rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Боевые возможности 56-й армии и противника

БОЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ 56-Й АРМИИ И ПРОТИВНИКА

Трудности в создании армии были связаны и с объективными обстоятельствами. Основным видом войсковых соединений в пехоте РККА являлись стрелковые дивизии. В начале Великой Отечественной войны стрелковая дивизия состояла из трех стрелковых, легкого и гаубичного артиллерийских полков, отдельных зенитного и противотанкового дивизионов, отдельных разведывательного, саперного, автотранспортного, медико-санитарного батальонов, батальона связи, других частей и подразделений. Согласно штату № 4/400 от 5 апреля 1941 г., стрелковая дивизия насчитывала 14 483 человека и должна была иметь на вооружении 10 420 винтовок, 1204 автомата, 166 станковых, 392 ручных и 33 зенитных пулемета, 150 минометов, 12 зенитных орудий, 54 противотанковые 45-мм пушки, 34 76-мм орудия, 32 122-мм и 12 152-мм гаубиц, 13 бронеавтомобилей и 16 легких танков. Почти в таком составе прибыла на фронт сформированная до войны кадровая 31-я стрелковая дивизия.

Однако с началом войны вследствие понесенных огромных потерь в личном составе и материальной части Красная армия перешла на новую, сокращенную штатную структуру. 11 августа 1941 г. было принято постановление Государственного комитета обороны СССР № 459сс "О формировании стрелковых и кавалерийских дивизий", по которому создавалось 85 стрелковых и 25 кавалерийских дивизий. В СКВО формировались 11 стрелковых и семь кавалерийских дивизий. Численность каждой стрелковой дивизии определялась в 11 447 человек, то есть сокращалась более чем на пятую часть. На вооружении ей полагалось иметь 8844 винтовки, 162 автомата, 162 ручных, 108 станковых и 9 зенитных пулеметов, 81 50-мм, 54 82-мм и 18 120-мм минометов, 18 противотанковых, 6 зенитных и 28 76-мм орудий, 8 122-мм гаубиц. В составе стрелковой дивизии остался только один артиллерийский полк и совсем не было бронетехники. В результате ее огневые возможности значительно сократились по сравнению с довоенными: по весу артиллерийского залпа - в четыре, а по количеству выстрелов в минуту из стрелкового и пулеметного оружия - более чем в полтора раза.

В декабре 1941 г. штаты стрелковых дивизий еще более сократились, вследствие чего она стала по своей численности и огневой мощи в полтора-два, а по некоторым показателям и в три раза уступать пехотной дивизии вермахта. В дальнейшем на протяжении всей войны штаты не раз менялись, а вместе с ними и боевые возможности стрелковых дивизий РККА, но в любом случае они никогда не превосходили аналогичных немецких соединений. Фактически немецкая пехотная дивизия по своей мощи, особенно на первом этапе Великой Отечественной войны, равнялась советскому стрелковому корпусу, корпус - армии, а армия - фронту. Это правило, впрочем, не распространялось на части и соединения союзников Германии, значительно уступавшие немецким войскам по своим боевым возможностям.

Директивой Ставки ВГК № 003017 в состав 56-й Отдельной армии планировалось включить немалые силы - шесть стрелковых и столько же кавалерийских соединений, с соответствующими частями усиления. Все эти соединения формировались в СКВО по новым штатам, утвержденным указанным постановлением ГКО от 11 августа. При выполнении всех положений директивы, формировании указанных соединений в соответствии с их штатами, наличии необходимых ресурсов и времени на укомплектование, обеспечение и боевую подготовку 56-я Отдельная армия должна была превратиться в достаточно сильное войсковое объединение, способное выполнять различные боевые задачи.

Однако реальный состав 56-й Отдельной армии существенно отличался от того, который определила директива Ставки ВГК. Из шести стрелковых соединений, указанных в данном документе, только 343-я Ставропольская, 347-я Краснодарская и 353-я Новороссийская стрелковые дивизии, укомплектованные в основном из жителей Кубани и Ставрополья, вошли в состав формировавшейся армии.

343-я стрелковая дивизия под командованием полковника Петра Павловича Чувашева была сформирована в Ворошиловске (в настоящее время - Ставрополь) с 5 сентября по 15 октября 1941 г. В нее вошли 1151, 1153 и 1155-й стрелковые полки, 903-й артиллерийский полк, 48-й отдельный истребительно-противотанковый дивизион, 419-я зенитная артиллерийская батарея (627-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион), 402-я разведывательная рота, 620-й саперный батальон, 791-й отдельный батальон связи, 425-й медико-санитарный батальон и другие части.

Формирование 347-й дивизии началось 14 сентября 1941 г. в станице Саратовской Краснодарского края и завершилось уже через десять дней. Командиром был назначен полковник Николай Иванович Селиверстов. В дивизию вошли 1175-й Майкопский, 1177-й Анапский и 1179-й Нефтегорский стрелковые полки, 907-й артиллерийский полк, 21-й отдельный истребительно-противотанковый дивизион, 571-й минометный дивизион, 406-я разведывательная рота, 624-й саперный батальон, 795-й отдельный батальон связи, 743-я отдельная рота связи, 429-й медико-санитарный батальон и другие части. 2 октября дивизия была передислоцирована в станицу Кущевскую, а в состав 56-й Отдельной армии прибыла 22 октября.

353-я стрелковая дивизия была сформирована в Новороссийске, ее командиром стал полковник Григорий Филиппович Панченко. В состав дивизии вошли 1145,1147 и 1149-й стрелковые полки, 902-й артиллерийский полк, 449-я зенитная артиллерийская батарея (626-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион), 574-й минометный дивизион, 401-я разведывательная рота, 619-й саперный батальон, 790-й отдельный батальон связи (790-я отдельная рота связи), 424-й медико-санитарный батальон и другие части. С августа до середины осени дивизия занималась боевой подготовкой и обеспечивала оборону морского побережья в районе Новороссийска, а 16 октября была передислоцирована на Ростовское направление и на следующий день вошла в оперативное подчинение 56-й Отдельной армии.

