rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Дачники и отпускники

ДАЧНИКИ И ОТПУСКНИКИ

Бархатный сезон для ростовцев

Тогдашние дачи были живописны и недолговечны. Живописны - потому что на них исключительно отдыхали и выращивали только цветы. Заниматься огородничеством и «пахать» по выходным при тогдашней фантастической дешевизне продуктов питания просто не имело смысла. А недолговечными - потому что, как писал «Современник», «дачными постройками называются такия, который строятся из таких же палочек и щепочек, как аэропланы». Вот почему с тех благословенных времен в Ростове не сохранилось ни одной деревянной дачи.

Но, несмотря на возникшие целые районы дач, в августе дореволюционный Ростов пустел. Его покидало большинство мелких служащих, учителей, инженеров, приказчиков. Наступала пора отпусков, которые в царской России длились не меньше 14 дней. Правда, простым работягам отпуска не полагалось, но и без того праздничных дней у пролетария оставалось, мягко говоря, в избытке. С одной стороны, рабочий день в империи Российской был самым продолжительным в Европе - официально одиннадцать с половиной часов, но на практике - до 15-16 часов (так называемые «обязательные сверхурочные», за которые, правда, платили очень хорошо). Но зато и праздники тянулись неделями. Неделя после Рождества, неделя пасхальная, масляная неделя, Троица (как раз три дня гуляли), Покров, Петров, Введение, Благовещение, Воздвиженье креста Господня, Новый год, плюс все местные престольные праздники (а в храмах-то зачастую по три престола сразу. Это значит - три отдельных праздника в году). Плюс ещё праздники государственные: различные табельные, или царские, дни, тезоименитства их императорских величеств да их августейших родителей, разные там восшествия на престол, царские бракосочетания и юбилеи, торжества в честь наследников цесаревичей, великих князей, их братьев, дядьев, зятьев и прочая и прочая.

«Прогрессивная общественность» России отдельно и особо торжественно праздновала День 19 февраля - годовщину отмены крепостного права и некоторые другие исторические события. Итого у угнетённого пролетария набегало 110 праздничных и нерабочих дней в году! Вот почему предприниматели в Ростове так противились введению восьмичасового рабочего дня, находя подобные требования «бесстыдными»!

Что же касается служащих и интеллигенции, то они, получив в августе специальный «отпускной билет», оказывались перед решением задачи - куда же поехать из Ростова. (К началу XX века уровень благосостояния в российских городах дошёл до того, что представители «среднего класса» могли позволить себе праздно попутешествовать. Мода на отпускные поездки пришла в Ростов из столиц, от тех, кому надоела дача или у кого ее просто не было).

Итак, куда в отпуск? Вопрос не простой. Казалось бы, через наш город шла давняя накатанная дорога на Минводы. Мимо регулярно проносился самый фешенебельный поезд России «Петербург-Пятигорск» из семи вишнёвых вагонов класса «люкс» для петербургской знати.

233Навалом было и «демократических» поездов южного направления, рассчитанных на скромный карман, когда билет до Пятигорска стоил 8 рублей 10 копеек 2-й класс или 5 рублей 40 копеек 3-й класс. Почти вся Россия валила отдыхать на Минводы, в Крым и на Одесские лиманы. А вот Черноморское побережье Кавказа русскому отпускнику было почти не ведомо. (Например, писатель Короленко, устроивший дачу в Геленджике, а не по общему обыкновению в Крыму, считался большим оригиналом). Лишь предприимчивые ростовцы первыми проложили курортные пути в Анапу, Сочи, Геленджик. Причины для этого были весьма вескими: в Одессу далековато. В Крыму царили высокие цены. В Минводах цены тоже поднялись из-за наплыва петербургской публики. Да и морских купаний там не было. И устремился ростовский отпускной люд в Сочи - местечко малоизвестное, захолустное и недорогое. Сочи тогда считался «посадом» (посёлком) и славился удивительно безлюдными многокилометровыми пляжами, где сиротливо стояли купальни курортного общества Подгурского.

Только вот добираться туда было трудновато. Сначала в старых деревянных вагонах второго и третьего классов до Новороссийска, максимум за 5 рублей 34 копейки, потом, если нет парохода до Сухума (а он ходил очень редко), - трое суток на лошадях по очень плохой горной дороге до посёлка Туапсе. Там пересаживались на каботажный пароходик до Сочи. В конце пути добирались к берегу в баркасе, ибо причала в Сочи долго не было.

При желании можно было дотащиться и до Гагры, бывшей тогда грязным дрянным городишком. Литературоведы утверждают, что Гагра описана в повести Чехова «Дуэль». Именно там в одиночестве медленно спивался главный герой повести, «лишний человек» Лаевский.

В Сухум-кале (Сухуми) и дальше в Абхазию никто из отдыхавших ростовцев не стремился. Места считались малярийными и дикарскими, населёнными «туземцами»-абхазами, которых обыватель, по старой памяти Кавказской войны, побаивался. Вот так они жили и отдыхали, ростовцы прошлых поколений...

ВАСИЛИЙ ВАРЕНИК «РОСТОВЪ И РОСТОВЦЫ»
.