rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Архитектора Дурбаха помнят в Нахичевани

АРХИТЕКТОРА ДУРБАХА ПОМНЯТ В НАХИЧЕВАНИ

Утверждают, что Ростов не может похвастаться ни единым целостным архитектурным ансамблем. Казалось, в этом городе все строили кто во что горазд. Но оказывается, в частности в Нахичевани, существовали образцы высокого стиля и строгого ансамблевого подхода. И было это делом рук одного человека, работавшего в лучшем случае с двумя чертёжниками. Весьма поучительная история, особенно на фоне творчества нынешних проектных институтов.

222В два предоктябрьских десятилетия в центре Нахичевани на Бульварной площади (ныне площадь Свободы) был создан прекрасный ансамбль из трёх зданий, соединённых изысканной балюстрадой. Все это идеально вписывалось в силуэт старинного собора Григора Лусаворича. При этом учитывалось абсолютно всё - и цвет фасадов, и этажность, и количество окон в окружающих площадь домах. Сегодня мы можем видеть только разрозненные остатки прежней целостности.

Создателем ансамбля был местный уроженец Николай Никитич Дурбах, который с 1889 по 1912 годы служил городским архитектором, говоря сегодняшним языком - главным (и единственным.1) архитектором города (на содержании управы).

До 1889 года на этот пост претендовал маститый «художник архитектуры» Лебедев, однако его непомерные требования - «50 рублей серебром за каждый визит» - напугали Городскую Думу. Поэтому выбор пал на молодого и скромнейшего «неклассного художника архитектуры» Н.Н. Дурбаха, который уже был известен богатым заказчикам города трехлетней частной практикой.

Кроме того, «неклассный», то есть не имеющий чина архитектор, окончивший курс «по удовлетворительном выдержании испытания из наук», согласился на жесткие условия прижимистой городской управы. Он должен был в одиночку выполнять всю черновую техническую работу, «не требуя дополнительного вознаграждения», не говоря уж о том, что «планы и проекты на малоценные постройки частных лиц стоимостью не более 500 рублей обязан составлять безвозмездно».

Архитектор Дурбах Николай Никитич. Фото А.Э. Боярского. Конец XIX века. Тем не менее Дурбах рьяно взялся за дело. Он стал первым архитектором в Нахичевани, который строил крупные, по-настоящему городские здания, отмеченные печатью вкуса и выразительности. Построенное им в 1899 году здание городского драматического театра (ныне ТЮЗ) составило основу давно задуманного ансамбля Бульварной площади. Незадолго до этого, в 1893 году, Дурбах закончил строительство нарядного корпуса Классической женской гимназии (ныне школа № 13), который также явился одним из трёх составляющих будущей композиции. Наконец, в восточной части площади находилось здание Высшего начального училища (ВНУ), слушателей которого нахичеванцы называли «внучатами». Кстати, в числе «внучат» был и будущий знаменитый художник М. Сарьян.

Когда строительство трёх зданий было завершено, взыскательный Дурбах заметил, что чего-то в ансамбле площади не хватает. Он стал просить Думу дать дополнительные средства, чтобы построить высокую балюстраду и соединить ею все три корпуса. Каждая часть балюстрады в середине перебивалась широкой и необыкновенно изящной каменной лестницей, наподобие той, что украшала набережную на французской Ривьере. Нахичеванцы стали называть балюстраду Малым бульваром, отсюда и пошло название площади - Бульварная.

В настоящее время от дурбаховской балюстрады ничего не осталось. Хотя несколько лет назад, при реконструкции ТЮЗа, построили её убогое подобие, «украшенное» странными кирпичными кубами непонятного назначения, с претензией на неизвестный архитектурный стиль. Целостность ансамбля сохранить не удалось, поскольку в 1954 году на бывшем ВНУ надстроили сразу три этажа. Если прежде силуэт театра господствовал над окружающей застройкой, то теперь на фоне нескольких хрущевских пятиэтажек, безобразно обступивших площадь, он просто теряется. А ведь в своё время Дурбах строго учитывал фактор красной линии уличных фасадов, куда вкладывалось и ограничение этажности, что, как известно, наиболее благотворно отразилось на примере Петербурга.

Заслуги Дурбаха перед городом не остались без внимания. Будучи в начале своей деятельности «неклассным художником» без чина, он после постройки театра «за отличную и усердную службу» получил чин 10-го класса, сразу перешагнув через ряд служебных степеней. По ходатайству городского головы Дурбаха удостоили ряда высочайших наград, в том числе в 1910 году ордена святой Анны 3-й степени «на шею» и в 1904 году ордена Станислава 3-й степени. Но главной наградой было то, что ему дали собственный «проектный институт» из двух чертежников и одного рассыльного, чего с избытком хватало для плодотворной работы единственного городского архитектора.

ВАСИЛИЙ ВАРЕНИК «РОСТОВЪ И РОСТОВЦЫ»
.