Указанные в постановлении Ставки ВГК от 15 октября 337-я и 349-я стрелковые дивизии были включены в формировавшуюся в Сталинградском военном округе 57-ю армию. 345-я стрелковая дивизия вскоре из Туапсе и Новороссийска отправилась по Черному морю в осажденный Севастополь. Вместо этих соединений 23 октября в состав 56-й Отдельной армии вошла 317-я стрелковая дивизия полковника Ивана Владимировича Середкина, сформированная с 25 июля по 6 августа 1941 г. в Баку. В нее входили 571, 606 и 761-й стрелковые полки, 773-й артиллерийский полк, 157-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, 251-я разведывательная рота, 361-й саперный батальон, 311-й отдельный батальон связи, 251-й (407-й) медико-санитарный батальон и другие части.

В состав 56-й Отдельной армии вошли и ополченские формирования. Еще 9 июля 1941 г. Ростовский обком ВКП(б) принял постановление, утверждавшее организационные мероприятия по созданию народного ополчения. В нем говорилось: "В целях усиления частей Красной Армии, находящихся на территории Северо-Кавказского военного округа, создать из состава народного ополчения стрелковые полки в городах: Ростов-на-Дону, Таганрог, Шахты, Новочеркасск, Красный Сулин". Полки следовало укомплектовать "проверенными рабочими, служащими, интеллигенцией, коммунистами и комсомольцами, независимо от возраста (непризывных возрастов), но могущими носить оружие". Формирование полков и их боевую подготовку без отрыва от производства производили начальники гарнизонов совместно с горкомами партии, а ответственность за отбор людей возлагалась лично на первых секретарей горкомов ВКП(б). Командиров полков и рот назначали из комсостава запаса старших возрастов и частично кадровых войск. Командирами взводов и отделений назначались "наиболее расторопные, энергичные и смелые товарищи из состава ополчения".

Командиром Ростовского стрелкового полка народного ополчения был назначен Михаил Александрович Варфоломеев - заместитель директора автосборочного завода, ранее работавший председателем исполкома Таганрогского городского совета депутатов трудящихся. Комиссаром - Порфирий Александрович Штахановский. начальник отдела рабочих кадров Управления Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД), начальником штаба - Василий Васильевич Плютто, начальник отдела сельского хозяйства Управления рабочего снабжения СКЖД.

Первое время полк состоял из трех стрелковых батальонов трехротного состава и двух специальных рот. Штаб полка располагался в здании Коммунистического университета (в настоящее время - главный корпус Ростовского государственного строительного университета по улице Социалистической, 162). В 1-й батальон принимали рабочих и инженеров заводов "Ростсельмаш" и "Красный Аксай" (разместился в здании управления мясокомбината, затем - в здании базы "Химбыт"). Во 2-й - обувной, мебельной и табачной фабрик, учащихся пожарного техникума (в школе № 60 на Новом поселении, затем - в здании филармонии). В 3-й - паровозоремонтного завода, управления Северо-Кавказской железной дороги, речного порта (в здании средней школы № 43, в настоящее время - профессионально-технического училища № 8, угол проспекта Буденовского и улицы Текучева, затем - в школе № 49). Таким образом, в основу структуры полка был положен территориально-производственный принцип. Медицинским персоналом обеспечивал Ростовский медицинский институт. Всего в состав полка вошли представители 150 предприятий и учреждений города.

В полк зачислялись на добровольной основе граждане, не подлежавшие призыву в РККД по каким-то причинам. Немало бойцов и командиров являлись участниками Гражданской войны - Г.К. Репин, Д.И. Казьминин, Ф.Д. Елизаров, П.Н. Юфимцев и другие. Некоторые приходили сразу семьями, с женами и детьми. Общая численность ополченцев неизвестна, так как часть документов полка была утрачена в июле 1942 г. По воспоминаниям очевидцев, она достигала 3 тысяч человек.

Вплоть до начала октября ополченцы обучались военному делу без отрыва от производства, в свободное от работы время, а 10 октября полк был переведен на казарменное положение. К этому времени его численность составила всего 352 человека, многие ополченцы были призваны в ряды РККА, отозваны на предприятия, выпускавшие оборонную продукцию, эвакуировались с ними в тыл или оказались отчислены как непригодные к воинской службе. В связи с этим полк перешел на двухротный состав батальонов.

15 июля 1941 г. Ростовский обком ВКП(б) принял решение о создании добровольческой Донской казачьей дивизии. Центром формирования стал Сальск, а обеспечение конским составом, продуктами питания и фуражом изначально планировалось осуществлять за счет колхозного фонда области. Дивизия формировалась на добровольческой основе из жителей области, не подлежавших призыву вследствие возраста, состояния здоровья или по "брони". Первым командиром дивизии стал полковник П.В. Стрепухов, с осени - генерал-майор Я.С. Шарабурко.

Ровно через три месяца, 15 октября 1941 г. областной и городской комитеты ВКП(б) приняли решение о создании еще одного добровольческого полка. Он получил название Коммунистического, так как создавался из коммунистов и комсомольцев города. Его командиром стал кадровый офицер, майор, коммунист Николай Федорович Скачков, начальником штаба - участник Гражданской войны, инструктор обкома партии Иван Дмитриевич Алексеев. Приказом № 0010 по 56-й Отдельной армии от 31 октября 1941 г. в ее состав были включены Ростовская дивизия народного ополчения и коммунистический полк. Возможности дивизии учитывались как совместно действовавшего с 56-й армией соединения. Но участия в боевых действиях в ее составе она так и не принимала.

