rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Из далекого прошлого нашего города

ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО НАШЕГО ГОРОДА

Территорию нынешнего города Ростова-на-Дону уже с древнейших времен пересекали важные сухопутные и водные торговые пути. На его территории и ближайших окрестностях возникали крупные торговые центры: Танаис, Азак, Тана, Азов и ряд сарматских городищ: Ростовское, Темерницкое, Кизитеринское и другие. Его недаром называют и теперь «воротами» Кавказа.

Начальный период истории Ростова связан со строительством Темерницкой таможни и крепости Дмитрия Ростовского — откуда и происходит название нашего города. Петр I в период Азовских походов 1695—1696 гг. находился на территории нынешнего Ростова, подыскивая место для постройки крепости. Казаки обратили внимание Петра 1 на крутые склоны Дока и источник, который он назвал Богатым колодцем, или Богатым источником. Близ источника решили заложить крепость. Но сделать это Петру I не пришлось. После неудачного Прутского похода 1711 г. Россия была вынуждена отдать туркам Азов, гирла Дона, срыла укрепления в Таганроге и других крепостях, построенных на юге страны. Но в 1713 г. у Богатого источника, вопреки правительственным запретам, появилось небольшое селение, где стали селиться беглые крепостные и различные «гулящие люди». В период нападения ногайских и крымских татар жители прятались в камышах, а их землянки я камышовые хижины неоднократно уничтожали завоеватели. Однако через некоторое время Богатяновка, как стали называть поселок, снопа возрождалась.

В начале Кировскою проспекта и сейчас возвышается ряд крутых уступов. Когда-то они были естественными укреплениями. В настоящее время на них построен ряд жилых домов, под которыми течет некогда знаменитый Богатый источник. Именно здесь и народилось ядро будущего города Ростова-на-Дону.

Со времени появления русских войск на Дону при Петре I был введен таможенный контроль за привозимыми и увозимыми товарами с Дона. Вблизи Черкасска — главного города Войска Донского, — на так называемых Васильевских буграх, была создана таможня, а на речных переправах возникли заставы. Попытка царских чиновников ограничить торговые обороты донских атаманов и старшин вызвала у них недовольство, и в Петербург полетели многочисленные жалобы. Несколько лет тянулась тяжба в сенате. Только в декабре 174! г. жалобы были частично удовлетворены. В грамоте Елизаветы Петровны указывалось: «Учредить таможню русскую на Дону, у устья реки Темерника, против урочища, называемого Богатый колодезь, где и донские казаки могут вести свою торговлю с приезжими греками, турками и армянами». А затем последовал указ императрицы о перенесении таможни из Черкасска в район Богатого колодца.

Весной 1750 г. около Богатого источника начались строительные работы. Солдатами и каторжниками были построены пристань, пакгауз, здание портовой Темерницкой таможни, карантин, помещение для служащих гарнизона. Так возник небольшой поселок, живописно расположенный па высоком берегу Дона, несколько западнее нынешней территории завода «Красный Дон».

В 1751 г. комендант крепости Св. Анны, которая находилась вблизи Черкасска, обратился в сенат с просьбой о переводе купцов, живущих в крепости, в Темериицкую таможню, «для наилучшего развития торговли с иностранцами», как указывалось в документе. И действительно, с постройкой Темерницкой таможни почти вся внешняя торговля перешла сюда из Черкесска. Но у местных купцов не хватало средств для значительного развития торговли с иностранными государствами. Тогда правительство России обратилось с особым указом к русскому купечеству, призывая его завести торговые сношения с Кoнстантинополем, обещая льготы и покровительство.

На этот призыв в 1756 г. отозвался московский первой гильдии купец «шелковой мануфактуры и заводу содержатель» Василий Макарович Хастатов, калужский первостатейный купец Никита Тимофеев сын Шемякин и ярославский первостатейный купец Алексей Иванович Ярославцев. Они составили товарищество под названием «Российская в Константинополь торгующая коммерческая компания».

Компания получила особые привилегии на право торговли с Константинополем и другими портами Черного, Эгейского и Средиземного морей. Местные власти должны были оказывать помощь транспортными средствами и вооруженной охраной товаров. В виде особой милости купцам разрешали даже носить шпаги. Первоначальный капитал этой компании составил 50 тыс. рублей. Компания обязалась по «водному сообщению Дона и Волги» сбывать за границу в числе других товаров 100 тыс. пудов железа и 50 тыс. пудов чугуна за навигацию. Кроме металлов с уральских заводов, через Темерницкую таможню вывозилось за границу большое количество топленого масла, паюсной икры, холста, мехов и других товар.

Темерницкий порт тогда был единственным русским портом на юге России, через который велась торговля со странами Черного, Эгейского и Средиземного морей.

