rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Трудовой энтузиазм

Трудовой энтузиазм

В октябре 1952 г. в Москве собрался XIX съезд партии. Первый после окончания войны съезд подвел итоги борьбы и побед советского народа более чем за тринадцать лет и определил новые задачи в хозяйственном и культурном строительстве. Ростовчане справедливо гордились тем, что в победах и достижениях трудящихся страны есть доля и их труда. Обновленный, выросший индустриальный Ростов уверенно вступал в пятую по счету и вторую послевоенную пятилетку.

Ширилось соревнование, во главе которого шли коммунисты предприятий, — соревнование за прогрессивные методы труда, экономию времени, средств, материалов, использование внутрипроизводственных резервов.

Летом 1952 г. начал функционировать Волго-Донской судоходный капал, которому Указом Президиума Верховного Coветa СССР было присвоено имя В.И. Ленина. Канал сооружала вся страна. Но ростовчане, жители города, которому предстояло стать портом пяти морей, ощущали свою особую причастность ко всему, что было связано с этой грандиозной стройкой. Завод «Красный Дон» изготовил для сооружения капала землесосные снаряды. Продукцию для Волго-Дона выпускали Ростсельмаш и «Красный Аксай», радиаторный и другие заводы. Ростовские железнодорожники перевезли для Цимлянского гидроузла больше 3 млн. тонн различных грузов. Все понимали: канал является не только важнейшей транспортной артерией, но и позволит напоить влагой засушливые земли.

В июле 1952 г, ростовчане, собравшиеся на донской набережной и ближайших к ней улицах, встретили первые пассажирские теплоходы, пришедшие из Москвы.

Теперь заботой ростовчан стало не только дальнейшее благоустройство набережной: к ее каменным стенам ежедневно швартовались и отчаливали от них, беря курс на столицу и приволжские города, десятки речных лайнеров. Тесно стало в прежнем, восстановленном после войны здании речного вокзала — и рядом с ним вырос легкий, изящных очертаний пассажирский павильон. Ростовчане реконструировали, расширили до 120 метров Буденновский спуск — тогда главную дорогу к реке, украсив его живописными террасами и каменными лестницами.

Еще более наполненными, напряженными стали будни Ростовского порта. Его грузооборот по сравнению с четвертой пятилеткой увеличивался втрое. Теперь в Ростов шла по воде продукция предприятий многих городов, расположенных по берегам Волги и ее притоков. День и ночь работали портальные краны, не знали отдыха и их «сухопутные» собратья на новостройках Ростова. Преображался и сам город.

На улицах Энгельса и Московской выросли новые здания. В обиход вошли названия: Дом книги, Дом торговли. Напротив площади Дома Советов снимали леса с шестиэтажного здания комбината Ростовуголь (ныне в нем находится горком партии и горисполком).

Разворачивалось строительство па окраинах города в районе Северного поселка и Нового города... В поселке Ростсельмаш заканчивалась отделка двух многоэтажных жилых домов.

Ростовские строители обязались воздвигнуть в годы пятой пятилетки множество новых зданий, не считая объектов реконструкции и благоустройства. Сюда входили Дворец культуры строителей, Высшая партийная школа, гостиница «Московская», финансово-экономический институт (позже институт народного хозяйства) и другие новостройки — жилые, административные, культурно-бытовые.

Обновил город и свой зеленый наряд — рощи на левом берегу и Зеленом острове Дона, уличные и парковые насаждения. Пролег новый трамвайный маршрут в становившуюся все более оживленной северную часть города — район новостроек.

Ростов все смелее поворачивался лицом к Дону, продолжал строиться, обогащаясь архитектурными новинками.

Через Ростов-на-Дону пролегли «столбовые дороги» юга Российской Федераций — на Кавказ, к теплому Черному морю. Главные вокзалы города — железнодорожный, автобусный, речной — и авиаторы принимали все растущие потоки грузов и пассажиров. Каждый день приезжало в город множество людей. Город на Дону становился все более признанным центром туризма: гостей привлекали сюда красота его зеленых улиц, великолепная набережная, богатое событиями историческое прошлое. И те из них, кто бывал в Ростове прежде, кто знал, как он выглядел сразу после войны, не могли не восхищаться новым обликом города.

2 марта 1954 г. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель».

Освоение целины—выдающийся подвиг коммунистической партии и советского народа. «На целине миллионы советских людей, — пишет Л.И. Брежнев, — продолжали делать опыт революции, умножали в новых исторических условиях ее завоевания, творили живой опыт победоносного строительства развитого социализма».

