rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

"Греческие человеки"

«ГРЕЧЕСКИЕ ЧЕЛОВЕКИ»

Так называли в народе представителей греческой диаспоры. Сами же они себя называли эллинэс и грекос.

Всем известно, что греки освоили Дон (по крайней мере Нижний) ещё с тех наидревнейших времён, когда и Дона-то ещё не было. То есть он был, но назывался Танаисом, а по его берегам обитали народы, от которых только одни названия остались: скифы, меоты, киммерийцы и даже амазонки, которые как теперь доказывают некоторые историки, существовали в реальности. Но сейчас- о другом.

Если вы думаете, что греки занимали один только город Танаис в устье нынешнего Мертвого Донца (где теперь находятся очаровательный музейчик и колония ростовских интеллигентов), то вы ошибаетесь. Древние греки имели свои поселения также и на месте Ростова, и даже Нахичевани. И не одно - об этом уже говорилось. Точнее, поселения-то были основаны местными «варварами», но входили в округу Танаиса, и определённый процент греков там тоже обитал. История не сохранила их названий, но остались рвы, следы укреплений. Есть многочисленные находки в толще земли. К сожалению, эти остатки в основном разрушены во время хищнической застройки города в XIX веке (см. выше).

Археологи условно называют их по более современным названиям местностей - Темерницкое, Ростовское, Кизитериновское и т.п. В этих городках проживало примерно по 400-500 жителей. Многие из поселков погибли при нашествии племён готского союза в III веке н.э.

Самая же северная точка по Дону, куда дотянулись древние греки, находилась в районе сегодняшней станицы Раздорской. Там у «грекосов» была, очевидно, небольшая и достаточно благоустроенная фактория на базе такого же, как и в черте Ростова, «варварского» посёлка, где существовало даже какое-то подобие водопровода.

В V веке Танаис и населённые пункты его округи прекратили свое существование, но вездесущие греческие купцы вновь появились в Приазовье в период раннего средневековья, при хазарах, и продолжали благоденствовать и позже, при половцах. Затем наступил интересный период, когда часть греков пополнила ряды формирующегося донского казачества. Особенно отмечается их присутствие во время вхождения казаков в силу - в XIV - XVII веках. В документах этих «греческих казаков» именовали «переезчиками». «Переезчики» зачастую были грамотны и занимали во Всевеликом Войске Донском должности писарей. Они основали знаменитые старинные казачьи роды - Грековых, Номикосовых, Машлыкиных, Яновых.

Современные ростовские греки - преимущественно потомки греков, живущих на Дону с XVIII века, со времен Екатерины II. Первые греки из этой волны попали сюда из-за своих военных доблестей. Они были корсарами и изрядно насолили туркам. Поэтому русские власти приютили их на Дону, дабы спасти от истребления на собственной родине, захваченной турками. Этих переселенцев называли «морские греки».

Потом была многочисленная волна греков из Крыма - их переселили заодно с армянами. И если армян вывез великий А.В. Суворов, то греков доставил в Приазовье другой знаменитый герой - князь А.Г. Орлов-Чесменский.

Кроме вредительства туркам была ещё одна важная причина, по которой греков рады были видеть на Дону. А именно: греки всегда были и оставались талантливыми мореходами, предпринимателями и торговцами (впрочем, и «первыми в свете» контрабандистами).

Греки сразу же наладили торговый морской «золотой мост» Приазовья с Эгейским архипелагом, резко приблизили для российского человека солнечный мир волшебного Средиземноморья! (То есть фактически повторили деяния предков в античную эпоху).

Греческая культура, как древняя, так и новая, чрезвычайно обаятельна. Мир романтических парусов, белоснежных стен, красночерепичных крыш и маленьких кофеен не может оставить равнодушным ни одного нормального человека. А греческая музыка... Впрочем, её надо слышать.

«Греческие человеки» также подарили Дону культуру первоклассного табака. Многовековая жизнь с турками научила греков понимать толк в лучшем табаке и кофе. Всё это было принесено в Ростов. Не случайно самая знаменитая табачная фабрика в нашем городе принадлежала до революции братьям Ивану Христофоровичу и Ахиллесу Христофоровичу Асланиди. Конкурирующие фабрики русских предпринимателей Кушнарёва и Асмолова тоже держались на турецком табаке и на греческом опыте его обработки. Вспомните первую часть книги - папиросы, выпускаемые фабриками Асланиди, Асмолова и Кушнарёва, были лучшими в мире. А асмоловские курил сам государь-император. Только их и признавал!

Греки с самого начала чувствовали себя в Ростове как дома. Ведь это тоже был Юг, хотя для «эллинэс» климат здешний казался довольно суровым. Но не Сибирь же... А лето вообще здорово напоминало древнюю родину - зной, виноград, жаркое выцветшее небо... В Ростове у греков была Греческая улица, точнее - переулок (он и сейчас так называется). Были греческое монастырское подворье (не сохранилось), Греческая церковь (перестроена в кукольный театр). Греческое консульство, Греческое человеколюбивое (благотворительное) общество. В соседнем Таганроге тоже были улицы Греческая и Малогреческая, Греческая церковь, Греческий монастырь и Греческий странноприимный дом, греческие школы.

Ярчайший след в культурной истории всего Приазовья оставил Ахиллес Николаевич Алфераки. Правда, больше в Таганроге, нежели в Ростове. Он был не только богатейшим человеком на всём юге России, но и культурнейшим. Предприниматель, градоначальник, купец, композитор и поэт, оставивший после себя 100 романсов и две оперы! После него городу достался великолепный Дворец Алфераки. Кто его не видел - много потерял!

Процветать бы грекам в Ростове и дальше. Тем более что вначале большевики не слишком притесняли их как национальность. Они даже разрешили выпускать в городе газету на греческом языке (однако с названием в стиле эпохи - «Коммунист»!).

Но в 1937 году газету прихлопнули, а на греков начались гонения - за то что чересчур любили свою старую заморскую прародину, которая (вот беда-то!) являлась капиталистическим государством. Многих «эллинэс» обвиняли в том, что они работают «греческими шпионами».

Одним словом, «грекосов», которые слишком «выпячивали» свою национальность, подручные товарища Берии без разговоров высылали. Тех кому повезло, - в Грецию, кому не повезло - в Сибирь. И только в наше время складываются условия для полноценного культурно-этнического возрождения греческой диаспоры на Дону.

ВАСИЛИЙ ВАРЕНИК «РОСТОВЪ И РОСТОВЦЫ»
.