Греческие, армянские и итальянские купцы ввозили сюда шелковые и бумажные материи, ладан, фрукты и другие предметы.

Па берегу Дона были возведены склады для привозимых товаров, около них строили свои домики иностранные и русские купцы, а приходящие работные люди — многочисленные землянки. Так, в районе Богатяновского (ныне Кировского) от Границы (ныне Театрального проспекта) возникла Купеческая слобода.

Но с созданием Темерницкой таможни развивалась не только торговля с заморскими странами. На правом берегу пограничной тогда реки Темерника осенью собирались огромные «татарские базары», куда приезжали ногайцы с большими стадами овец, коров и лошадей, черкесы с бурками, седлами и изделиями из кожи, крымские татары с солью, русские купцы с холстом, металлическими изделиями и с ситцем.

Для защиты этого важного торгового поселения и всего Нижнего Дона от набегов турецких захватчиков и крымских татарских орд, а также «чтобы держать в страхе донских казаков» было начато строительство мощной крепости (1761— 1763 гг.), названной крепостью Св. Дмитрия Ростовского, в честь известного церковного деятеля петровских времен.

Ценные материалы по истории крепости имеются в московских и ленинградских архивах. В Ростовском областном музее краеведения экспонируется первый план крепости, составленный в 1763 г., по всей вероятности, ее строителем А.И. Ригельманом, крупным военным инженером и историком того времени.

На этом плане изображены, кроме крепости, и прилегающие к ней с запада форштадты (предместья) Солдатский и Доломановский, а с восточной стороны—селение Полуденка, основание которой, по имеющимся документальным материалам, относится к 30-м гг. XVIII в. Форштадты с одной стороны, а Полуденка с другой отстоят от крепости на расстоянии нескольких сотен метров, совершенно незаселенной полосы земли. Площадь, занимаемая крепостью, ограничивалась с востока современным Крепостным переулком, с запада улицей Чехова, с севера улицей М, Горького, а с юга улицей Станиславского.

Па месте современного Пролетарского района (Нахичевани) была полая степь. Только у нынешнего парка имени В. Черевичкина размещались небольшое количество жилых строений, и питейный дом. Около берега Дона, между 2-й и 11-й линиями находилось селение Полуденка, которое первоначально было рыболовецким станом, а затем, с 1749 г., с учреждением Темерницкой таможни, быстро заселилось русскими торговыми людьми.

В 1779 г., при переселении на Дон армян из Крыма и создания города Нахичевани, Полуденка была упразднена. Ее жители были переведены в Солдатский форштадт, а некоторые обосновались на левом берегу Дона во вновь основанных в 1780 г. селениях Батайск и Койcyr.

Крепость Дмитрия Ростовского имела форму девятиконечной звезды. Ее ограждали высокий земляной вал и глубокий ров. Она имела шесть ворот, из которых двое — в северной части, двое — в южной, по направлению к Дону, и по одним воротам — с западной и восточной стороны. Из крепости шли дороги в Таганрог, в Бахмут, и Каменный Брод, в Усть-Аксайскую станицу, Форштадты и Полуденку.

В черте самой крепости находился ряд крупных зданий для различных нужд военного ведомства: дом коменданта (в районе нынешних улицы Суворова и Кировского проспекта), в котором в 1777 и в 1783 гг. жил А. В, Суворов. В центре крепости размещались солдатские казармы, провиантские и артиллерийские склады, военные госпитали, в бастионах располагались пороховые погреба, в юго-восточной части крепости — острог для политических и военных преступников. (Там в свое время в заточении находились семья Е.И. Пугачева, атаман С.Д. Ефимов, арестованный царем, и другие.)

Вдоль берега Дона размещались пристань, товарные склады для привозимых из Константинополя товаров и причалы для кораблей Азовской военной флотилии. Особое внимание было обращено на Богатый источник, который находился по соседству с рядом артиллерийских батарей, преграждавших путь турецкому флоту вверх по Дону.

В форштадты Солдатский и Доломановский в 1762 г. были переселены жители на упраздненной крепости Св. Анны. Жителями Солдатского форштадта являлись отставные солдаты и люди «разного звания», небольшое число купцов, русских и иностранцев. Доломановский форштадт был населен казаками Азовского конного полка; здесь же была расквартирована сотня калмыков, составляющая особый отряд при крепости. Общее число жителей составляло 7 600 человек, из них крепостной гарнизон — 5 тыс. человек, купцов —137 человек.