Рабочий класс, молодежь Дона были в числе первых, кто откликнулся на призыв партии принять активное участие в освоении новых земель. На промышленных предприятиях под руководством партийных организаций, при активном участии комсомола развернулось патриотическое движение за досрочный выпуск техники для покорения целинных земель.

Трудящимся Ростова, крупнейшего центра сельскохозяйственного машиностроения, а особенно ростсельмашевцам и красноаксайцам, было ясно: надо увеличить выпуск продукции. Целина нуждалась в комбайнах и культиваторах. 100-тысячный послевоенный комбайн, сошедший с главного конвейера завода в ноябре 1954 г., наглядно подтвердил, что ростовчане правильно понимают свои задачи. В 1954 — 1955 гг. ростсельмашевцы отправили в Казахстан свыше 30 тыс. комбайнов.

Нуждалась целина и в молодых рабочих руках. Комсомолия Ростова горячо отозвалась на клич «Даешь целину!». Снова в комитеты комсомола, как и в дни строительства Волго-Дона, шли заявления. И уже 5 марта отряди добровольцев-ростовчан выехали по комсомольским путевкам на целинные земли. Только за первые дни года туда прибыло свыше 10 тыс. юношей и девушек — посланцев Дона.

Целина, в освоении которой участвовала вся страна, была покорена, сделан новый шаг в успешном решении Коммунистической партией аграрной политики.

Пятый пятилетний план по общему объему промышленного производства Ростовом был выполнен досрочно — 5 ноября 1955 г. Только в 1955 г. за достигнутые успехи в социалистическом соревновании производственные коллективы города 56 раз завоевывали первенство и получали переходящие Красные знамена Совета Министров СССР. ВЦСПС, министерств. Среди этих предприятий были заводы «Красный Аксай», «Электроинструмент», комбинат «Рабочий», «Красный Флот» и другие.

Под знаменем подготовки к двум историческим событиям встретили ростовчане 1956 г.: приближалось открытие XX съезда КПСС и день 40-летия первого в мире социалистического государства.

Как всегда, высокий патриотический подъем царил на Ростсельмаше.

Научная организация труда все глубже утверждалась па каждом участке завода. Слава о его продукции росла и множилась.

Отличные машины сходили с главного заводского конвейера. Поезда увозили их по самым разным направлениям. Комбайны Ростсельмаша шли и за рубеж, где уже давно завоевали себе прочный авторитет.

17 февраля радио и газеты принесли коллективу радостную весть: Указом Президиума Верховного Сонета СССР завод был удостоен высокой награды Родины — ордена Ленина.

Но по мере развития технического прогресса страны возрастали и требования к заводу Ростсельмаш. В Директивах по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956—i960 гг. перед ростсельмашевцами была поставлена новая сложная задача: освоить производство более совершенного и производительного зерноуборочного комбайна «РСМ-8».

К знаменательной дате — 40-летию Советской власти — готовилась вся страна, готовились и ростовчане. На комбайно-строителей равнялись рабочие заводов — паровозоремонтного, машиностроительного, «Красного Аксая», Донской табачной, обувной и швейные фабрик. Свой весомый вклад вносили и строители.

Сорок лет,.. Для человека — это возраст зрелости. А для истории — это капля в океане времени. Но советские люди доказали, что в силах человека возвести эту «каплю» в масштаб столетий, за четыре десятилетия преобразить мир.

И ростовчане внесли немалую лепту в это преобразование. Они превратили свой город в крупнейший промышленный и культурный центр юга Советской России.

Вскоре после XX съезда КПСС в газете «Молот» было опубликовано письмо делегата съезда, строгальщика завода Ростсельмаш П.К. Колесникова. Он обратился ко всем труженикам города и области с призывом начать соревнование за досрочное выполнение пятилетнего задания по росту производительности труда. Его начинание подхватили красноаксайцы, рабочие заводов подшипникового, радиаторного, «Электроинструмент», химического имени Октябрьской революции, кожзавода имени В.И. Ленина, обувщики, мебельщики, швейники. Каждый коллектив считал делом чести и долгом подготовить свой трудовой подарок юбилею Октября.

В цехах Ростсельмаша, который с 1957 г. стал полностью специализироваться на выпуске зерноуборочных комбайнов, день ото дня обретая зримые черты, рождалась новая машина. Уже знали, что ее молотилка в полтора раза производительнее, чем у машины-предшественницы. Конструкторы проявили больше заботы об условиях труда механизаторов, облегчили обслуживание машины. Конструкторская мысль искала новые решения и в других направлениях — разрабатывались и внедрялись такие процессы, которые должны были втрое снизить трудовые затраты на изготовление степных кораблей.