Ростовский стрелковый полк народного ополчения и коммунистический полк занимались боевой и политической подготовкой, несли гарнизонную и караульную службу. Поэтому 10 ноября бюро обкома ВКП(б) и командование 56-й Отдельной армии сочли целесообразным их объединить в один во главе с М.А. Варфоломеевым, Н.Ф. Скачков стал его заместителем. Обеспечением полка оружием и боеприпасами занимались органы снабжения СКВО и 56-й Отдельной армии. Вооружение полка составили винтовки Мосина, СВТ, ручные пулеметы, гранаты и бутылки с зажигательной смесью. Обмундирования не хватало, и многие бойцы полка народного ополчения носили выданные им черные шинели учащихся школ профессионально-технического обучения. К 18 ноября три батальона Ростовского полка народного ополчения вновь перешли на трехротную структуру. В 1-м батальоне насчитывалось 247 человек, во 2-м - 251 человек, в 3-м - 270 человек. Начал формироваться 4-й батальон. Общая численность ополченцев к этому времени составила 1118 человек.

Трагическое начало Великой Отечественной войны привело к огромным потерям в составе танковых и механизированных войск. Быстро компенсировать урон советская промышленность не могла, и летом 1941 г. советское руководство приняло решение о формировании сотни легких кавалерийских дивизий, призванных повысить мобильность действий Красной армии. Уже в июле-августе 1941 г. было создано 48 кавалерийских дивизий легкого типа. Они имели примерно по 3 тысячи человек, или почти в три раза меньше, чем предусматривалось по довоенным штатам, состояли из трех кавалерийских полков (из четырех сабельных и пулеметного эскадронов), батарей 76-мм и 45-мм орудий. Тяжелая артиллерия, танки, противотанковые и зенитные средства, подразделения связи и саперов для них не предусматривались, был также сокращен штат штабных и тыловых служб.

Среди главных центров формирования кавалерийских дивизий были территории бывших казачьих областей юга России. Действовавшая во второй половине 1930-х гг. система подготовки территориальных формирований позволила здесь в краткие сроки, при минимальных затратах, создать кавалерийские части. Летом 1941 г. из СКВО на фронт отправились 40, 42, 43, 47, 50-я Кубанские, 38, 52-я Донские, 53-я Ставропольская кавалерийские дивизии. Многие из них отличились в боях с противником, нанеся ему немалый урон. Хотя официально данные соединения и не назывались казачьими, значительную часть их составляли казаки. Показательно, что в сводках Совинформбюро и в статьях в периодической печати дивизии именовались казачьими, что свидетельствует об очевидном стремлении власти пропагандировать участие казачества в войне.

Осенью 1941 г. в СКВО завершалось формирование еще восьми легких кавалерийских дивизий. 35-я Новочеркасская и 56-я Ставропольская кавалерийские дивизии в середине октября составили подвижный резерв Южного фронта. Вместе с ними уже сражалась с противником на Таганрогском направлении и 66-я Армавирская кавалерийская дивизия под командованием полковника Владимира Иосифовича Григоровича, которую по директиве Ставки от 17 октября включили в 56-ю Отдельную армию. В нее входили 179, 187 и 188-й кавалерийские полки, 67-й конно-артиллерийский дивизион, 66-й отдельный эскадрон химической защиты и другие подразделения.

Вследствие осложнения ситуации в Крыму туда в январе 1942 г. отправилась 72-я Кубанская кавалерийская дивизия. В итоге в состав 56-й Отдельной армии осенью 1941 г. вошло пять легких кавалерийских дивизий. В Тихорецке завершала формирование 62-я кавалерийская дивизия под командованием полковника Ивана Федоровича Куца в составе 181-го Таманского, 183-го Краснодарского, 185-го Ахтарского кавалерийских полков, 64-го конно-артиллерийского дивизиона, 62-го отдельного эскадрона химической защиты и других подразделений. В Лабинске - 64-я кавалерийская дивизия полковника Николая Васильевича Симерова, включавшая 182, 184 и 186-й кавалерийские полки, 66-й конно-артиллерийский дивизион, 64-й отдельный эскадрон химической защиты и другие подразделения. В Персиановских учебных лагерях в Ростовской области дислоцировалась 68-я кавалерийская дивизия полковника Николая Алексеевича Кириченко, включавшая 180, 191 и 194-й кавалерийские полки, 79-й конно-артиллерийский дивизион, 68-й отдельный эскадрон химической защиты и другие подразделения.

В Ворошиловске была сформирована 70-я кавалерийская дивизия под командованием полковника Николая Моисеевича Юрчика. Она включала 189-й Калмыцкий, 192-й Ставропольский, 196-й Кочубеевский кавалерийские полки, 68-й конно-артиллерийский дивизион, 70-й отдельный эскадрон химической защиты и другие подразделения.

Таким образом, все стрелковые и кавалерийские соединения 56-й Отдельной армии были практически только созданы и завершали свое формирование. Первый боевой опыт они приобретали в тяжелых боях осенью 1941 г. Показательна оценка знаменитым советским диверсантом И.Г. Стариновым, прибывшим как раз в это время в Ростов-на-Дону, выделенных в его распоряжение саперных батальонов, которыми командовали "командиры в годах, призванные из запаса, рядовой и сержантский состав в большинстве был из новобранцев. Обутые в грубые ботинки с обмотками, одетые в засаленные ватники саперы выглядели неважно, даже отдаленно не походили на тех, которыми довелось командовать в мирное время. Но среди них имелось много коммунистов и комсомольцев, большинство рядовых было со средним образованием, и этим они тоже отличались, но уже в лучшую сторону, от прежних бойцов".

