rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Почетная казачка

Почётная казачка

273Этим званием особо гордится народная артистка СССР Элина БЫСТРИЦКАЯ. А ведь как утверждают её биографы, актриса получила множество всевозможных наград. Она единственная среди коллег по артистическому цеху удостоилась ордена «За заслуги перед Отечеством» первой степени!

Быстрицкая после выхода кинофильма «Тихий Дон» получила письмо за подписями тридцати старейшин Дона («господ стариков») с просьбой-предложением сменить фамилию Быстрицкая на Донская. А Петру Глебову (сыгравшему Мелехова) командование Войска Донского присвоило звание почётного генерал-майора казачьего войска с правом ношения формы и оружия.

Нынче у актрисы юбилей — 60-летие её творческой деятельности, который отмечают её поклонники в нашей стране. Но только наш регион может с гордостью отметить, что на Дону сформировался её талант и расцвела актёрская палитра!

«С тех пор, как я сыграла роль Аксиньи в кинофильме Сергея Герасимова «Тихий Дон», считаю себя землячкой ростовчан и всех жителей Дона — края, который стал родным для меня», — утверждает и сама актриса. Поэтому особняком для актрисы стоят и другие награды нашего региона — четыре креста от казачества «За Веру и Правду». Быстрицкая имеет чин «Казачий полковник». Ей вручили удостоверение, форму и именовали «Элина Донская».

А за роль Аксиньи, которая принесла ей такие дивиденды, актрисе пришлось побороться... Слух о том, что режиссёр Герасимов собирается экранизировать роман М.А. Шолохова «Тихий Дон», распространился мгновенно. Разыгрались нешуточные актёрские страсти. В «бой» пошли все ведущие актрисы-красавицы во главе с Нонной Мордюковой. Решила попытать удачу и Быстрицкая. Как она позже вспоминала: «Я предложила себя сама и проявила при этом настойчивость, что было мне несвойственно». Утвердил её сам Михаил Шолохов, который даже не посовещался с режиссёром-постановщиком.

Упорство в достижении своей цели вообще присуще характеру Быстрицкой. Сначала ей пришлось отстаивать своё желание стать актрисой: родители были категорически против. В Киевский театральный институт поступила со скандалом. Даже пришлось уйти из дома. Отец мечтал, чтобы дочь пошла по его стопам и стала врачом. Элина даже поучилась некоторое время в медицинском техникуме. Но практические занятия показали, что студентка их выдерживает с трудом... Правда, в 1941-м прошла акушерскую практику в прифронтовом госпитале. У неё есть звание «Сын полка», которым актриса не менее гордится.

Не на сцену — значит, в Днепр

В театральном институте тоже не обошлось без противоборства... «Доброжелатели» не возлюбили трудолюбивую и очень красивую сокурсницу. Однажды сокурсник свистнул ей прямо в ухо. В ответ получил оплеуху. Было собрание (как тогда принято), на котором решали вопрос об её отчислении. На что Быстрицкая сказала: «На другой день найдёте меня в Днепре!..». Спас худрук курса. Но из комсомола всё же исключили, «чтоб спесь сбросила».

После института уехала по распределению в Вильнюс в театр русской драмы и с 1951 года начала сниматься в кино. На радость родителям сыграла роль врача в кинофильме «Неоконченная повесть». После чего отец сдался и произнёс: «Твоя взяла!». А вот на съёмках кинофильма началась (по определению самой актрисы) «борьба за профессию». Теперь — с коллегами... Мало кто знает, что Сергей Бондарчук и Быстрицкая, выражаясь мягко, плохо воспринимали друг друга... И настолько, что на съёмках «Неоконченной повести» все парные сцены приходилось снимать порознь.

Затем был Малый театр, который актриса выбрала сама. Работа и здесь складывалась по-разному. Звучали даже тосты... за её провал! Возник затяжной конфликт с художественным руководителем театра Борисом Равенским. И она 15 лет не получала ни одной новой роли. Но ни разу даже не подумала: «Мне плохо! Надо уйти!..». У неё была Аксинья — одна из главных ролей в её творческой биографии.

Элина Авраамовна припомнила: «Ещё на первом курсе института на семестре по исполнению отрывков из литературных произведений я выбрала сцену встречи Григория и Аксиньи в подсолнухах. Но тогда мне не дали её сыграть. И когда узнала, что Герасимов приступает к съёмкам, примчалась к нему из Парижа. На первой встрече он предложил мне почитать... встречу в подсолнухах».

