rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Ростовская набережная

РОСТОВСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ

Ростовскую набережную начал строить ещё в 1834 году керченский подрядчик, купец Сазонов, но то ли прогорел, то ли проворовался, а так её и не построил. И на протяжении почти всего XIX века ростовский берег Дона представлял собой низкую земляную полосу, где в грязи копошились тысячные толпы оборванного портового люда - грузчиков, крючников, бурлаков, матросов, воров, проституток, спившихся босяков-«золоторотцев» (среди этой рвани, между прочим, обретался молодой босяк Алёша Пешков, ставший впоследствии пролетарским писателем Максимом Горьким). «Они тут работают, тут отдыхают, тут же и полощутся в узких щелях грязной воды, оставляемых сдвинувшимися корпусами осмоленных судов» - писал современник Горького Свирский. Проживать в прибрежных кварталах Ростова было тогда непрестижно. Наряду с печально известной «Нахаловкой» наш «Берег» в XIX веке считался самым гнусным местом в городе, откуда поднималась вся людская накипь ростовского «дна». Здесь царили вечный шум и грязь, пьянство, преступность. Отсюда начинались эпидемии и погромы. Вот почему город долгое время был повёрнут «спиной к реке» и отделён от неё плотными рядами складов, пакгаузов и беднейших еврейских и турецких кварталов.

Однако городские власти в конце XIX века всё же энергично взялись за «Берег» и за 19 лет, к 1906 году, построили великолепную просторную каменную набережную. Обошлась она ростовским налогоплательщикам более 2 миллионов 329 тысяч рублей.

221Но центр города по-прежнему оставался отрезанным от речной прохлады, поскольку набережная при всех её достоинствах предназначалась не для прогулок, а работала исключительно как торгово-промышленная пристань. Прямо по ней сквозь весь город, от вокзала до Кизитеринки, был проложен «Береговой путь Юго-Восточной железной дороги», а на самом берегу Дона, под мореходным училищем (тогда называвшимся «мореходными классами») и складами Парамонова, расположилась железнодорожная станция Ростов-Пристань. Каждая квадратная сажень набережной была поделена между предпринимателями и забита товарами и горами угля для пароходов. Тут было не до прогулок!

Ростовская набережная заслуженно считалась образцовой в Российской империи. Она была по-своему благоустроенной. Через каждые 500 шагов стояли монументальные общественные туалеты, не говоря уже о питейных заведениях. (Туалеты в тогдашних документах именовались «ретирадами», и этих «ретирад» от Таганрогского, то есть от Буденновского, до Нахичеванского насчитывалось шесть. В настоящее время куда меньше!)

В местах, предназначенных для причаливания мелких судов, были устроены каменные ступени шириной до 30 саженей.

Даже в 1930-е годы, когда предпринимательство в Стране Советов полностью запретили и жизнь сразу же обеднела и потускнела, ростовская набережная ещё сохраняла свой оживленно-промышленный характер, хотя о классическом капитализме напоминали лишь причальные чугунные тумбы завода Пастухова.

Наша набережная приобрела сегодняшний вид только после Великой Отечественной войны. «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Ростов оказался настолько разрушен, что в нём можно было с нуля воплощать любые градостроительные фантазии. А с главным архитектором, как раз и преисполненным подобных фантазий, городу повезло. Восстановление его возглавил В.Н. Семёнов, прославившийся до этого глобальной реконструкцией Москвы. Он-то и решил «восстановить связь по крайней мере центра Ростова с рекой, повернуть город лицом к Дону», уничтожив остатки промышленных построек на набережной, превратив её исключительно в «зону отдыха».

Обустройством набережной на протяжении 40-х и 50-х годов бесплатно занимались «трудящиеся» на «коммунистических субботниках», и, как рассказывают старожилы, работали ростовцы с большой охотой.

То что мы наблюдаем на набережной сегодня - результат наполовину осуществлённых идей В.Н. Семёнова. Почему наполовину? Потому что профессор рассчитывал полностью очистить и распланировать береговые склоны от Дома Советов и от театра Горького до самого Дона, устроив там впечатляющие полосы парков-каскадов с широкими лестницами. Он считал, что благодаря этому в центре города будет витать «замечательный воздух» при годовом преобладании юго-восточных ветров. Открытую набережную как зону отдыха предполагалось к началу 1960-х годов протянуть не до Кировского, как сейчас, а до 1-й Линии Нахичевани. Постройка Ворошиловского моста - тоже идея В.Н. Семёнова, хотя и осуществлённая на 20 лет позже.

В дальнейшем переустройство набережной застопорилось, поскольку все средства, предназначенные для «фасадно-парадных» целей, были переброшены на массовое строительство пятиэтажных «хрущоб».

ВАСИЛИЙ ВАРЕНИК «РОСТОВЪ И РОСТОВЦЫ»
.