Амазонки... Одна из самых древних и прекрасных легенд о женщинах-воительницах. Легенда, овеянная веками. С античных времен она волнует умы и сердца поэтов, мореплавателей, ученых. Древнегреческие сообщения об амазонках магически притягивали к себе внимание европейской средневековой мысли, да и сейчас эта тема остается любимой и популярной не только среди специалистов. Кто же они такие, амазонки?
Женщина, сдерживающая левой рукой взвившегося на дыбы коня, правой занесла длинное копье, стремясь поразить воина в шлеме, отражающего круглым щитом удар копья. Силы в поединке не равны, явное преимущество на стороне всадницы с копьем, и воин убегает... Эта сцена изображена на прекрасной краснофигурной вазе из сокровищницы Ростовского областного музея краеведения. Найдена ваза при раскопках курганов в дельте Дона. Всадница - амазонка, одна из тex, что «стреляют из лука, и мечут дротики, и ездят верхом». Так писал о них Геродот, первый рассказавший историю о женщинах-воительницах южнорусских степей.
Классическим местом обитания амазонок в античной литератуpe являлась река Термодонт (современная Терме-Чан) в Малой Азии. Возможно, потому, что у малоазиатских племен в период их контакта с греками женщина занимала довольно высокое положение в обществе. Существовала угреков и версия о пребывании амазонок в Северной Африке. Но наиболее ранние греческие авторы (в том числе и Геродот), которые стремились к реальному освещению фактов и событий, помещали амазонок на землях в округе Танаиса и Меотиды (Азовского моря), где жили родственные скифам савроматы. Для этого были все основания, посколькугреки могли наблюдать усавроматских женщин воинственность быта и образ жизни, напоминающий амазонский, что бросалось в глаза на фоне патриархальной Восточной Европы и Азии
Амазонки, жившие на реке Термодонт, были единственными из окружающих их народов, которые имели железное оружие и первые стали ездить верхом. Благодаря своим лошадям они догоняли бегущих врагов неожиданно для последних, сами же оставляли своих преследователей далеко позади, как рассказывал Лисий. Амазонки были вооружены луком, топором и копьем, имели щиты. Из шкур диких зверей изготавливали себе шлемы, плащи, пояса. Именно такими их знает античная традиция, донесшая до нас имена дев-воительниц, прекрасных цариц Ипполиты, Антионы, Фалестры, Пенфесилии, под предводительством которых амазонки совершали далекие военные походы, властвовали над многими народами, порабощали своих соседей.
Ливийские амазонки, по описанию Диодора Сицилийского, под предводительством Мирины прошли в Малую Азию, где основали ряд городов и святилищ, назвав их своими именами: Мирина, Смирил Мартезия, Отрера и другие. Мирина погибла с большей частью своего войска во Фракии. Оставшиеся амазонки вернулись в Ливию.
О походах амазонок Северного Причерноморья в Грецию и Аттику сообщает аттический оратор Исократ, рассказ которого повторяет автор «Сравнительных жизнеописаний» Плутарх. Война греков с амазонками завершилась решающей битвой. Мужественные воительницы были разбиты, погибла и их предводительница - Антиона, для которой якобы в городе Мегаре была сооружена гробница.
Очень интересно и своеобразно складывались у амазонок отношения с мужчинами. Все античные авторы подчеркивают их свободное, независимое поведение, высокомерное отношение к представителям (по нынешним меркам) сильного пола. По одним сведениям, амазонки жили отдельно от мужчин, общаясь с ними раз в год с целью деторождения и продолжения славного рода амазонок. По другим, они жили вместе, но в то время, когда женщины совершали свои блистательные походы, мужчины находились в подчиненном положении, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей. Если амазонки жили отдельно от мужчин и имели только общих детей, то, как правило, девочек они оставляли у себя, а мальчиков отдавали отцам. Если же они жили вместе, то обычно матери-амазонки калечили своих детей мужского пола или убивали их тотчас по рождении.
Родившимся девочкам выжигали правую грудь, чтобы она не мешала при стрельбе из лука. При этом вся сила и живительные соки переходили в правое плечо, делая руку девушки-амазонки сильной, способной наносить сокрушительные удары по своим врагам.
