rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Паны и пани, сеньоры и сеньориты

ПАНЫ И ПАНИ, СЕНЬОРЫ И СЕНЬОРИТЫ

242И поляки и итальянцы, как уже было сказано, будучи католиками, молились в одних и тех же храмах. По крайней мере, так было в Ростове и Таганроге. В старом Таганроге были даже Католическая улица и Итальянский переулок. Достаточно вспомнить, что именно в Таганроге молодой Джузеппе Гарибальди вступил в организацию «Молодая Италия». (Италия на берегах Азовского моря!) В самом Ростове тоже часто слышалась итальянская речь. Среди ростовских шарманщиков по традиции долго преобладали итальянцы. Итальянско-средиземноморское влияние сильно сказывалось на облике Ростова, в обилии итальянских сквозных деревянных жалюзи, что было не характерно для остальной России. Ростов пестрел красночерепичными крышами, как какой-нибудь Сорренто. Усатые смуглые итальянские старухи продавали семечки на Богатяновском спуске, ругаясь «порко мадонна!» и «порко путана миердо кар-р-рахо!», а гордые «поляци», захмелев, горланили в греческих кофейнях «Ешче Польска не сгинела пока мы жиемо!»

Поляков в Ростове было всегда много. Особенно после неудачного польского антироссийского восстания 1863 года. Тогда тысячи поляков были высланы внутрь России и на «погибельный Кавказ», где ещё продолжалась война с горцами. Дети и внуки тех ссыльных поляков постепенно перебрались в Ростов в довольно большом количестве. Все эти паны, несмотря на то что родились вдали от родины, полностью сохранили свой красивый язык, свою национальную гордость (польский гонор) и своё обострённое национальное самосознание («Мы есть велики польски народ шляхетски!» - любили восклицать они).

В 1915 году во время эвакуации Варшавы и потери русской части Польши, захваченной Германией, в Ростов нахлынула вторая волна поляков, преимущественно беженцев. Сюда же, как было сказано, эвакуировался Варшавский университет со всеми студентами и профессорами. Студенты-поляки держались весьма надменно, не скрывали презрения ко всему русскому, даже отказывались разговаривать с русскими студентами. Рассказывают, что они даже молились будто бы на свой, особый, лад: «Матка Бозка Ченстоховска! Змилуйся над нами, над поляками, а над москалями - як соби хцешь! (как хочешь)». Поляки всегда держались вместе, носили свои особые корпорантские шапочки и требовали, чтобы преподавание в университете велось по-польски. Им было явно не по себе от того, что судьба занесла их в такую, по их мнению, дыру, как Ростов.

Ростовские же власти хотели навсегда «зацепить» эвакуированный университет у себя (а не только на время войны), превратив его из Варшавского в Донской.

Так оно и случилось. А «поляци» большей частью уехали в свою Польшу после провозглашения в 1918 году польской независимости. Однако многие и остались, влившись в многочисленную общину старых донских поляков, среди которых было уж немало полукровок. В частности, распространены были смешанные польско- казачьи браки. Вообще полуполяки-полуказаки были в начале XX века, по-видимому, самой распространённой группой казачьих метисов после полуказаков-полутурок или полутатар. Это факт.

ВАСИЛИЙ ВАРЕНИК «РОСТОВЪ И РОСТОВЦЫ»
.