rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Велосипедизация Ростова

От костотрясов к маунтинбайкам (велосипедизация Ростова)

     317Автор статьи велосипедист-любитель с огромным стажем. В далеком 1993г. на страницах ростовской прессы он заявил о полном отказе от общественного транспорта и передвижении только на велосипеде, что вызвало бурю насмешек даже среди журналистов не говоря уже о консервативно настроенных обывателях. Василий Вареник сдержал свое слово и вот уже 20 лет ездит только на велосипеде за редчайшими исключениями (болезнь, перевозка груза и т.д.). В 2002 году совершил велопробег "Ростов-Ейск", в 2004 "Ростов-Феодосия-Симферополь" (870 км за 12 дней) и "Ростов-Анапа"... Теперь жизнь показала что Василий Вареник оказался прав.

     Содержать автомобиль в городских условиях стало невыносимо дорого тяжело и неудобно. Передвигаться на общественном транспорте также дорого, медленно, неприятно, а порой и мучительно.

ВЕЛОСИПЕДИЗАЦИЯ В РОСТОВЕ

     Она всегда сильно запаздывала. Первые велосипеды по Европе широко распространились уже в середине 19 веке, а в Ростове только к концу века.

    Правда все это время ездить на велосипедах по Ростову было просто невозможно, даже после того как главные улицы в нем замостили. Булыжник был таким грубым что при езде на велосипеде можно было остаться без зубов. Колеса первых велосипедов были деревянными окантованными литым каучуком а то и вовсе полностью железными (!!) Поэтому первые велики прозвали "костотрясами".

     318К тому же не было цепной передачи а вместо нее просто педали на огромном переднем колесе, из-за чего аппарат был очень высоким. Садились на него со стремянки, прислонив велосипед к стене. И при остановке тоже искали стенку или забор. По степени риска и травмоопасности такое передвижение приравнивали к верховой езде. Этот велосипед назывался "опасным". Несмотря на неуклюжесть такой аппарат на хорошей дороге разгонялся до 40 км в час. Но решались кататься на нем немногие и поэтому велосипедистов считали людьми отважными.

    В Ростове за всю его историю не было ни одного "опасного" велосипеда - просто кататься было негде. Как и почти во всей тогдашней России. однако в велосипедном мире случилась первая революция. Появились БЕЗОПАСНЫЕ велосипеды с передаточной цепью. Не нужным стало огромное переднее колесо и велосипеды стали низкими и легко управляемыми. На них могли ездить даже дамы. Аппарат приобрел современный силуэт. Но и это не все - некто Данлоп придумал мягкие резиновые шины после чего велосипед перестал быть "костотрясом" и на нем стало возможным ездить даже по ростовским мостовым.

    (А дело было так. Данлоп попробовал привязать к ободам костотряса резиновый шланг и наполнить его водой. А потом еще и заменил воду закаченным воздухом).

    Вот тогда и началось массовое шествие велосипедов по России. Тогда же велосипеды попали и в Ростов. История не сохранила имя первого велосипедиста Ростова. Однако мы с уверенностью можем назвать одного из первых это инженер Зигмунд Рыгельский.

    Хотя шла велосипедизация не гладко. Мешал консерватизм и страх перед "нечистой силой". Крестьяне искренне считали что езда на двух колесах без всякой поддержки не обходится без вмешательства "бесов". Они опасливо крестились при виде велосипедиста и шептали "Свят-свят-свят. Оборони мя царица небесная".

  319А чиновникам и учителям езда на велосипеде запрещалась как несоответсвующая их статусу. Особенно неприличными велопрогулки считались для преподавателей. Недаром один из героев Чехова негодует "Сегодня педагог катается на велосипеде, а завтра его ученики будут ходить на головах!"

   Отпугивала обывателей и высокая цена на аппараты - 200 рублей! Это цена домика в три окна или двух кавалерийских лошадей.(вспомним, в Романе "Тихий Дон" Гришка Мелехов идя на службу в 1913г. заплатил за своего строевого коня 100 рублей). Однако в первые годы 20 века велосипед стал вещью очень модной поскольку на нем ездили два известнейших в России человека. Государь-император Николай Александрович и "духовный царь" страны Лев Толстой. У Толстого было целых два велосипеда. Один в Ясной поляне "Ровер", а другой "Дукс" в Москве в его доме в Хамовниках.

