rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Баба-Яга родилась на Дону

Баба-Яга родилась на Дону

07     Страшная и вредная старуха в молодости была прекрасной амазонкой - к такому выводу пришел ростовский историк Владимир Чеснок

   С амазонками сражались Геракл, Тесей, Ахилл, ими восторгался Александр Македонский, который отметил, что они отличаются красотой и здоровьем, носят цветную одежду, сообразительны и сражаются серебряными секирами, - рассказывает Владимир Чеснок. - Но родина прекрасных воительниц - Донская земля.

     Танаис - река амазонок

   Даже название реки Танаис произошло от имени сына царицы амазонок Лиссипы - Танаиса, до этого реку называли Амазонской рекой - "потому что в ней купались амазонки", - пишет в своих "Жизнеописаниях" Плутарх. И уточняет: "А переименована река была по следующей причине: Танаис ненавидел женский пол и с презрением относился к браку. Но Афродита вселила в него страстную любовь к его собственной матери, он сначала боролся со своей страстью, но затем, одолеваемый муками, и, желая остаться непорочным, бросился в Амазонскую реку, которая в честь его и была переименована в Танаис". С берегов Танаиса вывел амазонок и отец истории Геродот. Кстати, он, ссылаясь на древние источники, отмечал, что девушка из племени амазонок не выходит замуж прежде, чем не убьет мужчину из числа врагов..."

     Амазонки на Дону - это реальность. Этот факт подтверждают раскопки древних курганов в донских степях. Почти каждое пятое богатое погребение скифо-сарматского времени - женское. Расшитые золотом одежды, роскошные ожерелья, зеркала, бусы, перстни и здесь же - меч, конская сбруя, наконечники стрел и копий. Даже в погребениях девочек-подростков - колчаны со стрелами. При раскопках одного из курганов в дельте Дона найдена ваза с изображением женщины, которая, сдерживая левой рукой взвившегося на дыбы коня, правой занесла длинное копье, стремясь поразить воина в шлеме, отражающего круглым щитом удар копья. Ваза хранится в Ростовском областном краеведческом музее. Известны имена сарматских цариц: Томирис, Тиргатао, Амаги, прославившихся победоносными походами. Одна из них, по имени Амага, видя, "что муж её, царь сарматов, предается роскоши и пьянству, сама чинила суд и расправу, отражала набеги врагов и помогала обижаемым соседям".

     Мужчины украшали жизнь женщин

    - Оружие не является единственным фактором, который говорит о доминирующем положении женщин на Дону, - считает Чеснок. - Об их безграничной власти свидетельствуют и знаменитые погребения. Например, раскопки кургана Хохлач в Новочеркасске. Он вошел в историю науки под названием Новочеркасского клада - ныне гордости Эрмитажа. Золотые вещи со вставками из камня и стекла: спиральные браслеты, украшенные сценами борьбы зверей, флакончики, сосуд с ручкой в виде фигурки лося говорят о том, что в Хохлаче была захоронена знатная сарматка. Может быть, даже царица. На это указывает золотая диадема, украшенная жемчугом и драгоценными камнями, в центре которой находится скульптурная женская головка.

     Ну, а что же мужчины?

   - Часть их проводила время в военных походах, а оставшиеся верой и правдой служили своим дамам, - считает Чеснок. - Об этом говорит огромное количество украшений, найденных при раскопках. Ювелирные шедевры создавали мужчины.

   - Фидий показал амазонок прекрасными женщинами, а древние сарматские скульпторы - непривлекательными каменными бабами. Может быть, это месть мужчин (женщины древности не работали с камнем), попавших под каблук амазонок?

    - Каменные бабы - такая же загадка, как и статуи острова Пасхи. Их назначение и происхождение пока неясно. Но одно несомненно - они свидетельствуют о высоком положении женщины. Обнаженная грудь на статуях - источник благополучия рода. В многочисленных сказках степных народов герой приникает к материнской груди, и, только напившись "густого золотого молока", побеждает врагов.

    - Легенда гласит, что амазонки выжигали девочкам правую грудь, чтобы она не мешала при метании копья. Раскопки подтверждают это варварство?

   - Вообще-то наука еще не шагнула так далеко, чтобы определить по скелету сохранность грудей, но я считаю легенду о безгрудых воительницах фантастикой. На фризах Парфенона, выполненных скульптором Фидием и его учениками, изображены сцены битвы греков с амазонками. С грудью у дам было все в порядке. Греки были реалистами.     Змей Горыныч и молодильные яблоки

   Амазонки вошли и в "Повесть временных лет", считает ростовский историк. Летописи X-XI веков, перечисляя "зверские" обычаи разных народов, так рассказывают о необычных женщинах: "Они не имеют мужей, но, как бессловесный скот, однажды в году к весенним дням уходят из своей земли и сочетаются с окрестными мужиками, считая то время за некое торжество и великий праздник. Когда же зачнут от них в чреве, снова отсюда разбегутся. Приспеет же время родить, если родится мальчик - погубят его, если же девочка - прилежно вскормят ее и воспитают".

    - Под прямым влиянием сарматов и, в частности, амазонок сформировались некоторые образы славянских преданий. Во II веке до н. э. "женоуправляемый народ" - сарматы двинулись от низовьев Дона в северопричерноморские степи, на несколько столетий отрезав от моря славянские племена. Отголоски этих событий, на мой взгляд, можно найти в фольклоре. У символа степных кочевников - Змея Горыныча - есть родственница Баба-яга, не выносящая русского духа. В царстве этой непривлекательной (костяная нога, голова пестом, нос в потолок врос, груди через грядку повисли) и сварливой особы - ограда из человечьих костей или высокий тын с черепами. Часто возглавляет она конное воинство, преследуя сказочных героев, или гонится за ними черной тучей. Она владеет табунами волшебных огнедышащих коней и летает по воздуху в железной ступе. И когда эта старуха несется по поднебесью, заметая след помелом, то стонет земля, трещат и гнутся вековые деревья.

     Как считает Чеснок, в славянский эпос амазонки - женщины на коне - вошли не только в образе Бабы-яги.

   Вот сказка о том, как Иван-царевич отправляется за молодильными яблоками. Три Бабы-яги поочередно помогают ему добраться до хозяйки этих сокровищ - их родной племяшки царь-девицы Синеглазки. "Девица она не простая, - предостерегают Ивана Бабки-ежки. - Богатырка, девять дней гуляет, тешится в зеленых лугах, стук стучит и гром гремит оттого, что царь-девица катается. А потом девять дней спит она богатырским сном, спит, как сильный речной порог шумит". Добрался царевич до ее царства, увидел Синеглазку, как выезжает она из своего дворца: все войско из одних девиц набрано, а всех краше сама царица.

    "Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 09(325) от 02-03-2005
.