rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Суровые донские зимы

СУРОВЫЕ ДОНСКИЕ ЗИМЫ

Историки и старожилы города хорошо знают, что зимы в старом Ростове были абсолютной противоположностью нынешней новогодней слякоти.

Если сегодня средняя температура января составляет минус 7 градусов, то столетие назад - минус 12. На Крещение Господне морозы на Дону держались на отметке 25-30 градусов. Недаром в старинной донской казачьей песне пелось: «Ой вы морозы, ой вы морозы, вы морозы крещенские, лютые!» Но кроме морозов в тогдашнем Ростове, и вообще в Приазовье и на Нижнем Дону, наблюдались значительные снегопады. Снегов и метелей было не меньше, чем в Подмосковье. Из-за них в Ростове неделями не ходили трамваи и поезда, в степях замерзали ямщики, а сам Дон промерзал до дна у берегов. Покрывалось льдом и всё Азовское море до Керченского пролива. На протяжении трёх, а то и четырёх месяцев в году Дон становился дорогой, по которой жители Гниловской ездили на санях в Аксай или в Азов. По донскому льду ходили колоннами войска и даже возили артиллерию. Так, в феврале 1918 года ушла из Ростова в Ольгинскую трехтысячная колонна корниловцев и белоказаков.

Мальчишки с Гниловской устраивали пробежки на коньках из Гниловской до Елизаветинской, там отогревались в местном станичном правлении и в тот же день мчались обратно, используя попутный ветер - «верховку». Аксайские мальчишки тем же манером навещали Старочеркасскую.

«Ростовские мореходные классы» обзавелись двумя быстроходными буерами (ледовыми яхтами), на которых курсанты устраивали показательные гонки на льду напротив ростовской набережной. В 1915 году был совершен пробег до Таганрога. В 1916-м из казаков станиц Новониколаевской и Елизаветинской сформировали команду буеристов для патрулирования по льду Финского залива. Эти казаки оказались привычны к парусу и морю.

Ростовские улицы на протяжении всей долгой зимы были во власти «санных экипажей» всех видов. Даже кареты и те ставили на четыре короткие лыжи взамен снятых на зиму колёс.

Самым распространённым типом транспорта на Большой Садовой были щегольские «беговые сани» без козел (сиденья для кучера), рассчитанные только на одного человека, который и правил. Лошадь тоже была единственная, зато, как правило, дорогой рысак чистых кровей. Его покрывали сетчатой попоной обычно синего цвета, что считалось большим шиком. На дугу вешался электрический фонарик (привилегия очень богатых людей), а то и гирлянда разноцветных маленьких лампочек- как на ёлку.

Простые извозчики при сильных морозах надевали на своих лошадей облегающие попоны, застегивающиеся на животе. Ноги пассажиров укутывали медвежьими полостями, а кто победнее - из синего сукна с чёрной бархатной окантовкой.

В слободах и станицах всю зиму ездили на русских крестьянских санях-розвальнях, конструкция которых дошла до XX века без изменений со времён боярыни Морозовой и царя Алексея Михайловича.

Сейчас подобные ростовские зимы трудно себе представить. Правда, ещё в 1950-х годах зимы на юге России бывали многоснежными, хотя и не столь долгими, как в XIX - начале XX веков.

Причинами ощутимой порчи климата являются парниковый эффект биосферы и индустриальная деятельность человечества в погоне за достижениями так называемого прогресса.

ВАСИЛИЙ ВАРЕНИК «РОСТОВЪ И РОСТОВЦЫ»
.