     Велосипед фирмы "Дукс" был со стальной рамой и массивной цепью как у нынешних легких мотоциклов. В силу чего был тяжеленным. Тормоз в виде примитивного рычага давил колодкой прямо сверху на совершенно лысую резину без протекторов. Сейчас этот раритет в отличном рабочем состоянии хранится в доме-музее Толстого в Хамовниках.

    Сотрудники музея очень гордятся тем, что не разрешили сесть на него самому президенту Путину., когда он выразил такое желание.

    Мы так подробно говорим о толстовском велосипеде именно потому что точна такой же "Дукс" был первым велосипедом в Ростове на заре 20 века. Он стал очень популярен в среде небогатой интеллигенции (так же как и сейчас) и всех передовых людей склонных к здоровому образу жизни, тем более что масло в огонь подлил сам Лев Толстой, который был самым популярным человеком в России. Ему подражали до последних мелочей и смотрели на него как на икону, совершая пешие паломничества в его Ясную Поляну, как в песенке "Шла барыня из Ростова посмотреть на Льва Толстого"...

    И если бедным ростовским интеллигентам приходилось влазить в долги чтобы купить за 200 рублей вожделенный аппарат, то Толстому оба экземпляра подарили. "Ровер" подарила ему фирма-производитель ради рекламы, (знали что делали), а "Дукс" московское общество любителей велосипедной езды на собранные ими деньги.

 Перед мировой войной в Ростове насчитывалось несколько десятков "циклистов" так стали называть велосипедистов. В народе же говорили "лисапет" или еще проще "самокат".

   Ростовские велосипедисты знавшие все друг-друга в лицо объединились в "Клуб Циклистов УнионЪ" и провели первый велопробег "Ростов-Новочеркасск" по единственному в области "шоссе"...

    По сути это была гравийка с канавами по краям. Рядом в Покровской церковью в самом центре города построили деревянный гоночный "ЦиклодромЪ" - прообраз велотрека.

   Ну а потом грянула Первая Мировая война "четырнадцатый год на битву на славу нас зовет..." и тогда на войну мобилизовали не только "циклистов" но и их велосипеды.

   В русской императорской армии были созданы "роты самокатчиков" в которых даже полковники ехали впереди строя на "самокатах".....

   Новые велосипеды в России, теперь уже в СССР, начали выпускать только со второй половины 1930х годов. Назывались они "ХВЗ" - Харьковский велосипедный завод. Технологически они копировали все тот же тяжелый дореволюционный "Дукс", и отличались надежностью и избыточным запасом прочности, так как за низкое качество продукции в сталинском СССР директоров расстреливали.

   В ростовском быту однако велосипеды мало приживались. Дело в том, что город Ростов изобилует крутыми подъемами и спусками а все тогдашние велосипеды не имели переключателей скоростей. Поэтому езда по городу была тяжелой.

   Правда в 1950-х годах появились советские спортивные велосипеды с переключателями скоростей (до семи скоростей) "Старт-шоссе" и "Турист", но их было очень мало, а в Ростове они долго не продавались и чтобы купить такое изделие приходилось таскаться в Москву.

    Положение резко изменилось в начале 1990-х годов, когда в велосипедном мире произошла третья революция - появление Маунтинбайков - горных велосипедов. Это аппараты способные легко брать 12-градусные подъемы, имеющие от 18 до 26 скоростей, толстые 26-дюймовые протекторы и комфортные перключатели на руле. А сейчас в 21 веке еще и великолепные дисковые тормоза. Средняя скорость такого аппарата 40-50 км в час что более чем достаточно для города. Кроме того они относительно легкие, особенно когда рама алюминиевая. Это отличная альтернатива дорогим автомобилям и неповоротливому общественному транспорту. Кроме того еще и бесплатная.

   Многие это поняли и поэтому количество велосипедистов растет не по дням а по часам. Сегодня в городе насчитывается до 20 тысяч активных велосипедистов (если судить только по одной динамике продаж за последние три года) а через год-другой это количество удвоится. И это следует приветствовать. Вопрос упирается только в наличие велосипедных дорожек, которых в городе почти нет. Велосипедистов пока выручают только пешеходные зоны и широкие тротуары. В идеале надо как можно больше ограничить движение автомобилей наносящих огромный вред окружающей среде и широко вводить велодорожки. Все кто побывал в Европе, знают как выглядит такой велосипедизированный город и как в нем дышится.

Василий ВАРЕНИК, велосипедист.

 

.