10 января 1957 г. с главного конвейера сошли 4 готовых первенца «РСМ-8». К концу месяца эта цифра возросла до 43 машин в сутки, в феврале — удвоилась. В августе она достигла 160. Сборщики начали соревноваться за то, чтобы к сороковой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции дать стране 200-тысячпый послевоенной комбайн!

Ключом била жизнь и на другом крупнейшем предприятии сельхозмашиностроения—-заводе «Красный Аксай». Перед его коллективом была поставлена задача — создать и наладить производство экономичных, высокопроизводительных машин и орудий для комплексной механизации труда в растениеводстве и животноводстве. До сих пор завод выпускал главным образом прицепные культиваторы. Теперь коллективу предстояло снабжать село более производительными навесными агрегатами.

Намечалось освоить 44 образца новых, более совершенных почвообрабатывающих машин. Выпуск культиваторов всех марок предполагалось увеличить по сравнению с 1955 г. в 10 раз, а запасных частей к ним—в 2 раза. «Красный Аксай» теперь производил 60 процентов всех тракторных культиваторов, выпускаемых в СССР, и задачи, стоящие перед ним, возросли многократно. Конструкторы и рабочие смело взялись за их решение. Вскоре в массовое производство был внедрен первый навесной культиватор «КНР-2» для междурядной обработки высокостебельных культур. Новая машина быстро завоевала признание земледельцев. Она выполняла такие трудоемкие операции, как удаление верхней корки почвы, прополку, рыхление междурядий, окучивание растений, подкормку.

В юбилейный для страны год в нашем городе началось сооружение завода по производству строительных и дорожных машин, корпуса новой швейной фабрики. Один за другим входили в строй заводы авторемонтный, сборного железобетона и строительных деталей, кожсырьевой, кондитерская фабрика. Еще раньше началось строительство телецентра.

Но не только машины славили Ростов. Из Югославии, где в Люблине проходила международная выставка, пришла весть: «Цимлянскому игристому» с маркой Ростовского завода шампанских вин присуждена серебряная медаль.

В сороковой раз пришел наш самый главный праздник на донскую землю. Салютом ему стали сотни трудовых рапортов ростовчан о достигнутых победах.

На Ростсельмаше развернулось соревнование за выпуск 200-тысячного послевоенного комбайна. Он очень был дорог рабочим, этот комбайн. 5 ноября 1954 г, коллектив порадовал Родину выпуском 100-тысячного послевоенного степного корабля. Чтобы собрать такое количество машин, заводу потребовалось более семи лет. Теперь на создание такого же количества машин понадобилось всего три года.

В 1958 г. в Ростове развернулось большое жилищное строительство. Впервые в практике города на северной его окраине сооружался сразу целый жилой массив. Строители одновременно вводили в строй и жилье, и школы, и магазины. Стройка на проспекте В.И. Ленина стала подлинной лабораторией опыта и мастерства. Здесь впервые увидело свет крупноблочное строительство, и в рекордно короткий срок—за тридцать рабочих дней — был построен пятиэтажный дом.

Ростов-гора… Отодвигая к горизонту окраину, и здесь теснили пустыри фундаменты первых новостроек, чтобы дать жизнь новому городскому району площадью 40 тыс. кв. метров. Непривычными были для горожан такие цифры, такие масштабы после трудных времен, когда ввод одного дома был событием.

А жизнь ставила перед строителями новые грандиозные задачи. Проектировщики приступили к разработке проекта Западного жилого массива площадью 800 тыс. кв. метров. По своим размерам это новый город, примерно равный Новочеркасску.

На пустыре в 5 гектаров в конце Ворошиловского проспекта выросло красивое здание—корпус института сельхозмашиностроения.

«Грандиозно, монументально. Мы не можем позволить себе такой роскоши» —так отозвались о нем американские туристы. Поразило гостей и другое: 11,2 кв. метра приходится в учебном корпусе на каждого студента.

С любопытством и пристрастием следили ростовчане за восстановлением драматического театра имени М. Горького, за ходом строительства первого панорамного кинотеатра «Россия», телецентра, широкоэкранного кинотеатра «Аврора», Дворца культуры железнодорожников.

И все-таки заботой номер один оставалось жилье. Впервые за послевоенное время его намечалось построить за год 160 тыс. кв. метров

В сентябре 1958 г. принял жильцов первый в городе одиннадцатиэтажный дом у въезда на улицу Энгельса со стороны пригородного вокзала. К услугам новоселов были все последние достижения градостроительства, лифты, мусоропровод, газовое отопление.