Особую сложность создавало обеспечение 56-й Отдельной армии частями усиления. 19 октября в состав артиллерии армии вошли уже действовавшие на фронте артиллерийские части. Это 129-й гаубичный артиллерийский полк, 32-й легкий артиллерийский полк, 151-й противотанковый дивизион и 127-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион 31-й стрелковой дивизии, а также два дивизиона 8-го гвардейского минометного полка. Кроме того, в состав армии были включены 1-й и 3-й сводные курсантские полки с приданными 3-й батареей и 3-м дивизионом 734-го полка ПВО, занимавшие внешнюю линию обороны Ростова-на-Дону, по рубежу сел Малые Салы, Крым и Чалтырь.

Собственных артиллерийских резервов и частей усиления у 56-й Отдельной армии первоначально не было. Недавно сформированные 343-я и 353-я стрелковые дивизии также почти не имели собственной артиллерии, за исключением полковой, и то не полного состава, получая материальную часть уже в ходе боев. Только к 20 октября был сформирован штаб артиллерии армии, разместившийся в помещении штаба СКВО. Его возглавили командующий артиллерией 56-й Отдельной армии генерал-майор Кариофилли, военный комиссар Востоков и прибывший через два дня начальник штаба полковник Попов.

Лишь 25 октября из Новороссийска прибыл 870-й гаубичный артиллерийский полк 302-й горнострелковой дивизии, имевший на вооружении тяжелые орудия - 122-мм и 152-мм гаубицы, а затем и другие части усиления. В самом конце месяца, 29 октября - 515-й, а на следующий день - 526-й гаубичные артиллерийские полки большой мощности из Моздока, вооруженные 203,2-мм орудиями. Они позволили существенно повысить огневую мощь войск 56-й Отдельной армии. Весившая 17,7 т в боевом положении, 203,2-мм гаубица образца 1931 г. использовалась для стрельбы снарядами в 100 кг и выше, в основном по дотам и другим укреплениям противника. Наступавшие части вермахта в тот момент вообще не располагали орудиями такого калибра! Всего в РККА накануне войны имелось 849 таких гаубиц в 17 гаубичных артиллерийских полках большой мощности. Каждый полк должен был состоять из четырех дивизионов трехбатарейного состава и насчитывать по 24 орудия. После начала войны последовало распоряжение отвести все полки в тыл и использовать только по особым распоряжениям командования. В Закавказском военном округе в 1941 г. имелось два гаубичных артиллерийских полка большой мощности, и оба передавались теперь в состав 56-й Отдельной армии. При этом 515-й артиллерийский полк насчитывал семнадцать, а 526-й артиллерийский полк - 22 203,2-мм гаубицы.

В стремлении обеспечить свои части и соединения необходимым вооружением командование 56-й Отдельной армии использовало и не вполне законные способы, "перехватывая" при возможности и воинское имущество, предназначенное для других войсковых объединений. В докладе начальника артиллерии Южного фронта от 31 октября 1941 г. начальнику артиллерии Красной армии о действиях артиллерии фронта в конце сентября и октябре месяце 1941 г. и о состоянии дел на 30 октября 1941 г. отмечалось, что командование 56-й Отдельной армии "присвоило себе два транспорта с вооружением и матчастью, шедшие по распоряжению ГАУ КА в СКВО для 339 сд и 66 кд, вошедших в состав Южного фронта. Вследствие этого эти дивизии остались без матчасти артиллерии (339 сд) и без минометов (66 icdj". Так же, впрочем, поступали и многие другие советские командиры и военачальники самых разных рангов, стремясь всеми правдами и неправдами повысить боевую готовность своих частей, соединений и объединений. И руководствовались они при этом вовсе не законностью, а целесообразностью: боевые успехи служили оправданием почти любых нарушений.

В состав 56-й Отдельной армии были переданы также 7-й и 8-й отдельные дивизионы бронепоездов. Бронепоезда представляли собой грозный вид вооруженных сил в войнах конца XIX - первой половины XX в. В России бронепоезда особенно активно использовались в годы Гражданской войны в условиях отсутствия постоянных линий фронтов и превращения железнодорожных магистралей в главные линии противостояния. В межвоенный период они продолжали оставаться на вооружении, и к началу Великой Отечественной войны в РККА действовало 53 бронепоезда (из них 34 легких), не считая бронедрезин и бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге. Кроме того, свои бронепоезда имели войска НКВД.

7-й отдельный дивизион был сформирован в 1925 г. на станции Навтлуг - пригороде Тбилиси. С началом Великой Отечественной войны базировался на станции Самтредиа Закавказской железной дороги и патрулировал Черноморское побережье. Затем 7-й дивизион (командир - подполковник В.П. Жмакин) был переброшен на Южный фронт и 16 октября прибыл в Ростов-на-Дону. На станции Бессергеновка он поддержал своим огнем части 31-й стрелковой дивизии. В ходе этих боев 27-й отдельный бронепоезд погиб, уничтожив 16 немецких танков. 22-й отдельный тяжелый и 29-й отдельный легкий бронепоезда отошли в район станции Синявская.

8-й отдельный дивизион бронепоездов был сформирован в Полоцке в 1932 г. Участвовал в советско-финской войне, по окончании которой базировался в Туапсе (командир - подполковник И.А. Суханов). 9 сентября дивизион в составе одного легкого бронепоезда № 45 был переброшен на Южный фронт в район станций Марцево-Кошкино под Таганрогом. Здесь в его состав вошли бронепоезда № 14 (сформирован в СКВО) и № 59 (передан из войск НКВД). 14 октября погиб бронепоезд № 14, а 22 октября - бронепоезда № 14 и № 59. Личный состав направлен на станцию Тихорецкая, где формировался новый дивизион под командованием капитана Миронова.

