rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Немецкий фильм о втором взятии Ростова

Немецкий фильм о втором взятии Ростова

     400У нас почему-то никогда не показывали этот фильм. Я видел его только на диске. Немцы в июле 1942 года в течение получаса подробно зафиксировали все фазы взятия Ростова. Это весьма впечатляет и совсем не похоже на всё то, что мы представляли. Всё гораздо драматичнее и очень зрелищно. Смотришь-смотришь и ловишь себя на мысли, что это что-то напоминает. Потом доходит - Сталинград в августе 1942 года! Накал страстей не меньший… Но пройдём всё по порядку.

     Вначале дорога Таганрог - Ростов. По ней движутся колонны 13¬го танковою корпуса и дивизии «СС-Викинг». Тогда эта дорога была узкая, гравийная. Какая-то провинциальная. Немецкий указатель «До Ростова 16 км». Вот город встаёт на горизонте. Наступило 20 июля 1942 года. В пыльном мареве белеет россыпь одноэтажных домишек. Это окраина тогдашнего города. Деревня-деревней, пыль да бурьян, помятый гусеницами, подсолнухи, частокол деревянных телеграфных столбов с порванными проводами. Дымятся столбы, и горит сухая трава. В кадре появляются германские гренадеры. Они наступают, поэтому мы видим только их спины, перекрещенные ремнями отличной амуниции. Вот перед немцами предстал один из огромных рвов, который всю весну копали тысячи ростовских женщин. Ров преодолевается за пару часов. Сначала танки стреляют по краям рва. А потом на склоны саранчой набрасываются немецкие пехотинцы, которые весело работают сапёрными лопатками, помогая себе сапогами, утрамбовывая землю. Вот середина рва уже полузасыпана, и танки «панцер-драй» уже карабкаются по сделавшимся пологими склонам. Получилось, что ров задержал гитлеровцев на считанные часы. Стоило бедным ростовчанкам полгода корячиться!.. Этот ров мог бы быть эффективен, если бы охранялся артиллерией. Но немцы выбили всю советскую артиллерию и загнали в земляные щели остатки советской пехоты. И всё из-за проклятых «штук», «штукабомберов», «лаптёжников», «стервятников». Ничего не поделаешь: господство в воздухе!

     401Теперь немцы пролетаются уже непосредственно по окраинам Ростова. Но обеим сторонам дороги не степь, а заборы, тополя, канавы и раздувшиеся трупы убитых лошадей, перевёрнутые телеги... Откуда-то из дыма в немцев летят пули. Пехотинцы вжимаются в бурьян, хоронятся за бортами своих танков и полугусеничных бронетранспортеров, совсем как нынешние российские солдаты в Грозном. Некоторые пехотинцы пятятся назад, ища укрытия. Медленно отматывает назад гусеницы бронетранспортёр «ханомаг». Танки разворачивают свои короткоствольные скорострельные пушчонки и громят глинобитные хибары, разносят заборы. Немецкие гренадеры осторожными перебежками отвоёвывают всё новые метры города. Их головы вдавлены в плечи, на лицах мрачная озабоченность. 

     В этих кадрах угадывается район Каменки. Редкие мазанки, заболоченная речка, деревянный мост, подъём в гору... Отсюда идут предместья тогдашнего Ростова, а сам город по-настоящему начинается только от Комсомольской площади. Впрочем, тогда ещё никакой площади в том месте не было, а была грузовая железнодорожная станция «Ростов-Гора». Сейчас oт неё даже воспоминания не осталось. Рядом пустырь. На этом месте подбили немецкий танк. Он картинно застыл на самой высокой точке пустыря.

     402А дальше бои пошли ни дать ни взять, как в Сталинграде. Сами посудите. Чтобы преодолеть расстояние от Каменки до Набережной, потребовалось четыре дня! Особенно трудно давались немцам последние сотни метров!

