Ростов - город
Ростов - Дон !
Образы старого Ростова К 265-летию основания города Ростова-на-Дону (15 декабря 1749 года) в Донской электронной библиотеке в коллекции «История Ростова-на-Дону» появилась цифровая копия фотоальбома «Образы старого Ростова». Издание включает более 400 фотографий второй половины XIX — начала XX вв. из коллекции Ростовского областного музея краеведения, краткое изложение истории развития нашего города, а также любопытные сведения об истории фотодела на Дону. Мы приведём несколько отрывков из этого фотоальбома. Всё своё вожу с собой Фотография попадает на Дон примерно в 1850-х годах. В Ростове, Таганроге, Нахичевани, Новочеркасске появляются первые фотоателье, а на ярмарках и в станицах — временные, походные фотографы. В 1853-1855 годах в Ростов одним из первых приезжает фотограф, грек Иоаннес Антонопуло, и открывает свою фотостудию в центре на улице Старопочтовой (ныне Станиславского). Отделение фотографии находилось и в Таганроге. Примечательно то, что Антонопуло выполнял снимки не только у себя в студии, но и на дому у заказчика. Из-за сложности работ стоимость фото была довольно высокой: за одну визитную карточку — 1 рубль серебром, за портрет — до 4 рублей за экземпляр. В 1870-1880-х годах количество фотоателье в Ростове значительно увеличилось. Владельцы начали размещать рекламу в периодических изданиях. В то время имело большое значение, какая мебель стояла в студии, потому что портретируемый желал видеть сходство со своей гостиной. Бывало и так, что клиент привозил в назначенный день свой столик и кресло и располагался вольно, как у себя дома. В дальнейшем эту проблему решили, благодаря созданию «комнатных» фонов. Когда клиент желал быть сфотографирован на природе, приходили на помощь «ландшафтные» фоны. Безымянный гений До 1917 года в России не существовало школ фотографии. Люди учились сами. Для многих фотография казалась лёгким заработком, но на деле всё было иначе. Мальчик, часто неграмотный, поступал к фотографу в учение в возрасте 3-5 лет. Сначала он прислуживал в комнатах и лаборатории, после начинал изучать серебрение бумаги, копировку, фиксирование, наклейку, эмалировку. И с этими знаниями он почти всегда и оставался: редкий фотограф допускал своего ученика до негативного процесса. Другие, имеющие хотя бы несколько классов гимназии, изучали фотографию сами, а потом уже поступали в заведение на жалование лаборанта. В фотоателье Мищенко работал мастером Матвей Самойлов. В фондах музея сохранилась целая коллекция его работ — в основном это художественные портреты его супруги и сына, видовые снимки. Широкая публика почти не знала этого имени, так как на оборотной стороне помещали фамилию владельца студии, а не мастера. Росло применение фотографии и в сельском хозяйстве, и в путешествиях. Так, ростовский фотограф Адольф Эразмович Боярский принял участие в русской учёно-торговой экспедиции в Китай и Монголию в 1874 году. Он выполнил целую серию «видов и типов Китая» из 150 снимков. Российское географическое сообщество наградило фотографа Боярского серебряной медалью. Война фотографов и художников После изобретения фотографии находились люди, которые предсказывали полный крах тех, кто жил заработками от рисования и живописи: художников, гравёров, литографов. Тогда художники объявили в прессе настоящую войну фотографам, называя их презрительно «ремесленниками», далёкими от искусства, высмеивая их в злых карикатурах. Почти 30 лет длилась война фотографов и художников, пока они не поняли, что эти виды искусства могут развиваться, не мешая друг другу. В Ростове были фотографы, которые совмещали живопись и фотографию. Среди них известны Карибов, Хлебников, Шиманский, Черепахин. Елисей Григорьевич Черепахин, казак по происхождению, художник и фотограф по призванию, прожил долгую и интересную жизнь. Выпускник Императорской академии художеств, академик живописи, самостоятельно освоил фоторемесло. Дела вёл с размахом: 25 человек, мастеров его иконописной мастерской, расписывали собор Александра Невского в Ростове. Создавали иконы для Кафедрального собора в Новочеркасске и для окрестных станиц. В его заведении получал свои первые уроки мастерства знаменитый впоследствии фотограф Иван Васильевич Болдырев. Есть сведения, что Черепахин расписывал православные церкви в Париже и Палестине. Дела его шли блестяще. В 1901 году его избрали главным Нахичеванской городской Думы. В 1922 году в возрасте 84 лет он умер, и его родственница... выстирала полотна художника и употребила холст на полотенце и одежду. Кто знает, остались ли в частных коллекциях его живописные работы? Поэтому так ценны его фотографии, в которых чувствуется художественный вкус большого мастера. «Ростов официальный», № 8 (1055) от 18.02.2015
|