В ноябре в личный состав 7-го дивизиона были также включены уже без материальной части 14-й и 45-й отдельные легкие бронепоезда 8-го отдельного дивизиона бронепоездов, прикрывавшие в октябре 1941 г. отход советских войск на участке между станциями Марцево и Бессергеновка под Таганрогом. Вместо них в 8-м дивизионе был сформирован бронепоезд "Тихорецкий рабочий". В ходе ноябрьских боев он также получил значительные повреждения, встал в Тихорецке на ремонт и был передан в состав 7-го дивизиона, став впоследствии его 2-м отдельным бронепоездом. 8 декабря в состав 7-го дивизиона вошел 21-й отдельный тяжелый бронепоезд 8-го отдельного дивизиона бронепоездов, имевший на вооружении четыре 107-мм орудия. Впоследствии его переименовали в 1-й бронепоезд 7-го отдельного дивизиона бронепоездов.

В условиях широкого использования авиации и подвижных бронетанковых соединений бронепоезда стали чрезвычайно уязвимы. К тому же их передвижения полностью зависели от наличия железнодорожных путей, вывод из строя которых превращал бронепоезда в огромные и неподвижные мишени. Однако достоинствами бронепоездов оставалась его огневая мощь и подвижность, позволявшие быстро перемещаться и наносить массированный прицельный артиллерийский удар по скоплениям живой силы и техники противника, а броня защищала от стрелкового, пулеметного и легкого артиллерийского огня.

После настоящего танкового погрома начала войны советское командование отказалось от крупных механизированных соединений в виде корпусов или дивизий. С августа 1941 г. главным видом бронетанковых соединений в РККА стали танковые бригады, сформированные, как правило, из прежних танковых дивизий или полков. Согласно штатному расписанию от 23 августа 1941 г., они должны были включать один танковый и один моторизованный стрелковый полк, противотанковый и зенитный дивизионы, роты управления, разведки, ремонта, автотранспортный и санитарный взвод. 1 сентября в Сталинграде на основе 6-й танковой дивизии была сформирована 6-я танковая бригада под командованием полковника Василия Михайловича Алексеева. В бригаду вошли: 12-й танковый полк из трех батальонов общей численностью в 106 танков (6 тяжелых КВ-1, 10 средних Т-34, 82 легких Т-26, 8 огнеметных ОТ-26), а также И бронемашин; стрелково-пулеметный батальон, вооруженный крупнокалиберными пулеметами; артиллерийский дивизион (12 76-мм орудий) и другие подразделения. 23 октября она прибыла на фронт и вошла в состав 56-й Отдельной армии.

Военно-воздушные силы армии формировались за счет ВВС СКВО и Закавказского военного округа (Зак-ВО). Их возможности по прикрытию с воздуха частей действующей армии и Ростова-на-Дону как важнейшего промышленного центра и транспортного узла, связывавшего центр страны с Кавказом, были крайне ограниченны.

В октябре 1941 г. в состав ВВС 56-й армии вошла 73-я смешанная авиационная дивизия под командованием подполковника Геннадия Ивановича Белицкого в составе 271-го истребительного авиационного полка (17 ЛаГГ-3 и 2 И-16) и 590-го истребительного авиационного полка (9 И-15, 3 И-16, 1 И-153), базировавшихся в Нахичевани, а также 277-го скоростного бомбардировочного полка (8 СБ) в Сальске. Кроме нее, в армию вошли полк Зерноградской школы (9 И-16, 9 И-15), располагавшийся в Ростове-на-Дону, 248-й истребительный авиационный полк (3 И-16, 10 ЛаГГ-3) - в Ростове-на-Дону и Кулешовке, 366-й скоростной бомбардировочный полк (18 СБ) - в Тихорецке, 41-й скоростной бомбардировочный полк (19 СБ) - в Кропоткине и 9-я отдельная авиационная эскадрилья (13 Р-5) в Ростове-на-Дону. Всего насчитывалось 124 боевых самолета, при этом И-16, И-153 и ЛаГГ-3 использовались как истребители, И-15 - как легкие штурмовики, СБ - как бомбардировщики и дальние разведчики, а Р-5 - как ночные бомбардировщики.

Противник имел перед фронтом армии до 20-25 истребителей Me-109 и 10-15 бомбардировщиков, преимущественно Ю-88, которые базировались в городах Мариуполе и Буденовке (в настоящее время - Новоазовск) Донецкой области на побережье Таганрогского залива. Таким образом, ВВС 56-й армии имели практически трехкратное численное превосходство над противником, однако значительная часть советских самолетов принадлежала к устаревшим типам. В 1935 г. И-15 бис на международной выставке был официально признан лучшим истребителем в мире, но с тех пор прошло шесть лет, и появились новые типы самолетов. Произведенные во второй половине 1930-х гг. И-15 бис и И-16 ("ишачок") значительно уступали в скорости и высоте новым немецким истребителям, особенно Ме-109, хоть и превосходили их в маневренности. В техническом отношении только ЛаГГ-3 не уступал Me-109. Но вследствие огромного количества Недоработок и невысоких боевых качеств советские летчики прозвали его "летающим бревном". Одному из конструкторов, В.П. Горбунову, прибывшему на Ростовский аэродром, летчики-фронтовики прямо заявили: "Не будем летать на этой "деревяшке", лучше дайте нам "ишаков"". Успокаивая их, тот говорил, что конструкторское бюро С.А. Лавочкина уже начало работы по модификации самолета с целью улучшения его летно-тактических качеств. Но и появление в конце 1941 г. облегченного варианта ЛаГГ-3 не дало должного эффекта.

