rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Тайны дамского турнюра

Тайны дамского турнюра

Как одевались наши прабабушки. Если бы вы вдруг, как в сказке, оказались на главной улице Ростова Большой Садовой, в конце XIX столетия, вас бы поразило, что подолы многих женских платьев волочились прямо по земле на 3-5 сантиметров, причем в любую погоду. "Навстречу старухи, мордатыя, сонныя, волочатъ в песке одеянья суконныя. Отвратительно старыя и отвистлоутробныя, ползутъ и ползутъ, словно оводы сонныя..." писал поэт Саша Черный (А. Гликберг) о прогулке в городском парке, дорожки которого по тогдашнему обычаю были посыпаны песком. "Наступив даме на платье, надобно непременно извиниться, хотя бы это была простая крестьянка", - рекомендовали "Правила светской жизни и этикета", изданные в 1889 году в Петербурге. Устройство женских платьев способствовало чистоте тротуаров, вызывало удовлетворение у дворников и тревогу у врачей-гигиенистов. Последние писали в "Приазовском крае" гневные статьи о вреде волочащихся по улицам подолов, а также корсетов, которыми дамы и даже простые мещанки злоупотребляли до обмороков. Эти корсеты были действительно чудовищны. Затягивались они мощной кожаной шнуровкой и железными винтами, что вызывало у их носительниц "романтическую бледность" (самое смешное, что никто не заставлял женщин принимать эту пытку). Не всякая горничная могла справиться с процессом затягивания корсета, поэтому данную операцию доверяли мужу или любовнику. Если корсет являлся искусственной талией, то так называемый "турнюр" был, пардон, "искусственным задом". "Тайны дамского турнюра" (как тогда говорили) заключались в том, что к известной части тела подкладывалась корзинка, каучуковый мяч в сетке или прочие изделия легкой промышленности. Сверху все это драпировалось пышными складками материи и бантами. В сочетании с затянутой в рюмочку талией все это выглядело внушительно. Простые казачки из Александровской и Гниловской также на свой лад не отставали от городской моды. Они надевали множество крахмальных нижних юбок, что увеличивало объем зада и бедер чуть ли не вдвое, а вместо корсетов носили "кираску"- нижнюю кофту без рукавов, столь плотно облегающую стан, что на ней пуговицы отлетали. Все это, как писали врачи, "носило характер нездоровой искусственности". Зато хороши были женские шляпки. Все они были неповторимы. Предела фантазии здесь не существовало. Были сотни, а может, и тысячи фасонов, поскольку считалось, что двух одинаковых женских головных уборов быть не должно. Вот почему в обеих столицах империи и во всех крупных городах существовала собственная шляпная индустрия. На протяжении всего XIX века все шляпки были миниатюрны. Зато с началом эпохи стиля "модерн" (он же артнуово, сецессион, югенд-стиль), что совпало с началом нового, ХХ века, резко изменились дамские головные уборы, которые превратились в круглые "аэродромы", украшенные громадными булавками, страусиными перьями и целыми чучелами птиц, а также муляжами фруктов. В 1913 году последовал новый зигзаг моды в сторону решительной демократизации. Снова вернулись маленькие шляпки, но на этот раз предельно простые "панамки" и "шлемы", почти лишенные индивидуальности. Простые прямые юбки без всяких турнюров стали открывать щиколотки, что считалось крайне эротичным! Ростовские тротуары уже никто не подметал подолами. Представительницы ростовского "среднего класса" - небогатые мещаночки, продавщицы, работницы, жены и дочки мелкого служилого люда вообще отказались от индивидуальных головных уборов и перешли на мужские соломенные шляпы-канотье, но с длинными черными ленточками в сочетании с распущенными или полураспущенными волосами. Это, кстати, являлось последним криком сдержанной английской моды. И это было довольно элегантно и смотрелось бы хорошо и сегодня. Волосы у тогдашних женщин были, как правило, очень длинными. "Косы-корзинки", "вороньи гнезда" и сетки для тяжелых и больших причесок были обычным делом. Удивить кого-то косой ниже пояса, как сегодня, в те времена было трудно. Зато удивить можно было женской стрижкой. Стрижку в Ростове носили очень и очень немногие женщины, заезжие курсистки-нигилистки, социалистки, феминистки. Это был стиль образованной "передовой" женщины, которой, кроме того, полагалось курить, носить пенсне и говорить о "прогрессе". Несмотря на то, что они много говорили о "страданьях народа", в самом народе этих прокуренных женщин недолюбливали и пренебрежительно называли "стрикулистками", от слова "стриженная".    

"Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 41(512) от 08-10-2008
.