rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Храм Христа Спасителя в миниатюре

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МИНИАТЮРЕ

Ростовский собор

Храм Христа Спасителя в Москве и собор в Ростове похожи по силуэту, и всё потому, что оба они - детище одного архитектора, Константина Тона, архитектора знаменитого, того самого, что построил Большой кремлёвский дворец. Но наш Ростовский собор (до революции скромно именовавшийся Базарной церковью) построен на 22 года раньше московского чуда - в 1861 году (аккурат в год отмены крепостного права) и является уменьшенной и упрощённой копией храма Христа Спасителя, что «на Москве» - так сказать, его моделью. Здесь, на донской земле, Константин Тон получил возможность проверить свои расчеты и художественный замысел.

Конечно же, храму на нашем Старом базаре далековато до своего царственного прототипа. Ростовский собор Рождества Богородицы достигает в высоту 49,8 метра и рассчитан на 1200 прихожан. В то время как Московский храм вмещал 12 тысяч! А высота его достигала 106,5 метра (без крестов). Это почти сопоставимо с пирамидой Хеопса -146 метров!

Интересно что при Советской власти наш собор был объявлен «не имеющим никакого художественного и исторического значения» и... поэтому уцелел! Ибо те ростовские храмы, которые такое значение имели, были снесены, взорваны и разграблены, в основном за период 1931-36 годов, во время так называемой «пятилетки без-божия». Именно такая печальная судьба постигла главный храм города - великолепный кафедральный собор Александра Невского, высившегося там, где ныне попирает площадь Советов чугунный «Конь» (памятник красным первоконникам). До разрушения храма на Старом базаре государственные безбожники добрались только к началу 1940-х годов, да и до этого унижали как могли. В нём устроили... зверинец, который работал вплоть до 1941 года. А потом коммунисты взорвали колокольню - под предлогом того что она могла послужить «ориентиром для немецких летчиков». Заново отреставрирован и открыт для богослужения собор был при немецкой оккупации.

Интересно, что сегодняшние искусствоведы с грехом пополам все же признали художественное значение храма. Даже определение для стиля, в котором он построен, подыскали. Это «русско-византийский ретро-спективизм» - направление, которое, можно сказать, и «выдумал» Тон. Впрочем, как рассказывают некоторые историки архитектуры, наш собор - не совсем творение Тона. По сведениям А.П. Зимина, известного знатока донской истории, ростовские казаки специально приезжали в Петербург к главному архитектору тогдашней России - Тону, чтобы купить его проект для Всевеликого Войска Донского. Благодаря этому и появилась в городе Базарная церковь, ставшая впоследствии кафедральным собором.

По версии Т.А. Славиной, тоновский проект долго дорабатывали скромные местные архитекторы в Новочеркасске, доведя его до степени крайнего упрощения и удешевления за счёт отказа от лепнины и мраморной облицовки (в епархиальной и городской казне, как всегда, не хватало средств). Но так или иначе почерк создателя русско-византийского стиля глубоко отмечен на донской земле.

ВАСИЛИЙ ВАРЕНИК «РОСТОВЪ И РОСТОВЦЫ»
.