rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

"Долойстыдисты"

«Долойстыдисты»

     А ещё их называли в пароде «долойстыдовцы», «долойстыдники» и совсем просто: «бесстыдники». От обыкновенных голых современных нудистов их отличала протестная демонстративность, когда они шатались совершенно голыми по центральным улицам городов, мaгазинам и трамваям.

     Речь идёт об обществе «Долой Стыд», официально основанном в Советской России в 1918 года. Его создали в Петрограде и Москве, но потом отделения возникли в Харькове и Киеве. Активисты голого общества совершали пропагандистские поездки в Ростов-на-Дону, Пятигорск н Одессу. В общем, шума было много. В 1925 году общество было официально зарегистрировано как всероссийское.

     Идеология общества была проста: всем трудящимся надо ходить голыми. В этом истинная демократия социальное равенство. Ведь голые все одинаковые. Да и для здоровья хорошо. Рождаемость подымает, настроение подымает и еще кое-что у мужчин подымает. А стыд - это понятие устаревшее и буржуазное, реакционное, вредное, совершенно лишнее. Потому «Долой Стыд!» Именно такие надписи на лентах через плечо носили «долойстыдовцы». Эта лента была их единственной одеждой. Впрочем, носили они иногда ещё на шее маленькие сумочки с документами. Настроены были решительно. Некоторые даже давали клятву никогда не надевать одежды. А от зимних холодов активисты движения собирались укрываться в Крыму.

     Бельгийский консул в Советской России Жозеф Дуйе впоследствии писал:

     «В 1925 году при покровительстве советского правительства в СССР образовалось общество «Долой Стыд». Члены этого общества обязались отказаться от одежды и ходить голыми. Для пропаганды некоторые члены этого эксцентричного общества были посланы в поездки в Харьков, РОСТОВ, Минеральные Воды и др. Я видел их в костюме Адама и Евы В РОСТОВЕ...»

     По воспоминаниям Варлама Шаламова, «мальчишки, зеваки шли толпами за адептами этого ордена. Потом милиция получила указание, и нагие фигуры женщин и мужчин исчезли с московских улиц».

     Публичные акты «долойстыдовцев» шокировали население. Мой отец рассказывал, что впервые он увидел полностью голую женщину в 9 лет в 1925 году не на реке во время купания, не в деревенской бане, а в... переполненном киевском трамвае! В него вошла совершенно голая волосатая молодая еврейка. Некрасивая, с большим характерным «шнобелем», но исключительно хорошо сложённая. Она была в пролетарской красной косынке и с маленькой сумочкой на шее, где лежали документы (как правило, комсомольский билет. Большинство «долойстыдистов» были активнейшими комсомольцами). Реакция пассажиров трамвая была затравленной. При появлении голой комсомолки вокруг неё образовалась пустота, несмотря на то, что трамвай был переполнен. А потом барышня при полном молчании просто сошла на остановке...

     В Ростове-на-Дону подобные вещи заканчивались не столь безобидно. При входе в парк имени Горького в августе 1925 года толпа горожан закидала «бесстыдников» гнилыми помидорами, а местные хулиганы цинично зубоскалили над активистами общества и оскорбляли их человеческое достоинство. Пришлось вмешаться милиции, препроводившей пропагандистов «культуры обнажённого тела» до вокзала. В другой раз «долойстыдистов» просто избили при попытке сесть в трамвай.

     Власть не знала, как к тому отнестись. Преследовать «долойстыдистов» она не решалась, так как активисты голого движения были в доску свои, комсомольцы, ленинцы и борцы с буржуазной моралью. К тому же движение становилось массовым. Между прочим, «бесстыдники» считали поэта Маяковского своим сторонником. И, кажется, не зря. Сам Маяковский голым не ходил, но в Симферополе на главной улице он в костюме, шляпе и галстуке дефилировал под ручку с двумя совершенно голыми комсомолками-«долойстыдистками». В Москве «бесстыдники» выкрикивали его стихи во время таких маршей по Тверской. «Нет на свете лучше одежи, чем бронза мускулов и свежесть кожи!» скандировали они, тряся своими грудями и гениталиями... Такие демонстрации начинали раздражать высшую власть, поскольку это было уже не смешно.

     Спустили всё на тормозах. Вопрос о судьбе общества вожди передали на рассмотрение наркому здравоохранения товарищу Н.А. Семашко Он принял соломоново решение. Общество не запрещать, а просто настоятельно рекомендовать ему проводить свои голые акции только на природе, подальше от городов, поскольку пребывание в голом виде на городских улицах очень вредно для открытой кожи и для здоровья трудящихся. Семашко ссылался на «неподходящий климат России и городской воздух, перенасыщенный пылью и бактериями». Общество может лишь проводить парады физкультурников, да и то, оставив трусы. При Сталине от рекомендаций перешли к простым запретам. А уж в репрессивных тридцатых от голого энтузиазма остались одни странные воспоминания, вроде свидетельств моего отца.

В. Вареник
Ростов и ростовцы. После 17-го года

 

.