rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Донское государство "Красновия" как оазис мира

Донское государство «Красновия» как оазис мира

     Ростову и ростовцам в 1918 году очень повезло в том, что город заняли кайзеровские немцы и казаки верховного атамана П. Н. Краснова.

     Несколько слов о нём. Природный донской казак, корни семьи которого уходят на Верхний Дон. Сам Петр Николаевич считался казаком станицы Каргииской, что вблизи Вёшенской, хотя родился он в Петербурге в генеральской семье.

     Краснов кавалерийский генерал. Герой Первой мировой войны, ранен в ногу во время большой конной атаки. Из-за этого всю оставшуюся жизнь прихрамывал. Путешественник. За его спиной Африка. Писал путевые заметки и этнографические очерки. Публицист и плодовитый писатель. Историк, автор известной книги «Картины былого Тихого Дона». Знаток иностранных языков, свободно владел немецким и французским. Светский человек с петербургским воспитанием. Политик. Страстный германофил, до слез обожавший всё немецкое: военные марши, симфонии Вагпера, соборы Кёльна, пиво «Радебер», мюнхенский югецд-стиль, поэмы Клопштока, немецкую дисциплину и пунктуальность, автомобили «Даймлер», картины Дюрера и звуки чеканной немецкой речи.

     Но всё это ие мешало ему сражался с германцами во время Первой мировой войны, ибо он был человеком чести и не мог нарушить присягу, данную государю-императору... Но когда государя не стало и российская империя приказала долго жить, Краснову уже ничто не мешало установить самые тёплые отношения с обожаемой Германией.

     Напомним, Донской край после окончательного освобождения от большевиков в мае 1918 года стал ОТДЕЛЬНЫМ НЕЗАВИСИМЫМ ГОСУДАРСТВОМ. Не признавал этого только Антон Иванович Деникин, главнокомандующий армией Юга России, но его пока никло не спрашивал. Провозглашение Донского края независимым государством произошло 16 мая 1918 года в Новочеркасске на Круге Спасения Дона. Генерал от кавалерии Петр Николаевич Краснов был избран войсковым атаманом и верховным правителем Донской державы. При этом на Дону в основных чертах возобновилось действие дореволюционных законов Российской империи, хотя и с рядом прогрессивных поправок (таких, например, как всеобщее избирательное право для женщин).

     Последовавшее за этим бурное восстановление экономики на Дону опиралось на союзы кооперативов. Казачье правительство возобновило работу двух высших учебных заведений: Aгpapнoro института в Персияновке и Кадетского корпуса им. Александра Tретьего. Открыло много новых школ и гимназий, причём в донской глубинке. Образование в них было обязательным и бесплатным. Напомним, что всё это в условиях Гражданской войны!

     Новая национальная «Донская армия» находилась в блестящем состоянии. В ней была восстановлена образцовая дисциплина. Она насчитывала 96 полков из 31300 человек, 779 орудий. В ней служило 1282 офицера, треть которых были выходцами из казачьих низов. В общем, это была не только национальная, но и народная армия, защищавшая интересы Дона.

     В Донском государстве была своя конституция, весьма передовая и досконально разработанная, своя валюта, свои армия и флот, свой флаг и гимн. Самое интересное, что и сегодня, в XXI веке, флаг и гимн Дона с небольшими изменениями всё те же, красновские! Выходит, что губернатор В. Чуб, всё наше областное руководство и все мы, сегодняшние жители Ростовской области живём под красновскнм флагом! Ведь именно Петр Николаевич Краснов в 1918 году придумал трёхцветный донской флаг. В наше время туда добавили лишь одну белую полосу, должно быть, в знак капитуляции Дона перед Москвой, как невесело шутят современные казаки.

     353Пётр Николаевич Краснов установил дипломатические отношения Берлином. Так что немецкие солдаты, находившиеся в Ростове, стали считаться не оккупантами, а союзниками. Немцы в изобилии снабжали Донскую армию вооружением, а казаки за это делились с германцами избытками продовольствия, поскольку урожай на Дону в I9I8 году был хорошим.

     Жизнь в Ростове и на Нижнем Дону, благодаря двойной германско- казачьей защите, сделалась на удивление мирной и безоблачной. Представьте себе, что вокруг Ростова творится безумие: несутся махновские тачанки в Таврии, свирепствует красный террор в Совдепии, пылают хаты и Петлюрии, голодают в Поволжье, по Уралу гуляет «Чапаев-герой», пускают под откос поезда в Колчаковии-Сибнри.

     А в эго время в Росток... идут соревнования по гребле на байдарках в яхт-клубе Попова, соревнования «циклистов» (велосипедистов на «циклодроме «Униом», возобновлён скаковой сезон на ростовском ипподроме! Мало того, нахичеванская городская дума рассматривает вопрос о строительстве СBOEГО отдельного нахичеванского ипподрома в пределах Балабановской рощи! Открываются новые частные театры. Процветают старые. Проходят выставки и вернисажи. В «кафе поэтов» читают новые стихи Игоря Северянина и авангардистское «Заклятие смехом» Велемира Хлебникова. («О рассмейтесь, смехачи. О засмейтесь, смехачи.  Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно. О рассмейтесь усмеяльно...»). Сам Хлебников тоже добирается до Ростова из голодающей Совдепии...

     Вообще литературно-поэтические диспуты и вечера поэзии в белом Ростове очень популярны.

     Да что там диспуты... Достраиваются дома (!), законсервированные в 1917 году. Идут торги и заключаются сделки по недвижимости. Работает порт, и по Дону осуществляются мирные коммерческие рейсы пароходов. Гимназии проводят выпускные балы. Работает издательство «Народная книга». В Ростове выпушен альбом по домашнему цветоводству. Автор, правда, находится в рядах действующей армии... На улицах продают шоколад, белые булки и цветы. Улицы подмечаются, и уличные фонари горят. Много извозчиков и автомобилей. Ходят трамваи, и магазины торгуют, как до войны. О самой войне напоминает только слишком большое количество военных на Садовой, патрули на улицах и лазареты, размещённые в некоторых больших гостиницах.

     Сами ростовцы просто упивались своим исключительным положением. Они вели себя так, будто вокруг ничего не происходило, и старались забыть. все 75 дней большевистского террора как страшный сон. Во всяком случае на всех поэтических вечерах, театральных постановках, выставках и вообще во всей бурной художественной и духовной жизни тогдашнего Ростова не было даже намёка на войну. Темы творчества: любовь, эротика, эзотерика, антропософия, символизм, ностальгия по... XVIII веку (!), в живописи - мирные романтические пейзажи или модные формалистические извращения. но опять же без войны и без политики.

     POCIOB называют «оазисом мира», и сюда мечтают добраться многие беженцы, особенно из Совдепии. Фронт далеко. Лишь один раз, после ухода немцев в ноябре 1918 года, фронт придвинулся было к Ростову, но надолго остановился на Донце и на Маныче. Казаки и деникинцы его удержали. Они подарили городу ещё целый год свободы и сытости.

В. Вареник
Ростов и ростовцы. После 17-го года

 

.