В одном из сражений на реке Термодонт греки захватили в плен амазонок и отплыли обратно с ними на трех судах. В открытом море пленницы перебили мужчин. К сожалению, они не умели пользоваться кормилом, парусами и не умели грести. Их долго носило волнами и ветром, пока не прибило корабли к северному бepeгy Меотиды. Едва они достигли обитаемой земли и встретили первый табун лошадей, как тотчас похитили его и верхом на лошадях занялись грабежом скифских владений.
Скифы, не зная ни их языка, ни одежды, ни обычаев, но будучи уверены, что это молодые мужчины, не могли понять, в чем дело и откуда объявились так неожиданно воинственные всадники. Скифы вступили с ними в битву. Каково же было их удивление, когда, овладев трупами амазонок, они поняли, что воевали с женщинами!
Тогда на совете скифы решили более не убивать амазонок, а послать к ним своих юношей с целью иметь детей от этих славных женщин. Скифские юноши расположились лагерем недалеко от амазонок и сумели с ними подружиться, а затем стали жить вместе. Некоторое время спустя скифы предложили амазонкам переселиться в общество их родных, но амазонки отказались, заявив, что они не уживутся со скифскими женщинами: «У нас с ними разные обычаи, мы не обучены женским работам. Между тем ваши женщины не делают того, что делаем мы. Если вы хотите иметь нас своими женами, то ступайте к вашим родителям, возьмите свою долю имущества, вернитесь к нам, и мы будем жить отдельно». Скифские юноши так и поступили.
Геродот подчеркивает, что от браков скифов с амазонками пошел народ савроматов. Поэтому, мол, савроматские женщины ведут такой образ жизни: ездят верхом, охотятся, воюют, носят одинаковую с мужчинами одежду. Относительно браков у них соблюдалось следующее правило: ни одна девушка не выходила замуж, прежде чем не убьет врага. Некоторые доживали до старости девушками, потому что не могли выполнить это требование.
В мифологических сказаниях греков с амазонками на равных сражаются такие знаменитые герои, как Тесей, Беллорофонт, Ахилл. Есть среди них и исторические герои. В одном из сказаний об Александре Македонском, составленном в первые века нашей эры, великий полководец встречается с амазонками. Оно повествует о том, как Александр с войском, приблизившись к землям амазонок, увидел, что они значительно превосходят ростом прочих женщин, отличаются красотой и здоровьем, носят цветную одежду, сообразительны и сражаются серебряными секирами.
«Мы пишем тебе для сведения до нашествия на нашу, землю чтобы ты не возвратился бесславно, - написали полководцу амазонки. - Мы ратоборствуем за нашу славу. Если мы одолеем неприятелей или они обратятся в бегство, то им останется на вечные времена стыд и позор. А если они победят нас, то окажутся победителями женщин… Итак, смотри царь Александр, чтобы с тобою не случилось того же. Подумай и отпиши нам - и найдешь нашу рать на границах». Завоеватель мира подумал и вступить в битву не решился.
Некоторые истории звучат философской притчей. Однажды амазонки поднесли Александру хлебные лепешки, выкованные из золота. Царь удивился: «Разве вы едите золотой хлеб?» - «Если ты довольствуешься обыкновенным хлебом, - последовал ответ, - то неужели ты не мог получить его в своей стране, что пришел к нам сюда?..»
В основе этих произведений искусства, столь разных и по времени создания и по жанру, - одна и та же легенда. Даты ее рождения историки не знают, примерно догомеровский период - середина II тысячелетия до н.э. Но более-менее точно известен район планеты, откуда потянулась цепочка этой легенды, звенья которой вошли в фольклор многих народов Европы и Азии, - это Приазовье.
Вот что пишет по этому поводу Геродот: «После примирения со скифами амазонки вместе с юношами скифами решили уйти из страны, где они впервые столкнулись с кочевниками. «Следует ли нам жить в той самой стране, - сказали они юношам, - где мы лишили вас ваших отцов и сильно опустошили землю? Давайте уйдем из этой земли и поселимся, перейдя реку Танаис». Юноши послушались и, перейдя Танаис, прошли к востоку на расстояние трех дней пути от Танаиса в направлении северного ветра. В этой местности они и теперь обитают».
