rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Конец армянскому собору

КОНЕЦ АРМЯНСКОМУ СОБОРУ

Представьте себе, что стройный, белый, златокупольный Сурб-Хач неким волшебством вдруг перенёсся из окрестностей Ростова в самый центр сегодняшней Нахичевани. Как бы тогда преобразился и украсился город, обретя композиционный центр! Как красиво смотрелся бы храм в перспективе вдруг похорошевших улиц! Действительно, именно высокого храма очень не хватает как раз на том месте, где сейчас громоздится приземистый клуб ДК завода «Красный Аксай»...

Но в старину всё так и было! Город имел главный храм! В самом своём сердце. Да ещё какой храм! Почти двойник Сурб-Хача - как по красоте, так и по архитектурному стилю. Разве что, в отличие от Сурб-Хача, Нахичеванский собор имел высокую колокольню. Эта схожесть неудивительна, ибо, как предполагается, строил оба храма один архитектор - И.Е. Старов. Строил на века, медленно и добротно, целых 24 года (с 1783 по 1807 годы). Он же был, по-видимому, и автором планировки Нахичевани. И.Е. Старов был гордостью России, зодчим одного масштаба с великим Растрелли. Достаточно сказать, что Старов возвёл в Петербурге Таврический дворец для самого князя Потёмкина! И вот теперь Нахичевань - «первый привал» великого мастера...

Впрочем, сюда старовский проект попал не сразу. Местный городской магистрат хотел было возвести свой храм в «национальном стиле», но строить церкви в традициях армянского зодчества тогдашние российские власти почему-то не разрешали. Поэтому Нахичеванский собор возвели по канону русского классицизма.

Зато внутреннее убранство соответствовало всем нормам типичной армянской церкви, было несколько мрачноватым и строгим и в то же время с некоторым налётом позднего европейского ренессанса и католицизма. В глубине храма помещались резные дубовые скамьи, напоминавшие католический костёл. В отличие от русских православных церквей, в Нахичеванском соборе был и орган-фисгармония, на котором, кстати, играла женщина, ставшая впоследствии преподавательницей музыкально-педагогического института имени Гнесиных в Москве.

Неофициально главный храм Нахичевани именовали Армянским собором, полностью же - Городским армяно-григорианским кафедральным соборным храмом во имя святого Григора Лусоворича (Григория Просветителя).

Кафедральным собор назывался потому, что в нём проводил службы специально приезжавший из Эчмиадзина католикос (духовный глава всех армян на планете), причём католикоса тогда торжественно встречало у собора всё русское духовенство Ростова и Нахичевани.

Григорий Просветитель для армян то же самое, что для русских равноапостольный князь Владимир - первокреститель Руси. (Поэтому армянская церковь и называется Григорианской). Только Григорий крестил свой народ на 800 лет раньше, чем киевский князь. Ещё во времена Римской империи. Ученик Григора, Месроп Маштоц, изобрёл для армян и грузин особый алфавит, старейший из всех действующих сегодня в мире. Написание этих букв хорошо знакомо большинству россиян, увы, лишь по этикеткам на бутылках. Для армян же алфавит Маштоца - настоящая святыня. Рассказывают, будто в Нахичеванском соборе хранилась золотая пластина, на которой все буквы армянского алфавита были выложены из впаянных в золото алмазов!..

Но дело не только в алмазах. По общему мнению, храм сам по себе являлся жемчужиной города, главным его украшением, и уж конечно самой высокой постройкой в Нахичевани. Это был настоящий центр города, его точка отсчёта, его душа. Собор называли «наш маленький Исаакий» (как напоминание о Петербурге) или «наш кусочек Вены». И в самом деле: образец архитектуры высокого класса в благородном стилевом единстве с изысканным памятником императрице Екатерине (благодетельнице города), с бронзовыми светильниками и по-европейски вылизанной ровной мостовой (Нахичевань щеголяла своей чистотой) рождал ощущение сто- личности и праздничности.

Куда же всё это исчезло?

Чтобы ответить на вопрос, надо вспомнить 1937 год, когда гонения обрушились не только на людей, но и на саму бывшую Нахичевань-на-Дону, на её славное историческое прошлое. Именно в тот роковой год город окончательно потерял своё лицо. Были запрещены вывески на армянском языке, переименованы последние улицы, снесены последние церкви (кроме кладбищенской и оставленного на потом закрытого Григорианского собора) и главное отменено само название Нахичевань (с тех пор и по сей день она как бы в насмешку числится Пролетарским районом Ростова-на-Дону). Говорят, всё это делалось в целях борьбы с мифическим призраком «армянского буржуазного национализма», хотя в том же году встречались анекдотические случаи, когда отдельных нахичеванских армян жестоко карали за проявления... «великорусского шовинизма»!

Но это ещё не всё! Во время немецкой оккупации собор открыли для богослужений и снова закрыли лишь в конце 1950-х годов, теперь уже навсегда.

В ночь армянского Сочельника с 18 на 19 января 1966 года город потряс взрыв. Это стёрли с лица земли Нахичеванский собор - под лукавым предлогом того что «бесхозная руина» может, якобы, обрушиться. (Хотя храм был построен так, чтобы мог простоять не менее тысячи лет!) Подлый взрыв был только эпизодом в ходе грандиозной волны «воинствующего безбожия», когда сам Н.С. Хрущев объявил, что в 1980 году он покажет по телевизору последнего попа в стране. Хрущев уже сошёл со сцены, но шествие вандализма продолжалось. Вслед за «армянским собором» должен был уйти в небытие и его прототип - чудесный Сурб-Хач. По иронии судьбы взрыв произошёл за считанные дни до Учредительного собрания Ростовского Отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

Власти «Пролетарского района» знали о собрании и торопились с уничтожением нахичеванской жемчужины, дабы отчитаться перед Москвой. Ростовские ВООПИиКовцы не успели спасти её, но отстояли Сурб-Хач, которым мы все сегодня любуемся. Всё меньше и меньше остаётся на нашей земле людей, помнящих прекрасный храм. Он утрачен навсегда. Однако война с прошлым так и не была выиграна «преобразователями Вселенной», «строителями светлого будущего». В народе Нахичевань всё равно зовут Нахичеванью!

ВАСИЛИЙ ВАРЕНИК «РОСТОВЪ И РОСТОВЦЫ»
.