К тому же уровень подготовки у значительной части советских летчиков также не был высоким, в большинстве своем они не имели большой летной практики в различных погодных условиях и боевого опыта. Следствием этого стали аварии, гибель техники и летного состава не только в боевых, но и в небоевых условиях. Так, 23 октября 1941 г. при перелете с аэродрома станицы Злодейской на аэродром Котельниково произошла катастрофа самолета СБ. Самолет сгорел, а экипаж в составе летчика лейтенанта Г.М. Миронова, летчика-наблюдателя лейтенанта Хохлова, техника самолета воентехника 2-го ранга Н.А. Свирина и механика А.И. Сидоренко погиб.

В ходе расследования выяснилось, что "летчик Миронов имел слабую подготовку на самолете СБ, вне аэродрома не летал, в строю оттренирован не был". Несмотря на это, командир 17-й отдельной корректировочной авиационной эскадрильи капитан Охлопков допустил его к совершению перелета в составе "пятерки" на незнакомый аэродром на загруженном личными вещами самолете. При посадке на аэродром Котельниково, "уходя вследствие промаха на третий круг, тов. Миронов, будучи не наученным командиром 17-й авиаэскадрильи этому элементу полета, резко дал газ, отчего самолет взмыл, потерял скорость, свалился на крыло и, ударившись с углом 60-70° о землю, загорелся". Виновных, как и требовалось, нашли и наказали: командира эскадрильи Охлопкова и военкома старшего лейтенанта Коновалова за плохую организацию перелета подвергли 10 суткам домашнего ареста с удержанием 50 процентов зарплаты за каждый день ареста. Но ни жизни четырех членов экипажа, ни самолета этим уже не вернули.

Между тем с конца октября к Ростову все чаще прорывались самолеты люфтваффе, и командующий ВВС армии генерал-майор авиации С.А. Красовский, одновременно занимавший должность командующего ВВС СКВО, стал использовать в боевых действиях личный состав запасных полков и летных училищ, располагавшихся на территории СКВО, прежде всего Батайской и Сталинградской авиационной школ. По словам С.А. Красовского, 80 процентов их самолетного парка также составляли машины устаревших конструкций, "но те из них, на которых можно было летать, мы все-таки использовали. Это прежде всего Як-1, ДБ-3ф, СБ".

В ноябре 273-й истребительный авиаполк и полк, созданный из Сталинградской авиашколы, были объединены в авиагруппу "Кубань" (впоследствии - 74-ю авиадивизию) под командованием полковника Я.И. Гиля. Яков Илларионович Гиль - боевой летчик, уже во время советско-финской войны имевший три личные победы на своем счету. Затем он был представителем СССР в Германии, с началом войны его выслали через Швейцарию в Англию, откуда он уже вернулся домой. По словам сослуживцев, "умнейший и справедливейший командир, умевший уважать людей, человек с большой буквы. Он… был требователен и строг, никому не давал дремать. При этом не любил бездельников, трусов и подхалимов, выделяя людей деловитых и работящих". Завершил военную службу генерал-майором авиации и командиром истребительного авиационного корпуса, будучи награжден девятью боевыми орденами. Именно такие командиры могли многому научить молодых летчиков даже на устаревшей технике и сами являлись для них хорошим личным примером воинского долга. По словам очевидца, "группа располагала замечательными кадрами. Это были летчики-инструкторы, обладавшие безукоризненной техникой пилотирования и отличной огневой подготовкой. Правда, им не хватало знаний тактики, боевого опыта, но воевали они отважно". 366-й и 41-й бомбардировочные авиаполки.были также объединены в авиагруппу (впоследствии - Тихорецкую авиадивизию) под командованием полковника Гуляченко.

Интересно сопоставить боевые возможности 56-й Отдельной армии и противостоявших ей соединений противника. Поздней осенью на южном крыле советско-германского фронта наступала 1-я танковая армия. Командовавший ею генерал-полковник Пауль Людвиг Эвальд фон Клейст родился в 1881 г. в аристократической прусской семье. На воинскую службу поступил в 1900 г., окончил военную академию, последовательно продвигался по всем ступенькам военной карьеры, занимая как командные, так и штабные должности. За участие в Первой мировой войне был награжден двумя Железными крестами и тремя другими орденами. После войны продолжил службу в рейхсвере, командовал полком, дивизией, военным округом, корпусом.

В 1938 г. Клейст из-за разногласий с нацистским руководством был отправлен в отставку, но уже в августе 1939 г. вновь призван на службу. Во время вторжения в Польшу командовал моторизованным корпусом, а во Французской кампании - танковой группой "Клейст", в состав которой входили пять из десяти танковых дивизий Германии. Именно группа Клейста, преодолев Арденны, прижала англо-французские войска в районе Дюнкерка, за что ее командующий был награжден Рыцарским крестом и произведен в генерал-полковники. В апреле 1941 г. танковая группа "Клейст" участвовала в захвате Югославии и Греции. В начале Великой Отечественной войны Клейст сумел выдержать контрудар восьми советских механизированных корпусов, затем его группа сыграла ведущую роль в окружении и уничтожении советских войск в котлах под Уманью, Киевом и Осипенко. Находясь в расцвете своего полководческого таланта, 60-летний Эвальд фон Клейст заслуженно относился к числу лучших военачальников Третьего рейха.

Непосредственно на Ростов наступал 3-й моторизованный корпус генерала от кавалерии Эберхарда фон Макензена. Он родился в 1889 г. в семье гусарского офицера, ставшего впоследствии фельдмаршалом и одним из лучших германских военачальников Первой мировой войны Августа фон Макензена. Поступил на воинскую службу в 1908 г., участвовал в Первой мировой войне, по окончании которой остался в армии. Последовательно продвигался вверх по служебной лестнице, участвовал в Польской и Французской кампаниях. 27 июля 1941 г. был награжден Рыцарским крестом.