     И это было впервые в истории! Именно так. Впервые в истории Второй мировой войны германский вермахт втянулся в глубокие уличные бои в центре большою города. Ведь раньше, когда немцы брали города, их участь решалась за их чертой или, в крайнем случае, на окраинах... Так было с Варшавой, Киевом, Одессой, Смоленском, Минском. Но в Ростове немцы впервые вгрызались в самый центр. И это оказалось очень трудным делом. И был шанс, что немцы вообще надолго застрянут в Ростове, так же, как в Севастополе или в Сталинграде. Ведь ростовчане за полгода столько баррикад понастроили! Ведь столько войск было в Ростове. Но почему всё-таки немцы не застряли?!

     Дело в том, что немецкий 17-й танковый корпус обошёл Ростов далеко с востока, сначала перейдя Дон под Константиновской, а потом Маныч под хутором Весёлым. В самый разгар ростовских уличных боёв распространился панический слух о том, что немцы перешли Маныч! Мало того, немцы взяли ещё и Новочеркасск. И вообще перешли Дон сначала в двух местах. потом в четырёх! А это значило для русских окружение. Еще одно крупномасштабное катастрофическое окружение после Умани, Киева, Мариуполя, Харькова... И чем дольше драться в горящем Ростове, тем больше шансов оказаться в многотысячной колонне военнопленных, обречённых на медленную голодную смерть в «полевом лагере». Это маныческое известие решило судьбу Ростова. Так и не стал он «вторым Севастополем». Советские войска отошли от него в обстановке нарастающей паники, без приказа Верховного главнокомандующего, с которым, кстати, на тот момент и связи не было.

     403Но вернёмся к нашему фильму. Больше всего боёв происходит по Будённовскому проспекту. Он - главная ось всего немецкого наступления. 90% кадров посвящено событиям на этом проспекте. Узнаваемы многие ныне существующие дома. Вообще Будённовский мало изменился с тех нор. Ведь он застроен сталинскими и дореволюционными домами. Отличие в том, что в 1942 году, он, как бульвар, густо зарос старыми толстыми деревьями. И теперь все они пылали, как порох. В тот момент стояла 40¬градусная жара. К этому добавьте горящие тополя, дома и заборы. Слышно, как сухой треск торящего дерева смешался с трескотнёй выстрелов. Пожухлые листья с деревьев густо осыпаются, как осенью, при каждом взрыве. Немцы вошли в азарт и расхрабрились. Они прыгают через канавы и через огонь, карабкаются через разбитые баррикады. С перекошенными лицами и раскрытыми в крике ртами строчат с рук из пулеметов по горящим окнам. Они азартно ломятся вперед с заказанными рукавами и закопчёнными лицами, не дожидаясь своих танков. Это уже не те немцы, что хоронились от первых пуль на Каменке. Вот крупным планом показаны их лица с правильными европейскими чертами. Они, если можно сказать, очень современны. Один из гренадеров щеголяет красивой модной бородкой. Вылитый стиляга-рокенроллист 50-х годов! Так и кажется, что сейчас снимет каску и пустится в рок-н-ролл. У другого хорошие тёмные очки и цветной шейный платок, странно смотрящиеся в сочетании с мундиром и автоматом. У третьего подчёркнуто гитлеровские усики. Перед нами явный поклонник Адольфа Алоизыча... Четвёртый очень нервно курит. У него хищное выражение лица и само лицо актёра Серебрякова из сериала «Бандитский Петербург».

     404Мы видим пылающий ЦУМ. Впрочем, на тот момент это был не универмаг, а университетская библиотека, набитая суперраритетами из наследия бывшего Варшавскою университета. Здесь были пергаменты и папирусы, средневековый «Молот ведьм» и первые рисованные карты Америки, рукописные своды древнерусских летописей и другие сокровища. Теперь всё это горит... В кадре видно, как у входа в ЦУМ, то есть в гибнущую библиотеку, осторожно разворачивается германский приземистый «панцер-драй» (танк Т-3). Он ищет проход между двумя баррикадами и медленно входит в него. Следующий баррикадный узел на выходе из ТемерницкоЙ и Социалистической. Немцы засыпают пространство за углом мелкими минами из своих суперкомпактных переносных миномётов. Их радостные, закопчённые рожи мелькают уже под самой баррикадой.

