rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Первое освобождение Ростова

Первое освобождение Ростова

     Когда поредевшая германская армия заняла Ростов, то её хватило только на то, чтобы выставить жиденькую охранную цепочку вдоль берега Дона и обозначить свое присутствие на центральных улицах. Удивительно, но в Ростове были районы, в которых за все семь дней «первой оккупации» не видели ни одного немца. Обыватели тех улиц так и не узнали, как немцы выглядят. Потрясающий факт в отношении ликероводочного завода, во дворе которого застрял целый обоз с подарками для Красной Армии: немцы за всю неделю так ни разу и не заглянули на заводской двор, и колхозные подарки были благополучно переданы Красной Армии после освобождения города.

     397Сама Красная Армия за Доном вскоре опомнилась. Советское командование быстро расчухало, что немцев мало. А так как многие из советских военначальников привыкли воевать числом, а не уменьем, то они неизменно пытались задавить немцев именно числом. Их «тактика» и «стратегия» была проста: совершенно открыто и тупо бросать в лоб на вражеские позиции всё новые и новые волны атакующих. Перебьют одних - пускать других, потом третьих, потом четвертых и т. д. Потерн никто не считал. Немцы этой «тактики» понять не могли. В германской армии солдат берегли и «драгоценную немецкую кровь» впустую не лили. Не из-за гуманизма, конечно же, а из-за простой ограниченности людских ресурсов. Но как бы там ни было, своих солдат немцы очень берегли. А вот в Красной Армии с потерями не слишком считались. Поэтому немецкие штабисты называли советских полководцев «генерал-фляйшмайстер», то есть «генералами-мясниками» (хотя это было несправедливо: в Красной Армии не столь уж редко встречались и вполне нормальные генералы).

     Картина взятия Ростова советскими войсками в описаниях немцев выглядит ужасающе. Приведу сейчас описание Пауля Кареля, которое в последние годы часто цитируется всеми, кому не лень. И этому описанию все безоговорочно верят. Итак:

     «Было 25 ноября 1941 года. Мотоциклисты разведывательного батальона из состава «Лейбштандарт» удерживали восьмикилометровый участок... непосредственно на берегу Дона, ширина которого в том месте доходила до километра. Но огромная река перестала быть препятствием - она замёрзла.

     Тревога прозвучала в 05.20. Советские полки 343-й и 31-й стрелковых дивизий, а также 70-й кавалерийской дивизии атаковали позиции немцев по всей их ширине. На самом переднем крае залегли триста гренадеров всего только триста. А на них шли три советские дивизии.

     Первый приступ сделала 343-я стрелковая дивизия. На какой-то момент шок парализовал немцев.

     398Сцепив руки, с песней и криками «ура!» советские батальоны надвигались на них широким фронтом из холода ледяного рассвета. Штыки казались остриями копий, торчавшими из живой стены. Стена приближалась по льду Дона. По команде русские перешли на бег. Всё так же сцепив руки, они волной катились по льду.

     Оберштурмфюрер Ольбетер, командир 2-й роты, находился впереди со станковым пулеметом 3-го отделения.

     - Надо выждать, - произнес он.

     Проделав бреши в шеренгах атакующих, взорвались первые мины из тех, что поставили немецкие сапёры на льду. Но людская масса продолжала накатываться.

     Огонь! - скомандовал Ольдбетер. Застрекотал пулемёт. Спустя долю мгновения к нему присоединились и другие.

     Точно гигантская коса скосила первую волну атакующих, бросая тела на лед. Та же участь постигла и вторую. Чтобы представить себе, как могла атаковать и умирать советская пехота, надо было побывать на берегу Дона в Ростове.

     Перешагивая через раненых и мерных, вперёд шли следующие волны. И каждая из них подходила ближе, чем предыдущая, прежде чем пасть от мановения невидимой косы...»

     Это впечатляющее описание вызвало лично у меня некоторое недоверие после того, как я посмотрел документальные фотографии штурма Ростова по льду Дона. На этих фотографиях нет никаких «живых стен», да ещё и «сцепивших руки». А вместо этого довольно редкий рассыпной строй русских солдат.

     Взять, к примеру, широко известную фотографию наступления советских солдат по льду Дона напротив элеватора в районе Зелёного острова. Присмотритесь к ней. В случайный кадр попало 12 солдат. Они бегут довольно далеко друг от друга, причём двигаются чёткими перебежками. В кадре пять солдат залегли и ведут огонь лежа, а другие пять солдат перебегают вперёд. В следующее мгновение те, кто лежат, должны вскочить и сделать перебежку, а пять бегущих залечь. Всё происходит н соответствии с полевым уставом Красной Армии. И никаких «сплошных живых стен», о которых живописно пишет Пауль Карель. И ещё, в кадр попали дна убитых. Один гибнет на наших глазах от разрыва мины. А другой убит или ранен несколько раньше. Итак, всего 12 солдат, 2 убитых, 5 перебегающих и 5 ведущих огонь лёжа. Выходит, германский историк, мягко говоря, привирает? Мне думается, что да. Ведь документальная фотография - это более достоверный источник, чем чьё-то словесное описание.

     Есть и документальные кадры уличных боёв на Пушкинской и Ворошиловском. 'Гам тоже советские солдаты действуют энергичными перебежками и рассыпным строем, ведя огонь на ходу. Вряд ли они были такими идиотами, чтобы бежать на пулемёты и автоматы в виде «живых стен». Слава богу, что это так. Ведь далеко не все советские полководцы были «мясниками-фляшмайстерами»... Тем более генерал Фёдор Харитонов, выдающийся штабист и стратег. Один из немногих странным образом уцелевших после 1937 года высокопрофессиональных военных. Он-то и брал Ростов в 1941 году. Думаю, Харитонов не стал бы тупо гнать своих солдат в атаки «живой стеной».

     Так что позвольте усомниться в свидетельстве Пауля Кареля. И вообще, не стоит его так часто цитировать...

В. Вареник
Ростов и ростовцы. После 17-го года

 

.