Большим военным опытом обладали и другие германские генералы и офицеры. В первую очередь среди них надо отметить дивизионных командиров. Это генерал-лейтенант Фридрих Георг Эбергард - командир 60-й моторизованной дивизии, генерал-майоры Вальтер Дюверт - командир 13-й танковой дивизии Фридрих Кюн - командир 14-й танковой дивизии и другие. Несомненно, одной из наиболее ярких личностей являлся генерал-майор Ганс Валентин Хубе - командир 16-й танковой дивизии, входившей в состав 14-го механизированного корпуса, с которой позже пришлось сражаться войскам 56-й армии. Он родился в 1890 г., поступил на воинскую службу в 1909 г., через год получил чин лейтенанта и вскоре вышел в отставку. Но с началом Первой мировой войны вернулся в строй, за боевые отличия был награжден Железным крестом 1-го и 2-го классов. Под Верденом был тяжело ранен, потерял руку. Но Хубе продолжал службу и после Первой мировой войны оставался единственным одноруким офицером рейхсвера. С началом Второй мировой войны он добровольно попросился на фронт, участвовал во Французской и Балканской кампаниях. Познакомившийся с ним еще до войны Гитлер высоко ценил профессиональные и личные качества Хубе.

Словом, новичков среди германских командиров не было, все принадлежали к числу кадровых командиров, за плечами у каждого были годы профессиональной военной службы, участие в Польской, Французской, Балканской кампаниях Третьего рейха. Возглавляемые ими танковые и моторизованные соединения были сформированы за год перед рассматриваемыми событиями, в октябре 1940 г., в ходе реорганизации германских вооруженных сил, направленной на их подготовку к войне с СССР. 13-я танковая дивизия была создана на основе 13-й моторизованной пехотной дивизии, 14-я танковая дивизия - 4-й пехотной дивизии, 16-я танковая - 16-й мотопехотной дивизии, 60-я моторизованная - 60-й пехотной дивизии. Формирование новых танковых соединений было обусловлено представлениями высшего германского руководства о том, что именно танковые дивизии станут основой успеха блицкрига. Каждая танковая дивизия имела в своем составе мотопехотные части и артиллерию на механизированной тяге, что позволяло ей вести самостоятельные действия. Количество танков было сравнительно невелико, но все моторизованные части передвигались на грузовиках или тягачах, обеспечивавших высокую маневренность соединений в целом.

Обычно танковая дивизия состояла из танкового и двух моторизованных стрелковых полков (включая мотопехотный батальон на средних полугусеничных бронетранспортерах Sonderkraftfahrzeug 251 (SdKfz 251), вооруженных одним-двумя пулеметами MG-34) и артиллерийского полка с самоходными артиллерийскими установками. Она также включала разведывательный и саперный батальоны, противотанковый и зенитный дивизионы, батальон снабжения и другие подразделения. Танковый полк состоял из двух батальонов по три роты легких и роты средних танков каждый, штабной роты и легкого танкового парка. Легкая танковая рота должна была включать по 17 Pz-III и 5 Pz-II, средняя - 14 Pz-IV и 5 Pz-II. В реальности вооружение танковых дивизий было разнообразно, и наряду с указанными типами они также включали устаревший легкий танк Pz-I, вооруженный только двумя пулеметами, а также чешские танки Pz-35(t) и Pz-38(t). Необходимо учитывать, что командирские танки в вермахте вооружались только пулеметами, а стволы орудий были бутафорскими. Кроме танков в каждой танковой дивизии полагалось иметь по 61 бронеавтомобилю. Моторизованная пехотная (мотопехотная) дивизия состояла из двух моторизованных (мотопехотных) и артиллерийского полков.

По таким основным показателям, как огневая мощь, степень уязвимости и динамические качества, немецкие танки не только не превосходили аналогичные образцы советской бронетехники, но и нередко уступали ей. Броневая защита немецких средних танков была надежной лишь спереди, а по бокам они имели сравнительно тонкую броню. Разрабатывавшиеся для западноевропейского театра военных действий немецкие танки хорошо передвигались только по дорогам и вязли в условиях бездорожья, что требовало учитывать наличие подготовленных коммуникаций для их передвижений. Любое ухудшение погодных условий - дождь или снег, превращавшие советские дороги без твердого покрытия в непролазную грязь, становились непреодолимым фактором для немецкой бронетехники.

Однако немецкая бронетехника оказалась более надежной в эксплуатации в боевых условиях, не говоря уже о том, что она была гораздо более удобной для экипажей. Существенно выигрывали немецкие танки в качестве оптики, возможностях обзора и сообщения. В каждой легкой танковой роте танкового батальона радиопередатчики устанавливались на три Pz-II и пять Pz-III, a оставшиеся танки оснащались приемниками. В роте средних танков радиопередатчики имели пять Pz-IV и три Pz-II, а остальные имели приемники. Дальность действия стандартных немецких танковых передатчиков составляла на ходу 2-3 км в телефонном режиме и 3-4 км в телеграфном, что значительно повышало управляемость танков в бою. Танкисты знали, что, если их машина окажется в трудной ситуации, товарищи обязательно постараются прийти к ним на помощь.

В РККА радиостанциями была оснащена примерно треть танков, но качество связи и у них оставалось крайне низким. Две трети танков вообще не имели специальных средств связи с другими экипажами. Советским танкистам приходилось действовать самостоятельно, не имея возможностей, чтобы предупредить товарищей о возникавших опасностях. Отсутствие координации в действиях советских танковых экипажей заведомо снижало их шансы на успех. Кроме того, в начальный период войны существенно сказывалось и значительное превосходство немецких танкистов в подготовке, а также согласованность и взаимодействие различных родов и видов войск.

В целом боеготовность немецкой бронетехники в 1941 г. оказалась заметно выше, чем советской, из-за превосходства в организации, мобильности, управляемости и боевой подготовке. Достигнув границ Ростовской области, немецкие танки прошли своим ходом более 3 тысяч километров, преодолев значительное для них расстояние. Несмотря на понесенные потери, танковые соединения вермахта сохранили свою боевую мощь, во многом благодаря налаженной системе снабжения и ремонта.