Высокое положение женщины в скифском и сарматском обществе отмечают после Геродота и другие источники. Мать выбирает имена возмужавшим детям и передает им предметы на право царской власти: лук, пояс и золотую чашу. В матери воплощалось семейное и родовое единство, со смертью матери связь распадалась и люди становились чужими друг другу. По словам Геродота, наибольшим почитанием пользовалась у скифов богиня Табити. Он ее называет «царицей скифов».
Из позднейших летописей античной эпохи известны имена capматских цариц Томирис, Тиргатао, Амаги, оставивших память победоносными походами. Так одна из них по имени Амага, отстранив от дел своего мужа пьяницу, «сама расставляла гарнизоны по всей стране, отражала набеги врагов и помогала обижаемым соседям». Блестящая слава о ней разнеслась по всей Скифии. Амага послала скифскому царю приказание прекратить набеги на Херсонес, когда же скиф не послушался, то она выбрала 120 человек, сильнейших душой и телом… и, проскакав с ними 1200 стадий, внезапно явилась ко двору царя и перебила всех стражей, стоящих у ворот. Амага убила царя, а страну отдала херсонесцам. Вручив царскую власть сыну убитого, приказала ему править справедливо и не трогать соседних эллинов и варваров.
Когда хотели подчеркнуть готовность мужчины к подвигам, говорили: он смелее амазонки…
Осторожный Страбон к существованию амазонок относился скептически, считая, что полные чудес сказания об этих воительницах далеки от правды. «В самом деле – восклицал он, - кто может поверить, чтобы когда-нибудь составилось войско, город или народ исключительно из одних женщин без мужчин? И не только составилось, но и совершало походы на чужбину»
Легенда об амазонках ждала своего подтверждения фактами более двух тысяч лет. Реальный смысл ее обнаружился при раскопках многочисленных курганов в донских степях. Если обратиться к научной статистике, то почти каждое пятое богатое погребение скифо-сарматского времени окажется женским. Расшитые золотом одежды, роскошные ожерелья, зеркала, бусы, перстни и здесь же - меч, конская сбруя, наконечники стрел и копий. Даже в погребениях девочек подростков - колчаны со стрелами.
Знатной сарматке принадлежал комплекс вещей из раскопок кургана Хохлач в Новочеркасске. Он вошел в историю науки под названием Новочеркасского клада. География происхождения вещей клада обширна - степи Причерноморья, Боспорское царство, Малая Азия, Италия. Среди вещей - шейная грива с рельефными изображениями фантастических животных, спиральные браслеты, украшенные сценами борьбы зверей, флакончики. Все выполнено из золота со вставками из камня и стекла.
Средневековый историк VI века н.э. Иордан рассказывая о современных ему народах, помещает амазонок по соседству со славянами. О них упоминает и автор «Повести временных лет».
Легенда с берегов Дона через сотни лет получила продолжение в другой легенде и на другом континенте, в Южной Америке. Летом 1542 года экспедиция конкистадора Франциско Орельяно в поисках страны Эльдорадо проплыла по неизвестной реке от истоков до устья. После одного из сражений с индейцами монах-летописец записал: «Битва была не на жизнь, а на смерть… Я хочу, чтобы всем ведома была причина, по которой индейцы так мужественно защищались, - они подданные данники амазонок, явившихся к ним на подмогу. В бою они сражаются впереди всех и являются для оных чем-то вроде предводителей… Сии жены весьма высокого роста и белокожи, в руках у них луки и стрелы».
Самую большую реку планеты назвали Амазонкой.
По сей день не стихают споры о том, кто же такие на самом деле амазонки. Но то, что они были, уже не сомневается никто. Достоверность античных сведений находит все больше подтверждений в археологических находках на территории степного Подонья. Однако степь открыла лишь малую толику своих тайн. Главные открытия, как убеждены ученые, еще впереди.
|