rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Ростовские папиросы любил сам царь!

РОСТОВСКИЕ ПАПИРОСЫ ЛЮБИЛ САМ ЦАРЬ!

Величайшей гордостью и славой дореволюционного Ростова были его папиросы, которые называли «национальными папиросами России», ибо их курила вся страна и в придачу пол-Европы. Сам государь-император и его двор предпочитали ростовские «Асмоловские» с золотым ободком. Недаром на папиросных коробках гордо красовалось: «Асмоловъ и сыновья. Поставщики двора Его императорского Величества». Другой прославленный ростовский фабрикант, Я.С. Кушнарев, стараясь не отстать, снабжал «Двор Его императорского Высочества Великого князя Владимира Александровича». Мало того, ростовские папиросы хвалил и английский король Георг V! Причём никакого особого «царского» сорта для августейших особ в Ростове не выпускалось. «Величества» и «высочества» дымили обычной, так сказать, серийной продукцией. Дело в том, что все пятнадцать марок асмоловских изделий («Бальные», которые особенно любил Николай II, «Дюбек-лимонные», «Сенаторские», «Десертные», «Бомонд», «Ампир» и др.) были только высшего класса.

Высокое качество достигалось не одним наличием самого лучшего в мире сырья (отборнейший турецкий табак ручной сборки), но и тщательнейшей обработкой на самой фабрике, где табачные листья крошились исключительно вручную, поскольку машина, видите ли, «резала слишком однообразно». Впрочем, машин новейших марок на фабрике было в избытке - 172 импортные и 57 отечественных. При этом понятие производственного брака вообще отсутствовало. Но и этого мало. «Национальные папиросы» были удивительно дешевы: 8 копеек за десяток и 20 копеек за 25 штук (стандартная расфасовка того времени).

Сохранившиеся с той поры папиросные коробки асмоловской и кушнарёвской фабрик очень нарядны. Однако вся красота пропадала понапрасну, поскольку тогда было принято купленные папиросы тут же перекладывать в портсигар (золотой или серебряный, а для людей попроще - кожаный или деревянный). Предлагать кому-либо взять папиросу прямо из раскрытой пачки считалось неприличным.

Зажигалки, или, как тогда говорили, «вечныя спички», были принадлежностью только богатых людей. Впрочем, завидовать было особо нечему. «Вечные спички» отличались неудобством в обращении - ими никто не мог пользоваться одной рукой. Зажигалка представляла собой маленькую «книжечку», обрез которой покрывался кремнем. Из отверстия в коробочке вынимали металлическую «спичку», в расщеплённой головке которой находилась смоченная бензином ватка. При чиркании такой спичкой о корпус возникал огонь. После пользования «спичку» надо было задуть и вставить обратно в «зажигалку», где ватка вновь впитывала бензин. Эти зажигалки обычно носили на часовой цепочке как брелок. «Нормальные» зажигалки с колёсиком распространились во время Первой мировой войны.

У Асмолова и Кушнарёва не было конкурентов, по крайней мере в Европе. Ростовская продукция получала медали и первые места на Венской, Парижской и Филадельфийской промышленных выставках. Словосочетание «ростовские папиросы» воспринималось в мире так же, как «парижские духи» и «швейцарские часы».

Оборотной стороной всемирной славы и беспримерного процветания ростовской папиросной промышленности была каторжная участь тысяч табачниц. Жалкая оплата при 16-часовом рабочем дне в облаках ядовитой пыли. Неизменный туберкулез лёгких и ранние смерти.

Основатель табачного дела в Ростове Василий Иванович Асмолов являлся уникумом. Хотя он был сыном русского крепостного, в его судьбе воплотилась «американская мечта», ибо начал он свой путь погонщиком скотины. Так и попал в Ростов с рублём в кармане. В 1857 году В.И. Асмолов на скудные полтинники, накопленные мелкой табачной торговлей, открыл в городе папиросную фабрику аж на семь рабочих! Работал и сам - папиросные гильзы крутил. А в 1882 году оставил сыну производство, где 1500 рабочих (точнее, работниц) делали 60 миллионов папирос в год (!).

В 1882 году асмоловская фабрика уже считалась самой крупной в России, а в 1912-м вышла на первое место в мире. В том же году произошло слияние асмоловского хозяйства с другими табачными фабриками Ростова в гигантское «Товарищество Я.С. Кушнарёва и братьев Асланиди», куда влились и фабрики С. Кистова и В. Фрайермана. Так в Ростове образовалась крупнейшая в мире «табачная империя», которая продолжала процветать даже в годы революции и Гражданской войны. И к тому же расширяться, приобретая всё новые и новые дома, склады в разных городах! Курить ведь надо было всем - и красным, и белым, и зелёным.

ВАСИЛИЙ ВАРЕНИК «РОСТОВЪ И РОСТОВЦЫ»
.