Стать Аксиньей

Сергей Аполлинариевич перед началом работы сказал актёрам: «Вам придётся стать другими людьми». И предупредил, чтобы все исполнители «подготовили» свои руки, дабы они стали похожими на руки людей, работающих на земле. Из женщин кто-то произнёс: «Но мы же в земле не копаемся, как быть?». Герасимов подсказал: «Побольше стирайте, скоблите полы, наведите порядок дома. У себя всё сделаете — помогите соседям...».

— Надо мной из станицы шефствовала баба Уля. Она учила меня особому искусству носить воду на коромысле... Оказалось, что воду надо не просто таскать, а так, чтобы Гришке понравилось! В итоге именно кадры из фильма, на которых я несу воду, обошли мировую прессу.

— Я хорошо помню документальные кадры кинохроники той поры, где вы, прячась, ожидали казачек, которые приходили на Дон по воду. Потом повторяли их движения...

— Да-да. Было такое. Копировала, а потом оттачивала эти движения. Но для меня сверхзадачей стало набрать вес, но так, чтобы не испортить фигуру. И я стала поглощать сметану, орехи, мёд. Через короткое время «добавила» необходимые 15 кг.

Известен плачевный результат работы тех, кто проигнорировал такого рода работу, то есть не впитал донской колорит... Я думаю, все поняли, что я имею в виду телесериал «Тихий Дон» и его участников.

Зато мы были награждены скупым на комплименты Михаилом Александровичем такой оценкой: «Ваш фильм идёт в дышловой упряжке с моим романом». Он не был просто зрителем, а человеком, который переживал всё заново.

Но ещё, скажу честно, мне очень тяжело давались любовные сцены. Я воспитывалась в строгости, и время было другое. Сейчас смешно вспоминать, но в определённых сценах с Григорием я просила, чтобы между нами прокладывали одеяло...

— Но вы такая красивая женщина. А кажется, скромность и красота — понятия несовместимые?

— Всегда удивляюсь, когда читаю или слышу о том, что я очень красивая... Чувствую себя неловко, ибо понимаю: красота — категория весьма относительная. У каждого своё представление. Что греха таить, любой женщине приятно, когда ей говорят, что она хорошо выглядит. Моя мама говорила: «Смолоду береги честь, здоровье и внешность».

И я всегда стремилась поддерживать свою форму, хотя в последнее время это не очень получается. Не объясняю почему, но существуют объективные причины, которые одолеть трудно. Мне очень печально, когда люди начинают пугаться своих лет, смиряясь с тем, как меняется их внешность.

Мужчины, конечно, относятся к изменению своего внешнего вида более спокойно. Женщины же должны бороться с наступлением старости, постоянно следить за собой. А вообще, надо держать в чистоте и душу, и тело. Привлекательная внешность исчезает. Но именно внутреннее наполнение меняет человека.

Без внутренней красоты нет красоты внешней. Именно внутренняя красота определяет стиль общения. Говорят часто о внутреннем свете, озаряющем того или иного человека. Без такой «подсветки» любая красота будет мёртвой, ледяной.

Прошлое остаётся прошлым

Однажды я поняла и с тех пор твёрдо стою на том, что у каждого возраста есть свои прелести, привлекательные черты. Меня часто спрашивают, возвращаюсь ли я мысленно в свою молодость... Мне никуда не хочется возвращаться, ни в один период жизни. Да, были счастливые годы. Но был и колоссальный труд, работа в театре, концертная и общественная деятельность. Около 20 лет была председателем Федерации художественной гимнастики. Так что зачем ходить в прошлое, когда есть настоящее? Я и сегодня, тьфу-тьфу, активна. Есть, конечно, определённые сложности, но они никак не угнетают. У меня есть любимая профессия, верные друзья, книги, обязанности, есть ученики, в том числе и в вашей области. Главный режиссёр Ростовского академического театра драмы Николай Сорокин учился у меня на курсе в ГИТИСе. Этим я счастлива.

Женщины часто оказываются перед выбором: карьера (на сцене, в бизнесе, на селе) или семейная жизнь — спокойная и тихая. Целая цепочка больших и малых событий привела к тому, что я свой выбор сделала и... осталась одинокой. Мне от этого бывает горько. Но я вспоминаю Омара Хайяма: «Уж лучше будь один, чем вместе с кем попало...»

«Ростов официальный», № 22 (861) от 25.05.2011
.