     Удивительно, но в фильме мы почти не видим трупов советских солдат, тем более живых солдат. Можно лишь угадать чьи-то сапога, торчащие из камней, оторванную кисть руки, валяющуюся советскую каску... Только два или три раза в кадр попадают отдельные убитые русские солдаты, ничком лежащие на трамвайных рельсах в лужах крови. Зато брошенной и разбитой советской техники хоть отбавляй. Все спуски к Дону так забиты ею, что даже пешие немецкие солдаты еле пробираются через завалы из мощных тракторов, огромных пушек, находящихся в походном положении, растерзанных зенитных установок, санитарных автомобилей, железных бочек и обозных фур с убитыми лошадьми. Это больше напоминает свалку металлолома или заброшенную стройку, чем разбитую воинскую часть...

     В фильме показаны и боевые действия «королевской румынской армии». Как этo ни странно, но румынские вояки действуют довольно бодро, если не сказать храбро. Немецкий диктор за кадром сообщает, что «в этих городских боях румынские воины несут довольно большие потери». Они резво бегут вперёд и суетливо бросают перед собой гранаты. Румын можно отличить по непривычным каскам, похожим на советские, но удлинённым со стороны затылка, полностью закрывающим шею (это голландские каски, которыми немцы снабдили румын). На тонких ногах ботинки с обмотками. Во время атаки румынские воины по-бабьему визжат: «И-ииии!!!» В них есть что-то опереточное, хотя гранаты они бросают вполне конкретные. Вот они взяли в плен советского солдата. Один из румынских конвоиров хромает, но всё равно идёт вперёд со страдающим лицом и со штыком наперевес. Видно, только что ранили.

     Брали Ростов и части армии Словакии, точнее «Словацкой Подвижной дивизии». Однако они совсем не показаны в фильме.

     Пока румыны и словаки наступали восточнее Ворошиловского, немцы уже пробились к Старому Базару. Их на время задержал мощный пожар торговых рядов и прилегающих к ним домов. Жар такой, что невозможно приблизиться и преодолеть спуск к Дону, а топливные баки немецких танков могут самовозгореться. Здесь, на Московском бульваре был подбит советский танк. Он совершенно целый, если не считать сбитой гусеницы. Танк по инерции слепо проехал несколько метров вперёд и застыл, сломав старинную решётку бульвара. (Сейчас на этом месте автобусная остановка, торговая точка с «хотдогами», а за ней автостоянка). Экипаж, по-видимому, спешно покинул машину, и теперь немцы фотографируются на её фоне. Это «КВ» («Клим Ворошилов»), самый мощный танк Второй мировой воины на момент лета 1942 года. У немцев ничего подобного пока нет. Их «Тигр» ещё только в проекте. Он дебютирует через полгода на Ленинградском фронте и прославится на Курской дуге летом 1943 года.

     Фильм кончается панорамой огромного количества тяжёлой советской техники, разбитой и брошенной на улицах города, прилегающих к набережной, и на самой набережной. Показана часть железнодорожного моста, про который голосом немецкого диктора говорится, что 25 июля он благополучно захвачен спецподразделением «Бранденбург». (Вот пример лживой геббельсовской пропаганды. Никакого моста никто не захватывал. Сегодня сами немцы в своих же мемуарах пишут о том, что они опоздали с захватом моста. И при подходе колонны мотоциклистов прямо на их глазах одна из мостовых ферм взорвалась и рухнула в воду, хотя большая часть моста уцелела). В целом получается, что немцы, словаки и румыны провозились с Ростовом всего пять дней. Так что «Второго Севастополя» не получилось...

В. Вареник
Ростов и ростовцы. После 17-го года

 

.