rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Яндекс.Метрика

Амазонки...

Амазонки... Одна из самых древних и прекрасных легенд о женщинах-воительницах. Легенда, овеянная веками. С античных времен она волнует умы и сердца поэтов, мореплавателей, ученых. Древнегреческие сообщения об амазонках магически притягивали к себе внимание европейской средневековой мысли, да и сейчас эта тема остается любимой и популярной не только среди специалистов. Кто же они такие, амазонки?

     04Женщина, сдерживающая левой рукой взвившегося на дыбы коня, правой занесла длинное копье, стремясь поразить воина в шлеме, отражающего круглым щитом удар копья. Силы в поединке не равны, явное пре­имущество на стороне всадницы с копьем, и воин убегает... Эта сцена изображена на прекрасной краснофигурной вазе из сокровищницы Ростовского областного му­зея краеведения. Найдена ваза при раскоп­ках курганов в дельте Дона. Всадница - ама­зонка, одна из тex, что «стреляют из лука, и мечут дротики, и ездят верхом». Так писал о них Геродот, первый рассказавший исто­рию о женщинах-воительницах южнорус­ских степей.

     Классическим местом обитания ама­зонок в античной литератуpe являлась река Термодонт (современная Терме-Чан) в Ма­лой Азии. Возможно, потому, что у малоазиатских племен в период их контакта с гре­ками  женщина занимала довольно высокое положение в обществе. Существовала угреков и версия о пребывании ама­зонок в Северной Африке. Но наиболее ранние греческие авторы (в том числе и Геродот), которые стремились к реальному освещению фактов и событий, помещали амазонок на землях в округе Танаиса и Меотиды (Азовского моря), где жили родствен­ные скифам савроматы. Для этого были все основания, посколькугреки могли наблю­дать усавроматских женщин воинствен­ность быта и образ жизни, напоминающий амазонский, что бросалось в глаза на фоне патриархальной Восточной Европы и Азии

    Амазонки, жившие на реке Термодонт, были единственными из окружающих их народов, которые имели железное оружие и первые стали ездить верхом. Благодаря сво­им лошадям они догоняли бегущих врагов неожиданно для последних, сами же остав­ляли своих преследователей далеко позади, как рассказывал Лисий. Амазонки были вооружены луком, топором и копьем, име­ли щиты. Из шкур диких зверей изготавли­вали себе шлемы, плащи, пояса. Именно та­кими их знает античная традиция, донес­шая до нас имена дев-воительниц, прекрас­ных цариц Ипполиты, Антионы, Фалестры, Пенфесилии, под предводительством кото­рых амазонки совершали далекие военные походы, властвовали над многими народа­ми, порабощали своих соседей.

   Ливийские амазонки, по описанию Диодора Сицилийского, под предводи­тельством Мирины прошли в Малую Азию, где основали ряд городов и святилищ, на­звав их своими именами: Мирина, Смирил Мартезия, Отрера и другие. Мирина погибла с большей частью своего войска во Фракии. Оставшиеся амазонки вернулись в Ливию.

   О походах амазонок Се­верного Причерноморья в Гре­цию и Аттику сообщает аттический оратор Исократ, рассказ которого повторяет автор «Сравнитель­ных жизнеописаний» Плутарх. Война греков с амазонками завершилась решающей битвой. Мужественные воительницы были разбиты, погибла и их предводительница - Антиона, для которой якобы в городе Мегаре бы­ла сооружена гробница.

   05Очень интересно и своеобразно складывались у амазонок отношения с мужчинами. Все античные авторы под­черкивают их свободное, независимое поведение, высокомерное отношение к представителям (по нынешним меркам) сильного пола. По одним сведениям, ама­зонки жили отдельно от мужчин, обща­ясь с ними раз в год с целью деторожде­ния и продолжения славного рода амазо­нок. По другим, они жили вместе, но в то время, когда женщины совершали свои блистательные походы, мужчины находи­лись в подчиненном положении, занима­ясь домашним хозяйством и воспитанием детей. Если амазонки жили отдельно от мужчин и имели только общих детей, то, как правило, девочек они оставляли у себя, а мальчиков отдавали отцам. Если же они жили вместе, то обычно матери-амазонки калечили своих детей мужского пола или убивали их тотчас по рождении.

