rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Пожарный

ПОЖАРНЫЙ

Первыми пожарными Ростова были нестроевые солдаты крепости Димитрия Ростовского и «вольные служители» из простых обывателей, которые по церковному набату должны были хватать багры и вёдра и опрометью нестись на своих двоих к месту пожара.

100 лет назад самым высоким зданием Ростова, наряду с колокольней Богородицко-Рождественского собора, что на Старом базаре, была пожарная каланча. Она и сейчас в перестроенном виде сохраняется на улице М. Горького. На каланче круглые сутки ходил «дозорный», высматривая, не появится ли где-либо подозрительный дымок. Ради пожарного обзора в Ростове на протяжении всего XIX века запрещали строить здания выше трёх этажей, а в Нахичевани - выше двух. И ещё строго запрещали курить на улице. За это даже могли посадить на месяц в острог.

Каланча имела ещё и другое назначение. Над смотровой площадкой высилась железная мачта с «коромыслами», на которых развешивали «сигналы» в виде дощатых крестов и разноцветных шаров. А ночью вывешивали белые и красные фонари. Весь город был поделен на «пожарные части», в которых находились отделения пожарной охраны, а разные комбинации шаров, крестов и фонарей сообщали о пожаре в той или иной части города. Самым крутым сигналом считался «пятый номер» - «вызов всех частей» к месту одного самого крупного пожара. Тогда на каланче вывешивался красный флаг, а ночью - большой красный фонарь.

В Ростове вывешивали также сигнал о морозах свыше 20 градусов по Реомюру. Дети с надеждой взирали на каланчу, ибо такой сигнал о морозах показывал, что не надо ходить в школу.

Поскольку до 1914 года все пожарные части Ростова находились в подчинении полиции, то пожарные команды и полицейские участки ради экономии располагались в одном дворе. Вот почему выражение «будешь, каналья, ночевать под шарами», то есть под каланчой на полицейском участке, долго бытовало в Ростове и тогда, когда первоначальный смысл выражения стал забываться.

Когда сто лет назад колонна «главной части» ростовских пожарных мчалась по городу, это было зрелищем, наполнявшим гордостью души ростовцев. Блеск и выучка пожарной команды по понятиям того времени являли собой лицо города. И хотя «пожарные депо» считались казенными, город на свои средства многое доплачивал для пожарных. Сами тогдашние пожарные были первостатейными щеголями. Начальство в лице брандмейстеров и брандмайоров носило позолоченные и посеребренные каски с чешуей, похожие на кавалергардские, а также дорогие офицерские «вице-полукафтаны» с аксельбантами и шпагами. Рядовых пожарных называли «серыми героями» - из-за серых полукафтанов, шаровар и брезентовых курток с перевязью и чехлом для топора. Высшей квалификацией среди рядовых пожарных считались «лазальщики» (спасатели), далее шли «топорники» и «ствольщики», низшей кастой были «охранники» и «светители» (которые при пожаре должны были стоять истуканами, держа в руках факелы, чтобы брандмейстер или брандмайор был всё время на виду).

Сами себя «серые герои» называли только «пожарными», но ни в коем случае не «пожарниками». Это слово считалось оскорбительным. Так в старой России называли профессиональных нищих, выдававших себя за погорельцев и вымогавших разные пособия.

Все выезды на пожар в Ростове были исключительно конными (первым пожарным автомобилем в нашем городе стал заморский «Паккард» 1916 года выпуска). Внезапно тихие улицы Ростова наполнялись грохотом огромных, сверкающих медной оковкой повозок, на каждой из которых в два ряда сидели 12 человек. Добавьте сюда звон, музыку сигнальных рожков и топот громадных храпящих коней (помесь орловских рысаков с битюгами-тяжеловозами), клубы с искрами, валящие из паровой машины, - всё это создавало яркую, незабываемую картину. Впереди колонны нёсся верховой, именуемый - «скачок». Он непрерывно трубил в медный рожок. За ним в 20 саженях громоподобно мчались запряженные четверками «ходы» (пожарные повозки). Первым нёсся ход с командой. На нём развевалось тяжёлое, расшитое чёрным бархатом и золотом знамя пожарной части. Лошади были столь свирепы и огромны, что упряжкой управляли сразу по три кучера на одну повозку. Никакой силы не хватило бы одному человеку управиться сразу с четвёркой таких лошадей. Служили эти лошади в части не больше шести лет. Вслед за повозками, нагруженными баграми и «штурмовыми лестницами», везли паровую машину, что качала воду. Она круглосуточно стояла в пожарной части под парами. Поскольку водопровода в Ростове долго не было, то пожарным приходилось возить за собой целый обоз из 20-ведёрных бочек.

Пожарные привлекались не только для тушения пожаров. Когда в 1905 году в Ростове вспыхнул большой еврейский погром, то пожарные всех частей на своих фурах развозили уцелевших по больницам, а погибших (свыше 300 человек) - по кладбищам.

ВАСИЛИЙ ВАРЕНИК «РОСТОВЪ И РОСТОВЦЫ»
.