На 28 августа 1941 г. в 13-й танковой дивизии насчитывалось 3 Pz-I, 35 Pz-II, 37 Pz-III, 9 Pz-IV и 9 командирских машин. 14-я танковая дивизия на 6 сентября имела 5 Pz-I, 35 Pz-II, 49 Pz-III, 15 Pz-IV и 8 танков управления. 16-я танковая дивизия на 22 августа насчитывала 4 Pz-I, 18 Pz-II, 26 Pz-III, 9 Pz-IV и 4 командирских танка. Всего к началу сентября 1941 г. 1-я танковая группа располагала 53 процентами боеспособных танков по сравнению со своей штатной численностью. Однако уже через месяц вследствие подвоза и ремонта их количество вновь выросло до 70-80 процентов. И это несмотря на то, что от территории Германии их отделяли тысячи километров, в то время как огромные потери в советских бронетанковых и механизированных войсках обескровили их к осени 1941 г.

По данным советской разведки, в результате пополнений все танковые дивизии 1-й танковой армии перед наступлением на Ростов-на-Дону насчитывали в среднем от 4,2 до 6 тысяч человек - то есть даже менее половины от их штатной численности (16 тыс. человек). Вооружение составляли 102-251. ручных, 40-102 станковых пулемета, 48-73 миномета, 16-38 противотанковых, 24-32 дивизионных орудия, 10-25 бронемашин. В 16-й танковой дивизии к 3 ноября имелось 4,2 тысячи человек, 126 ручных, 49 станковых пулеметов, 54 миномета, 20 противотанковых и 27 других орудий, 18 бронемашин и 100 танков. Все три танковые дивизии имели к ноябрю 1941 г. 300 средних и тяжелых танков.

Особого внимания заслуживает моторизованная пехотная бригада СС "Лейбштандарт СС Адольф Гитлер". Созданная на основе батальона личной охраны Гитлера, она первоначально выполняла церемониально-караульные функции, что породило презрительное отношение к ее военнослужащим как к "асфальтовым солдатам фюрера", годным только для парадов. Однако боевой путь данного соединения на советской территории не позволяет согласиться с данной оценкой. В 1941 г. в состав бригады входило шесть батальонов (при этом караульный и учебный остались нести службу в Берлине), артиллерийский полк, батальон тяжелого вооружения, дивизион штурмовых орудий, разведывательный (мотоциклетный) батальон и другие части. Перед войной с СССР на вооружение бригады поступили новейшие образцы бронетехники, в частности, в батальон тяжелого оружия входила батарея из девяти самоходных орудий Sturmgeschutz III. Постоянным командиром дивизии с 1938 г. являлся оберстгруппенфюрер СС Йозеф Дитрих.

Бригада СС участвовала в танковом сражении Дубно-Луцк-Броды, окружении соединений Южного фронта под Уманью и Осипенко. После этого бригада "Адольф Гитлер" была включена в состав 3-го моторизованного корпуса 1-й танковой армии, предназначенной для наступления на Ростов. Моторизованная пехотная бригада СС действовала на острие главного удара, и 17 октября 1941 г. ее подразделения захватили Таганрог. В целом "Лейбштандарт СС Адольф Гитлер" за время войны превратился в настоящее элитарное соединение СС, военнослужащие которого были готовы выполнить любые задачи как военного, так и карательного характера. Не раз они принимали активное участие в репрессиях против мирных советских граждан и военнопленных. Так, в октябре 1941 г. в Таганроге за большие потери личного состава командир бригады отдал приказ не брать пленных в течение трех суток, а несколько тысяч советских военнопленных были расстреляны.

Таким образом, в октябре 1941 г. под Ростовом сошлись в смертельном противостоянии очень разные соперники. Наступавшие танковые и моторизованные части 1-й танковой армии вермахта были меньше по численности, но обладали существенным преимуществом в технике и вооружении, а самое главное, в организации, подготовке и обучении. До сих пор они еще не знали поражений и, напротив, сами не раз брали в клещи, окружали и громили советские войска. Командовали немецкими частями и соединениями кадровые генералы и офицеры Третьего рейха. С полным основанием можно считать, что на тот момент это были лучшие войска в мире. Противостояли им наспех собранные, плохо обученные и недостаточно вооруженные стрелковые и кавалерийские соединения, вошедшие в состав только созданной 56-й Отдельной армии и испытывавшие острый недостаток практически во всех видах вооружений и военного имущества. Пожалуй, только в тяжелой артиллерии советские войска превосходили противника. В целом же советские войска по многим качественным показателям уступали противнику, несмотря на свое превосходство в численности.

Создание 56-й Отдельной армии позволило изменить соотношение сил на южном крыле советско-германского противостояния. Фактически она представляла собой левое крыло Южного фронта. Более того, по своей численности и боевому составу среди всех других армий на южном фланге советско-германского противостояния, за исключением воссозданной 37-й армии, предназначенной для нанесения решающего удара по армии Клейста, она оказалась самым мощным оперативно-тактическим объединением. Однако взаимодействие между фронтовым и армейским командованием было недостаточно эффективным даже на этапе подготовки армии. Еще более опасные последствия это могло иметь в ходе боевых действий за Ростов-на-Дону, находившийся в тылу 56-й Отдельной армии и для защиты которого она, собственно говоря, и была создана. Между тем через донскую столицу шли дальше дороги на юг и восток, на Кавказ и к Волге. И от исхода противостояния во многом зависела судьба войны в целом.

В.И. Афанасенко, Е.Ф. Кринко
56-я АРМИЯ В БОЯХ ЗА РОСТОВ
Первая победа Красной армии. Октябрь-декабрь 1941
.