rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Собачья жизнь в старом Ростове

СОБАЧЬЯ ЖИЗНЬ В СТАРОМ РОСТОВЕ

Собачий мир дореволюционного Ростова был совершенно не похож на нынешний (хотя и там и здесь мы наблюдаем стадию раннего, «дикого», капитализма). Всё было по-другому: и вкусы на собак, и сами собаки, не говоря уже о хозяевах. Скажем, за нынешнего бультерьера или питбуля никто бы и гроша ломаного не дал. Эту милую собачку посчитали бы уродливой, тупой, злобной и непредсказуемой тварью. А кому такая нужна? Дело в том, что в тогдашней России в собаках ценили не злобу, а «представительность», добронравие и собачье «воспитание». Тем более что законодателями моды на собак были дворяне, а не новые русские.

Вообще, в то время были распространены совершенно другие породы собак, которые встречаются сегодня редко или вообще вымерли. Скажем, доберманов, боксеров, шотландских терьеров, мальтийских болонок тогда ещё не держали. А уж о немецких овчарках и говорить нечего. Собаководы о такой породе даже не знали и знать не могли, потому что такой породы и в помине не было.

Самыми престижными собаками считались стройные левретки (маленькие гладкошерстные борзые). Ростовские купцы заводили их в своих апартаментах, подражая дворянам. (А русское дворянство, надо сказать, было помешано на собаках. По выражению современника, «всё дворянство наше провоняло псиной»).

Столь же престижными считались поджарые хортые (русские борзые). Их ещё называли почему-то - «генеральские». Они также свободно разгуливали по комнатам, считались комнатными и одновременно охотничьими.

Для охраны использовались огромные меделяны (первая русская порода «медвежьих» собак). Их ещё называли «боярскими». По породе собаки можно было догадаться о политических взглядах хозяина. Так, меделян любили держать русофилы и консерваторы. Те же из состоятельных людей, кто считали себя западниками и претендовали на «английский стиль» жизни, заводили кривоногих английских бульдогов, похожих на жаб, или симпатичных подвижных гладкошерстных фокстерьеров с оригинальной чёрно-белой окраской, а также весьма противных толстых мопсов с курносой мордой. Пуделей называли почему-то «французскими собаками». В русской полиции служебно-разыскной собакой считался эрдельтерьер. Но это только в столицах.

В Ростове также были широко распространены и очень популярны маленькие собачки, причём не всегда породистые. Часто беспородных шавок заводили себе даже самые скромные мещане. И это не из-за подражания богатым людям, а просто ради горькой необходимости. Шавка служила «звоночком»-сигнализацией, что было вовсе не лишним при повальном распространении именно мелкого воровства, которым славился тогдашний Ростов. Особенно летом. А всё потому, что вентиляторов-кондиционеров не было. Ростовцы летом вынуждены были держать окна-двери открытыми или приоткрытыми, защищаясь от жары лишь сквозными ставнями и полотняными навесами-«маркизами». Потому и крали из прихожих, с веранд, балконов и из квартир всё что ни попадя: зонтики, галоши, самовары, шляпы, «польта», свечи с подсвечниками... Классической ростовской кражей считался «увод» самовара с веранды.

Самый остроумный случай: ...Заявился однажды поутру к некоей барыне вор. Причём не простой, а поэт- юморист, мастер экспромтов. Он прикинулся посыльным и попросил горничную передать записку барыне, которая ещё «почивала». Хозяйка продрала глаза и прочитала: «Барыня спит, самовар кипит. Когда барыню разбудят - самовара уже не будет».

Ну как тут обойтись без собачки, господа!

Сходство с сегодняшним днём заключалось в том, что и тогда существовали «собачьи куаферы» (парикмахеры). В их обязанности, между прочим, входила и регулярная обрезка собачьих когтей - «чтобы не стучали по паркету». Считалось также в порядке вещей, когда богатый горожанин устраивал похороны любимой собачки и заказывал надгробный памятник с надписью типа: «Здесь лежит Чарли, любимый друг семьи и незаменимый помощник на охоте».

Кстати, об охоте. Охотничьих собак, как и всех собак вообще, приобретали на ростовском Сенном рынке. Это в районе нынешней Красноармейской. За рынком начиналось уже чистое ноле - «выгонная городская земля». Хотя Сенной рынок считался простонародным (он был невероятно грязен, с целыми «монбланами» из навоза), на нём можно было встретить солидных горожан, подбирающих себе, как тогда говорили, «ружейную собаку» для охоты.

Ростовские охотники во времена Пушкина и Лермонтова ездили стрелять диких уток в район... современной Турмалиновской. Безымянная балка между сегодняшним проспектом Ленина и железной дорогой в те времена представляла собой байрачный лесок, растущий по берегам очень чистой и полноводной речки, заключённой ныне в трубу и служащей сточной канавой.

Когда в конце XIX века в той местности появились первые дачи и кирпичные заводы, охотники стали ездить на своих традиционных бричках-двуколках на две-три версты дальше, в район нынешних БСМИ-2 и Северного жилого массива. В то время там была настоящая глухомань и полнейшее безлюдье. То был рай для собак и для людей.

ВАСИЛИЙ ВАРЕНИК «РОСТОВЪ И РОСТОВЦЫ»
.