Заселенная площадь форштадтов тянулась узкой полосой вдоль берега Дона. В пределах современного Ростова-на-Дону Солдатский форштадт ограничивался с восточной стороны проспектом Ворошиловским, с запада — Буденновском, с юга — улицей Шаумяна. Доломановский форштадт был меньше Солдатского. Он тянулся от Буденновского проспекта до Доломановского переулка, а со стороны Дона ограничивался Тургеневской улицей, к северу -от улицы Шаумяна тянулась пустынная степь, прорезанная широкой Генеральной балкой, по дну которой струился Щапов ручей, впадавший в речку Темерник. Большая часть этой балки при расширении Ростова была засыпана, она теперь сохранилась в районе парка культуры и отдыха имени М. Горького и на участке от Буденновского до Доломановского.

Берега Дона у форштадтов занимали строения — Инженерный двор со складами и деловой двор Артиллерийского ведомства. Портовая деятельность была сосредоточена у Богатого источника, где была построена деревянная пристань дня причала кораблей. Остатки ее сохранились вплоть до XIX в., и она носила в народе название «Таранья пристань».

В крепости имелись школы: гарнизонная, в которой числилось 216 учеников, и при казацком Азовском полку.

При небольшом количестве населения в крепости было 8 церквей.

В числе строений, находившихся в форштадтах, следует отметить здание ратуши, таможни со складами и биржи с 52 магазинами и складами.

Местность, окружающая крепость по правому берегу Дона, была довольно густо заселена. Из населенных пунктов следует назвать деревню Каменный Брод, Усть-Аксайское селение, Рогов стан {ныне станица Александровская), Гниловской стан, имеющий 767 строений. Кроме того, у Мертвого Донца, в урочище Сухого и Мокрого Чалтыря, у Лагутника, в устье реки Дона находились еще 71 хутор, 87 рыбных заводов, 40 бахчей. Из них 58 хуторов и 38 бахчей принадлежали различным чинам и жителям крепости Дмитрия Ростовского.

Для жителей форштадтов были выделены земельные участки (пашни, сенокосы, рыбные угодья) в радиусе до 20 верст. Для построек крепости и форштадтов были отведены лесные массивы по реке Миусу и ее притокам. Порт, находящийся при Темерницкой крепости, служил для привоза в Ростов заграничных товаров из Крыма, Турции и других стран, расположенных по берегам Средиземного моря. Обыкновенно морские суда предварительно подвергали в Таганроге карантину, а затем уже товары перегружали на более мелкосидящие суда и доставляли в Темерницкий порт. Через него в Россию ввозили виноградные вина, масло деревянное, орехи, сушеные фрукты, ладан, кумач, жемчуг, сафьян, бумагу, шерсть и овчину, в значительно меньшем количестве — апельсины, лимоны, анчоусы, табак, трубки глиняные, чубуки, часы золотые и серебряные, зеркала, красное дерево, шелковые материи, парчу и кожу.

Из России через Темерницкий порт вывозили за границу с уральских заводов и Тулы железо, чугунные котлы, с Дона и Кубани— паюсную икру, масло коровье, сало говяжье, свечи сальные, льняной холст, канаты и веревки пеньковые, парусину.

Крепость Дмитрия Ростовского сыграла значительную роль в период русско-турецкой войны 1768—1774 гг. Гарнизон крепости вместе с добровольцами из числа жителей форштадта захватили Азов и Таганрог и изгнали турок с побережья Азовского моря.

После этой войны Ростовская крепость утратила военное значение. Границы Русского государства отодвинулись до реки Кубани, крепость была понижена в разряде и стала заштатной, но зато начали быстро развиваться торговля и ремесла. Росло население форштадтов.

Ростов-на-Дону издавна являлся многонациональным городом. Среди его жителей имелось значительное числе армян. Создание их поселений на Дону стало интересной страницей в донской истории и истории Ростова.

Крымские армяне много веков испытывали гнет татарских н турецких феодалов. Они занимались земледелием, ремеслом и торговлей, были основными плательщиками налогов и обогащали ханскую казну.

После вступления русских войск в 1772 г. в Крым русское правительство решило лишить крымского хана значительных доходов, основная часть которых шла на его армию, и предложило армянам переселить их в Россию.

Это предложение было с радостью принято армянами, и в 177В г. в Ростов прибыла депутация крымских армян во главе с Арутюном Богосовым Халыбовым и Карапетом Аслановым. Осмотрев окрестности крепости Дмитрия Ростовского, они избрали для поселения слободу Полуденку и местности по рекам Самбеку и Чалтырю.

Из документов Ростовского архива известно, что армянские и греческие купцы еще в середине XVIII в. стали привозить свои семьи на территорию Темерницкой таможни. Задолго до переселения армян из Крыма они хорошо знали Нижний Дон, и их переселение сюда в 1779 г. не было случайным. Переселением руководил А. В. Суворов, истратив значительную сумму своих денег для найма фургонов для переезда армян.

Переселение шло в трудных условиях; не хватало продовольствия, болезни унесли много детей и стариков. Но все же в начале зимы армяне достигли предместий крепости Дмитрия Ростовского.

