rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Лучшие в мире гильзы Катыка

«ЛУЧШИЯ В МИРЕ ГИЛЬЗЫ КАТЫКА»

207Ростовская реклама давно минувших дней

Реклама в жизни дореволюционного Ростова была ещё более назойливой и имела ещё большее значение, чем сегодня. Бывало, что она решала судьбы целых торговых домов. Так, в 1905 году пароходчик Елпидифор Парамонов задумал сгубить своего конкурента Ивана Кошкина. Посредством рекламы. Он объявил по всему городу, что целую неделю будет возить пассажиров по реке бесплатно! Мало того, когда неделя истекла, Парамонов приказал какое-то время угощать бесплатными булочками всех детей, оказавшихся на борту. Потом булочки отменили, но вскоре рейсовые пассажиры стали получать по стакану чая и бутерброд с красной икрой. Бесплатно! В результате пассажиры с энтузиазмом устремились на суда парамоновской флотилии, а традиционно мыслящий Кошкин остался без клиентов и с шумом обанкротился.

Вообще предприниматели Ростова очень рано поняли значение рекламы, в том числе и живой. Только в Ростове, да ещё в Нижнем Новгороде, были столь нахальные зазывальщики. Краевед С. Швецов описал такой типично ростовский случай: «В 1900 году около мануфактурных магазинов Гуревича и Касабова молодцы-зазывалыцики Алфёров и Коваленко буквально напали на проходившую мимо женщину и, схватив её за руки, стали тащить в разные стороны, каждый в свой магазин. Женщина стала взывать к прохожим, которые отбили её. Почувствовав себя свободной, женщина, жалуясь на боль в суставах рук, отправилась в полицейский участок и заявила о происшедшем».

208А вот в Таганроге хозяин недавно открытого кинотеатра на главной улице города, Петровской, самолично выходил на тротуар, низко кланялся прохожим и громко расхваливал достоинства очередной «новейшей заграничной фильмы».

Иногда зазывальщики декламировали стихи. Каждая солидная фирма стремилась завести штатного поэта, дабы он регулярно поставлял расхожие частушки и возышенные гекзаметры во славу предприятия.

Витрины на Большой Садовой тянулись сплошной зеркальной стеной. Правда, декоративного оформления витрин в сегодняшнем понимании не существовало. Просто чем больше товаров выставлено, тем, считалось, лучше, «богаче». Хозяева пеклись лишь о том, чтобы ассортимент был многочисленнее, чем у конкурента. Витрины продуктовых магазинов были до отказа забиты муляжами провизии, выполненными не всегда с должным правдоподобием.

По правде сказать, многие ростовские товары в рекламе не нуждались. О ростовских папиросах высочайшего класса ещё будет сказано. То же и шерсть. Шерстяная фирма Мелконовых-Езековых пользовалась в Америке таким доверием, что там делали громадные заказы на её товары просто по номерам каталога, не требуя образцов шерсти! Также и кожа, и обувь. Пожалуй, в Ростове больше рекламировали петербургские и заграничные товары - шоколад «Жорж Борман», монпансье «Ландрин», швейные машины компании «Зшгеръ», велосипеды «Роувер», чай Высоцкого.

209Вот образцы рекламы только одной аптеки: «Вино Сан-Рафаэль - лучший друг желудка!», «Господа ревматики! Уродонал-шателена - ваше спасение!», «Пилюли Ара слабят легко и нежно!»

Вообще главные улицы Ростова поражали обилием вывесок и рекламных щитов. Они висели не только над магазинами, но и по бокам дверей, лепились между окнами и витринами на каждом свободном кусочке стены, тянулись вдоль фасадов в несколько ярусов, заполняли плоскости брандмауэров (глухих торцовых стен домов). Мало того, вокруг подъездных дверей пестрели десятки вывесок-табличек дантистов, адвокатов, фотографов, преподавателей, переписчиков, художников, нотариусов, акушерок, гадалок.

Но реклама могла быть не только назойливой, но и утончённой, работающей на подсознание. Порой она настолько крепко отпечатывалась в памяти, что даже склеротические старики, которым посчастливилось на заре юности застать дореволюционный Ростов, никак не могли забыть, что «лучшие гильзы - это гильзы Каты ка». Никакие величественные и страшные потрясения XX столетия не стёрли из их памяти эту рекламу.

Дело в том, что некий Катык (странная фамилия, а может и не фамилия вовсе?) завалил весь юг России пустыми папиросными гильзами. Многие курильщики по тогдашнему обычаю набивали бумажные гильзы табаком у себя дома. Так выходило дешевле. Итак, надо было всё это изобилие сбыть. И тут пошло...

Реклама «Катыка» мозолила глаза почище любой сегодняшней телевизионной. Брандмауэры домов украсились изображением трёх завязанных на память узелков на платке в сопровождении саженных надписей: «Не забыть! НЕ ЗАБЫТЬ!! НЕ ЗАБЫТЬ!!! Лучшие гильзы - гильзы Катыка!» Позднее уже ничего не писали, а только лепили повсюду, где только можно (на стенах, в газетах, на форзацах книг), три узелка, а память уже против воли чеканила: «Не забыть, не забыть...» Венцом кампании было появление в центре Ростова большого рекламного щита с изображением рыдающего мальчугана, которого разъярённый и растрёпанный хозяин таскает за уши. Внизу - здоровенные буквы: «МЕР-Р-РЗАВЕЦ!!! Я тебя за чем, скотина, посылал?! А ты что принёс?! Я тебя, каналья немытая, за гильзами Катыка посылал. Только Катыка! Запомни, дрянь такая...»

ВАСИЛИЙ ВАРЕНИК «РОСТОВЪ И РОСТОВЦЫ»
.