rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Спортсмэны, или забытые рекорды ростовцев

СПОРТСМЭНЫ, ИЛИ ЗАБЫТЫЕ РЕКОРДЫ POCTOBЦEB

Мало кто знает, что памятник Кирову на Большой Садовой (между прочим, на месте взорванной Покровской церкви) - это памятник не только большевистскому лидеру, но и одному из пионеров русского альпинизма. В июле 1911 года молодой Киров на пару с проводником С. Хаджиевым самолично «слазил» на вершину Эльбруса. А в 1910 году он совершил восхождение на Казбек. Мечтой его были швейцарские вершины, но господин Киров не без колебаний променял романтику альпийских приютов на пафос революционной борьбы.

Интересно, что появление футбола на Дону тоже связано с большевиками. Новомодная экзотическая английская игра пришла в наши края в 1909 году, когда С.В. Косиор (при Сталине член Политбюро ЦК ВКП(б) - кстати, Сталин же его и расстрелял не то за правый, не то за левый «уклон») создал футбольную команду «краснорубашечников» из рабочих Сулинского металлургического завода. (Игроки обычно выступали в красных футболках). Спорт был нужен большевикам для конспирации. Мотаясь по области, подпольщики перевозили в покрышках футбольных камер разную нелегальщину. Впрочем, рабочие так увлеклись футболом, что вышли во Всероссийскую лигу и приняли участие в соревнованиях на первенство России в 1912 году, соперничая с «обычной» (неконспиративной) командой ростовцев, братьев Сорокиных, под руководством первого в истории города профессионального тренера Р. Шульца.

В спортивном мире дореволюционного Ростова гремели такие впечатляющие рекорды, что удивляют и сегодня. Например, 5 января 1914 года городские спортсмены-любители («в миру» - техники, мелкие торговые и банковские служащие) Г. Бреев, 3. Рыгельский, Д. Ткаченко, Н. Корнеев совершили небывалый пробег на коньках от Ростова до Таганрога - аж не верится! - всего за 2 часа 55 минут! (Очевидно, они использовали сильный попутный ветер - «верховку»). С тех пор уже никто и никогда не повторял этой попытки.

Вообще в царской России были очень популярны марафонские виды спорта и прежде всего забытое ныне марафонское плавание, когда плавали не в бассейне, а в море или по реке по 25, 30, 45 верст. В Ростове в августе 1912 года преподаватель математики Н.Е. Кудряшов умудрился проплыть по Дону девять с половиной вёрст. Однако ему было далековато до мирового рекордсмена из Баку господина Л. Романченко (его рекорд - 45 верст за 24 часа 10 минут). Романченко приезжал в Ростов и наставлял местных любителей плавания. После его лекций вдохновленные донские спортсмены решили провести первые массовые соревнования по плаванию в 1913 году, на которые очень рвались и женщины, но их почему-то не допустили. (Всё те же «приличия»?).

Ростов и до революции был спортивным городом, хотя спорт при царе никогда не был по-настоящему массовым. Лишь в 1915 году было создано единое спортивное общество «Сокол», объединившее все кружки Ростова.

Название позаимствовали у чехов. (В Праге уже много лет существовал многотысячный «Сокол»). В основном же в нашем городе естественным путем сложились группы но 15-20 единомышленников, такие как «Клуб любителей поднятия тяжестей» (основан в 1905 году), клуб циклистов (велосипедистов) «Унион», «Общество любителей гимнастических упражнений на открытом воздухе», «Общество лаун-теннис», «Кружок легкой атлетики», два яхт-клуба. Было даже «Ростово-Нахичеванское отделение Императорского Всероссийского аэроклуба». Эти господа под председательством купца Б.М. Гулина взялись мастерить самолет из бамбуковых тростей, рояльных струн и десятка разобранных велосипедов (!)

Очень увлекались в Ростове шахматами. Первый открытый спортивный турнир был организован в городе в 1894 году на средства помещика-мецената М. Жеребцова, увековеченного А.П. Чеховым в рассказе «Лошадиная фамилия». Известный российский мастер Э.С. Шифферс победил тогда сильнейшего ростовского шахматиста Б.С. Янковича.

Первый яхт-клуб был создан в Ростове при участии казаков станицы Гниловской. В 1903 году на участке богатого казака Кожинова организовали привилегированный Азово-Донской парусно-моторный яхт-клуб (ныне на этом месте водная станция «Аврал»). Клуб был ориентирован на состоятельных людей, способных платить 25-рублевые взносы (кроме денег требовалось по две рекомендации от знатных людей города). Командором клуба был концессионер К А Дауэр. Сами яхты были большими, каютными, отделанными красным деревом, рассчитанными на дальние переходы. Неудивительно что богатые яхтсмены увлекались продолжительными плаваниями по Азовскому морю. Так, братья Рыгельские установили рекорд на маршруте Ростов-Ейск-Ростов, пройдя 340 вёрст за 30 часов на яхте «Виктория».

Люди победнее и попроще решили в 1909 году создать свой альтернативный демократический яхт-клуб, названный просто - «Донской». Членами его могли стать люди всех сословий, платившие небольшие взносы и ремонтировавшие плавсредства своими силами. Да и сами эти плавсредства были поскромнее, чем у «авральщиков», - небольшие самодельные яхты, переделанные из списанных шлюпок, скоростные узкие лодки-«гички», много мелких гребных судов. Располагалось это на Зелёном острове, на месте нынешней водной станции Ростсельмаша.

Позаботился о простых ростовцах промышленник Н.И. Попов, выходец из семьи торговых казаков. Он явился фактическим основателем демократического «Донского яхт-клуба», предоставив основной денежный взнос и став его учредителем.

Клуб был очень популярен. Его члены не оставляли занятий водным спортом даже в разгар Гражданской войны! Последние соревнования по гребле на байдарках в протоке Зелёного острова были проведены летом 1918 года - при власти белых!

ВАСИЛИЙ ВАРЕНИК «РОСТОВЪ И РОСТОВЦЫ»
.