Указом от 14 декабря 1779 г. для них было выделено 20 тыс. десятин земли, а позднее еще 8 тыс. Переселилось на Дон свыше 12 тыс. человек.

По преданию, переселенцы остановились на месте, где сейчас находится памятник Карлу Марксу и клуб имени Фрунзе. Эго место и стало центром города Нахичевани.

Армяне свой город назвали в честь старинного армянского города Нахичевани-на-Араксе. Само название «Нахичевань» означает первый приют, первое пристанище.

Город Нахичевань-на-Дону строился по плану, который был создан в Петербурге (были разработаны и проекты типовых домов). Как и в плане бывшей российской столицы, в нем имеются улицы и линии. В создании плана, вероятно, принимал участие и великий русский зодчий И. Е. Старов. Кроме города Нахичевани, армяне основали пять пригородных сел: Чалтырь, Крым, Больше Салы, Малые Салы, Несветай, а в 1783 г, Катериновку. В Нахичевани вскоре был основан армянский магистрат, т.е. судебно-административное учреждение. Переселенцы получили целый ряд льгот, закрепленных грамотой Екатерины II. Судебные дела решались па основе обычного армянского права и судебника Мхитара Гоша (XIII в.).

К концу XVIII в. Нахичевань была крупным для того времени городом с населением до 10 тыс. человек. В центре его были построены торговые ряды, лавки ремесленников, собор, здание магистрата и другие здания.

Переселение армян из Крыма совпало с большими экономическими сдвигами на Дону. Во второй половине XVIII в. донское казачество стало быстро переходить от скотоводства и рыбной ловли к земледелию. Значительно усилились торговые обороты Дона с Центральной Россией и Украиной. Создание Нахичевани еще в большей степени усилило торговлю.

Особенно большое значение имели нахичеванские товары в развитии внешней торговли на юге России. Здесь быстро развивались ремесло и промышленность, и в первую очередь кожевенная, шелковая, текстильная.

В конце XVIII — начале XIX в., в связи с крупными успехами русского оружия, на Кавказе прекратились турецко-татарские набеги на Нижний Дон.

Жизнь на Дону стала спокойной, а это способствовало развитию сельского хозяйства, ремесла, торговли. Армянские купцы наладили торговые операции с Тобольской губернией, с горцами Кавказа, а также с Турцией, Францией и Италией. Нахичеванские ремесленники организовали в крупных размерах промывку шерсти, вытопку сала, производство топленого масла. Все эти товары шли на экспорт. Развитие торгового хозяйства на Дону привело к значительному имущественному расслоению среди армян и усилению гнета богатыми армянами бедных — «масляных голов» (так презрительно называли богачи бедных армянских крестьян).

Этот гнет вызвал ожесточенную классовую борьбу в Нахичевани и окрестных армянских селах.

Армяне принесли на Дон не только ремесленные и торговые навыки, но и древнюю культуру. В 1791 г. на территории армянского монастыря Сурб-Хач (ныне поселок Мясникован) была создана первая на Дону типография, в которой напечатав книга Степаноса Орбелиана «Вопли и вздохи». Всего в типографии было напечатано 20 различных книг. Шрифты для типографии были получены из Амстердама, а сама типография Григория Халдаряна переведена из Петербурга. Так было начато типографское дело на Дону.

В дальнейшем из Нахичевани-на-Дону вышли выдающиеся деятели армянского народа: революционер-демократ М.Л. Налбандян, писатели Р.Г. Патканян, М.С. Шагинян, художник М.С. Сарьян и другие.

Армянские строители развили в Нахичевани строительство домой из камня и кирпича. Некоторые дома, крытые так называемой татарской черепицей, сохранились до настоящего времени.

Город быстро рос и развивался. В 1В12 г. проездом на Кавказ его посетил известный государственный сановник И.А. Безбородько. Бот как он уписывает Нахичевань того времени:

«Прибыл в Нахичевань в 10 часов утра, осматривал город. Был в гостином дворе. Город многолюдный, регулярно расположенные улицы. Строения в армянском вкусе. Дома чистые, но большей частью крыты черепицей. Есть и хорошие каменные дома, церквей каменных несколько, довольно огромные. Положение города прекрасное: на горе при реке Дону».

А спустя четверть века уральский заводчик Демидов так сообщал о Нахичевани:

«Нахичевань— город замечательный по своей странной наружности, свидетельствующей, впрочем, о господствующей здесь торговой деятельности... Народонаселение Нахичевани отличается смышленостью и ловкостью к торговле... Многочисленные магазины небольшого города наполнены прекрасными шелковыми тканями и разными восточными, преимущественно персидскими, товарами. Улицы здесь прямые и так же, как и дома, содержатся в большой чистоте...»

Ростов-на-Дону. Исторические очерки
.