    Родившимся девочкам выжигали пра­вую грудь, чтобы она не мешала при стрель­бе из лука. При этом вся сила и живитель­ные соки переходили в правое плечо, делая руку девушки-амазонки сильной, способ­ной наносить сокрушительные удары по своим врагам.

     В одном из сражений на реке Термодонт греки захватили в плен амазонок и от­плыли обратно с ними на трех судах. В от­крытом море пленницы перебили мужчин. К сожалению, они не умели пользоваться кормилом, парусами и не умели грести. Их долго носило волнами и ветром, пока не прибило корабли к северному бepeгy Меотиды. Едва они достигли обитаемой земли и встретили первый табун лошадей, как тот­час похитили его и верхом на лошадях за­нялись грабежом скифских владений.

   Скифы, не зная ни их языка, ни одеж­ды, ни обычаев, но будучи уверены, что это молодые мужчины, не могли понять, в чем дело и откуда объявились так неожиданно воинственные всадники. Скифы вступили с ними в битву. Каково же было их удивление, когда, овладев трупами амазонок, они поня­ли, что воевали с женщинами!

    Тогда на совете скифы решили более не убивать амазонок, а послать к ним сво­их юношей с целью иметь детей от этих славных женщин. Скифские юноши рас­положились лагерем недалеко от амазо­нок и сумели с ними подружиться, а затем стали жить вместе. Некоторое время спу­стя скифы предложили амазонкам пере­селиться в общество их родных, но ама­зонки отказались, заявив, что они не ужи­вутся со скифскими женщинами: «У нас с ними разные обычаи, мы не обучены женским работам. Между тем ваши женщины не делают того, что делаем мы. Ес­ли вы хотите иметь нас своими женами, то ступайте к вашим родителям, возьмите свою долю имущества, вернитесь к нам, и мы будем жить отдельно». Скифские юно­ши так и поступили.

    Геродот подчеркивает, что от браков скифов с амазонками пошел народ савроматов. Поэтому, мол, савроматские женщи­ны ведут такой образ жизни: ездят верхом, охотятся, воюют, носят одинаковую с муж­чинами одежду. Относительно браков у них соблюдалось следующее правило: ни одна девушка не выходила замуж, прежде чем не убьет врага. Некоторые доживали до старо­сти девушками, потому что не могли выпол­нить это требование.

   В мифологических сказаниях греков с амазонками на равных сражаются такие знаменитые герои, как Тесей, Беллорофонт, Ахилл. Есть среди них и исторические ге­рои. В одном из сказаний об Александре Ма­кедонском, составленном в первые века на­шей эры, великий полководец встречается с амазонками. Оно повествует о том, как Александр с войском, приблизившись к землям амазонок, увидел, что они зна­чительно превосходят ростом про­чих женщин, отличаются красо­той и здоровьем, носят цветную одежду, сообразительны и сражаются серебряными секирами.

    «Мы пишем тебе для сведения до нашествия на нашу, землю чтобы ты не возвратился бесславно, - написали   полководцу амазонки. - Мы ратоборствуем за нашу славу. Если мы одолеем неприятелей или они обратятся в бегство, то им останется на веч­ные времена стыд и позор. А если они победят нас, то окажутся победителями женщин… Итак, смотри царь Александр, чтобы с тобою не случилось того же. Подумай и отпиши нам - и найдешь нашу рать на границах». Завоеватель мира подумал и вступить в битву не ре­шился.

   Некоторые истории звучат философской притчей. Однажды амазонки поднесли Александру хлебные лепешки, выкованные из золота. Царь удивился: «Разве вы едите золотой хлеб?» - «Если ты довольствуешься обыкновенным хлебом, - последовал ответ, - то неужели ты не мог получить его в своей стране, что пришел к нам сюда?..»

     В основе этих произведений искусства, столь разных и по времени создания и по жанру, - одна и та же легенда. Даты ее рождения историки не знают, примерно догомеровский период - середина II тысячелетия до н.э. Но более-менее точно известен район планеты, откуда потянулась цепочка этой легенды, звенья которой вошли в фольклор многих народов Европы и Азии, - это Приазовье.