В это время вся страна подхватила почин горьковчан, начавших строительство жилья силами промышленных предприятий. Метод, названный инициативным, получил распространение и в Ростове. На западной окраине города за невиданно короткий срок вырос целый поселок. Одновременно возводилось более трех десятков домов. Это жилье для рабочих сооружали предприятия Железнодорожного района.

Недалеко от станицы Александровской приступили к строительству двухэтажных домов предприятия Пролетарского района. Семьи будущих жильцов трудились на сооружении домов в поселках Орджоникидзе-II и Чкаловском.

Главной приметой конца 50-х гг. были в Ростове строительные леса. Они обрамляли город с севера и юга, с запада и востока. И почти каждый третий ростовчанин, независимо от его основной профессии, становился в то время строителем.

Широкое распространение получила только что родившаяся форма организации труда — более тысячи строителей объединились в 83 комплексные бригады. В работе все они держали равнение на прославленный коллектив В.Я. Пронина, день ото дня превышавший рекорды. И страна по заслугам отметила труд ростовских строителей: В.Я. Пронину за выдающиеся успехи было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а некоторые были награждены орденом Ленина.

Ростов преображался на главах. Пять с половиной тысяч семей получили ключи от новых благоустроенных квартир; в 4700 квартир горожан пришел газ, на новый вид топлива переведено 20 промышленных предприятий.

...В ночь на 14 марта 1958 г. остановился главный, конвейер Ростсельмаша, и в цехе воцарилась непривычная тишина. Нет, это не была авария. Уже утром работа закипела с новой силой. Только на конвейер заступили не сборщики, а строители.

Так на заводе началась еще одна реконструкция. На этот раз задание было особенным — в пятимесячный срок предстояло перестроить производство для выпуска самоходных комбайнов «СК-3».

Реконструкция была завершена за три с половиной месяца, и уже в июне с главного конвейера сошло 107 самоходных комбайнов. Преимущества новой машины были неоспоримы: ей не требовался трактор, обслуживали комбайн не 5 человек, как раньше, а всего один. «СК-3» был наполовину легче своего предшественника, экономичнее и производительнее, не случайно в том же 1958 г. на Международной выставке в Брюсселе «СК-3» с маркой Ростсельмаша был удостоен премии.

Решения майского (I958) Пленума ЦК КПСС об ускорении развития химической промышленности и меры, разработанные в связи с этим городской партийной организацией, способствовали дальнейшему подъему этой важной отрасли промышленности в Ростове. Значительный шаг вперед сделал химзавод имени Октябрьском революции. В 1958 г. предприятие вышло на первое место в стране по объему выпуска цинковых белил, ультрамарина и другой продукции. На его долю приходилось около 30 процентов всесоюзного производства сухих цинковых белил и свыше 10 процентов красок.

На глазах преображался железнодорожный и речной транспорт. Перевозки грузов на Северо-Кавказской дороге возросли в 1958 г, по сравнению с 1955 на 20 процентов, Среднесуточная погрузка увеличилась на 200 вагонов, себестоимость перевозок снизилась на 17 процентов. Значительно возрос грузооборот речного транспорта Волго-Донского речного пароходства.

Новые троллейбусные маршруты пролегли к заводу «Красный Аксай» и в поселок Чкаловский. Вокруг города зашумело листвой. Зеленое кольцо коллективных фруктовых садов. На донском левобережье, под сенью подросших тополиных рощ, выросли первые домики базы отдыха фабрики клавишных инструментов, положившей начало созданию целого городка здоровья.

Успех сопутствовал в тот год ростовчанам. В том числе и в спорте. К огромной радости болельщиков, футбольная команда спортивного клуба армии в упорнейшей борьбе завоевала право выступать в высшей лиге советского футбола.

Но главными героями дня стали труженики села. С помощью горожан они вырастили и собрали небывалый урожай. При плане 87 млн. пудов государству было сдано зерна 136 млн. пудов — значительно больше, чем в любой из предыдущих годов. За этот успех Ростовская область была удостоена ордена Ленина.

Радостно и торжественно отмечала столица отныне орденоносного Дона высокую награду партии и правительства. И, принимая ее, каждый коллектив дал Родине слово не пожалеть сил для того, чтобы день ото дня еще краше становился родной Ростов, весомее его вклад в общенародную копилку.

Советский народ подводил итог сделанному. Он не мог не радоваться: социализм в СССР одержал полную, окончательную победу. В СССР было построено развитое социалистическое общество.

Ростов-на-Дону. Исторические очерки
.