ДОНСКИЕ НЕМЦЫ
В Ростове и вокруг него до революции немцев проживало не меньше, чем сейчас армян, и ощущалось это немецкое влияние весьма сильно. Достаточно сказать, что южнее Ростова располагалось четыре больших немецких посёлка (Шрейдер, Остгейм, Кронталь, Новопетровск). А севернее и северо-западнее - целых 75 населённых пунктов, носящих немецкие названия! Самые ближние к Ростову поселения назывались Кронталь, Богенфельд, Александрофельд, Аипендаль, Фридрихсфельд, Дерксоф, Берхталь, Клейнвердер, Шейнфельд, Фригенфельд и т.д. (где уж там тягаться армянам с их пятью посёлками!).
В самом Ростове тоже чувствовалось немецкое присутствие - в виде вывесок на немецком языке, немецкой школы, двух немецких церквей, а также немецкого завода, где развернули производство настоящего баварского пива: завод так и назывался - «Новая Бавария». Немцы первыми в Ростове завезли граммофон. Первый на Дону автомобиль тоже был немецкого происхождения.
Но заметнее всего ощущалось присутствие немцев в сельском хозяйстве. Они были самыми непревзойдёнными и самыми зажиточными сельскими хозяевами. Среди немцев был самый высокий процент грамотности (если брать сельское население России) и самый низкий в стране показатель преступности. Куда ни посмотри - одни положительные стороны.
В самом Ростове немцы-лютеране построили себе церковь-кирху. Она стояла исключительно живописно – на самом обрыве Дона в конце Среднего проспекта (ныне Соколова). Большевики её, конечно же, уничтожили без следа. Они терпеть не могли ничего красивого, особенно если это было связано с религией.
Немцы-католики, в отличие от немцев-лютеран, тоже имели свою церковь в городе. Этот храм, именуемый чаще костёлом, посещали также и католики-поляки, и итальянцы, которых было немало в Ростове. Этот костел был на углу нынешней улицы Горького и Соборного переулка. В нём работал единственный на Дону орган.
И костёл, и орган большевики, конечно, уничтожили - ради того чтобы возвести на его месте безликий сталинский дом для жилья коммунистического начальства и «красной профессуры».
Зажиточность немцев основывалась на их чрезвычайной положительности в быту и трудолюбии. Они были образцовыми работягами, любившими простой честный труд и ненавидевшими сутяжничество и торговлю. В сельском хозяйстве на земле был занят 81% донских немцев, в ремесле - 7, в промышленности - 10 и в торговле - только 2%.
Большинство из них были «русскими немцами», принявшими российское подданство ещё при Екатерине II или Александре I. Но в Ростове проживали и германские подданные. Было и консульство германской империи. Немецких подданных выселили в 1914 году после начала войны с кайзеровской Германией. Вообще в ту войну немцев поприжали, хотя до репрессий сталинского типа дело не доходило.
В 1914 году по распоряжению казачьей администрации и по предписанию из Петербурга все немецкие посёлки на Дону были переименованы на русский лад. Кстати, и сам Петербург стал Петроградом. Немецкие товары в городе бойкотировали (в том числе и прекрасное баварское пиво), а в октябре 1915 года за разговор по-немецки в ростовских трамваях или на улице могли оштрафовать на 3000 рублей! В случае повтора - сажали в тюрьму на 3 месяца! Вот какими патриотами были ростовские власти.
Но добила общину донских немцев Вторая мировая война. Коммунисты, как известно, очень любили переселять и губить целые народы. Донские немцы в 1941 году в количестве 38 тысяч человек были насильно отправлены в самые гиблые места Казахстана и Сибири. И нет больше на донской земле процветающих «Александрофельдов и Клаузенлеопольдсдорфов». Нету...
ВАСИЛИЙ ВАРЕНИК «РОСТОВЪ И РОСТОВЦЫ»
|