    Вот что пишет по этому поводу Геродот: «После примирения со скифами амазонки вместе с юношами скифами решили уйти из страны, где они впервые столкнулись с кочевниками. «Следует ли нам жить в той са­мой стране, - сказали они юношам, - где мы лишили вас ваших отцов и сильно опустошили землю? Давайте уйдем из этой земли и поселимся, перейдя реку Танаис». Юноши послуша­лись и, перейдя Танаис, прошли к востоку на расстояние трех дней пути от Танаиса в направлении северного ветра. В этой местности они и теперь обитают».

    Высокое положение женщины в скифском и сарматском обществе отмечают после Геродота и другие источники. Мать выбирает имена возмужавшим детям и передает им предметы на право царской власти: лук, пояс и золотую чашу. В матери воплощалось семейное и родовое единство, со смертью матери связь распадалась и люди становились чужими друг другу. По словам Геродота, наибольшим почитанием пользовалась у скифов богиня Табити. Он ее называет «царицей скифов».

   Из позднейших летописей античной эпохи известны имена capматских цариц Томирис, Тиргатао, Амаги, оставивших память победоносными походами. Так одна из них по имени Амага, отстранив от дел сво­его мужа пьяницу, «сама расставляла гарнизоны по всей стране, отражала набеги врагов и помогала обижаемым соседям». Блестящая слава о ней разнеслась по всей Скифии. Амага послала скифскому царю приказание прекратить набеги на Херсонес, когда же скиф не послушался, то она выбрала 120 человек, сильнейших душой и те­лом… и, проскакав с ними 1200 ста­дий, внезапно явилась ко двору царя и перебила всех стражей, стоящих у во­рот. Амага убила царя, а страну отдала херсонесцам. Вручив царскую власть сыну убитого, приказала ему править справедливо и не трогать соседних эллинов и варваров.

    Когда хотели подчеркнуть готов­ность мужчины к подвигам, говорили: он смелее амазонки…

    Осторожный Страбон к существованию амазонок относился скептически, считая, что полные чудес сказания об этих воительницах далеки от правды. «В самом деле – восклицал он, - кто может поверить, чтобы когда-нибудь составилось войско, город или народ исключительно из одних женщин без мужчин? И не только составилось, но и совершало походы на чужбину»

   06Легенда об амазонках ждала своего подтверждения фактами более двух тысяч лет. Реальный смысл ее обнаружился при раскопках многочисленных курга­нов в донских степях. Если обратиться к научной статистике, то почти каждое пятое богатое погребение скифо-сарматского времени окажется женским. Расшитые золотом одежды, роскошные ожерелья, зеркала, бусы, перстни и здесь же - меч, конская сбруя, наконечники стрел и копий. Даже в погребениях девочек подростков - колчаны со стрелами.

   Знатной сарматке принадлежал комплекс вещей из раскопок кургана Хохлач в Новочеркасске. Он вошел в историю науки под названием Новочеркасского клада. География происхождения вещей клада обширна - степи Причерноморья, Боспорское царство, Малая Азия, Италия. Среди вещей - шейная грива с рельефными изображениями фантастических животных, спиральные браслеты, украшенные сценами борьбы зверей, флакончики. Все выполнено из золота со вставками из камня и стекла.

    Средневековый историк VI века н.э. Иордан рассказывая о современных ему народах, помещает амазонок по соседст­ву со славянами. О них упоминает и автор «Повести временных лет».

    Легенда с берегов Дона через сотни лет получила продолжение в другой ле­генде и на другом континенте, в Южной Америке. Летом 1542 года экспедиция конкистадора Франциско Орельяно в поисках страны Эльдорадо проплыла по неизвестной реке от истоков до устья. После одного из сражений с индейцами монах-летописец записал: «Битва была не на жизнь, а на смерть… Я хочу, чтобы всем ведома была причина, по которой индейцы так мужественно защищались, - они подданные данники амазонок, явившихся к ним на подмогу. В бою они сражаются впереди всех и являются для оных чем-то вроде предводителей… Сии жены весьма высокого роста и белокожи, в руках у них луки и стрелы».

     Самую большую реку планеты назвали Амазонкой.

     По сей день не стихают споры о том, кто же такие на самом деле амазонки. Но то, что они были, уже не сомневается никто. Достоверность античных сведений находит все больше подтверждений в археологических находках на территории степного Подонья. Однако степь открыла лишь малую толику своих тайн. Главные открытия, как убеждены ученые, еще впереди.

 

.