русский трамвай у себя, постепенно заменив вагонный парк.

Вагоны были разных модификаций. Самым интересным из них был летний открытый вагон, совершенно без бортовых стенок и окон, только с одной крышей на железных столбиках. Этот трамвай называли «американка» или «ветерок». И сейчас такие трамвайчики возят туристов по Сан-Франциско, а вот у нас почему-то исчезли, хотя попытка возродить «ветерок» была предпринята в Ростове в 1960-х годах.

Как рассказывает краевед С.Г. Беленький, с 1928 года в Мытищах стали выпускать первые советские трамваи «серии X», по существу слегка усовершенствованные копии дореволюционных коломенских. Вскоре они появились и в Ростове, продержавшись в нашем городе до конца 60-х годов. Все ростовцы, которым сегодня за пятьдесят, помнят эти скрипучие деревянные вагоны, помнят и дубовые скамьи, кожаные петли для рук, натужный рёв на подъёмах.

Своей странной архаичностью на фоне новостроек «хрущёвской оттепели» эти деревянные вагоны сразу напоминали эпоху керосиновых фонарей и первых аэропланов. Так зримо осуществлялась связь времён...

ВАСИЛИЙ ВАРЕНИК «РОСТОВЪ И РОСТОВЦЫ»
.