Ростовские шарманщики или как можно было "поплясать под машину"
Вообще-то изобрели шарманки во французcкой Савойе, и названы эти устройства были шарманками, потому что могли исполнять только одну мелодию "Шарман Катарин", модную в конце XVIII века. Шарманка - это воздушный орган, где звучание возникало от циркуляции воздуха в медных трубочках. Крутанешь ручку - и из ящика льется хриплая, спотыкающаяся, простенькая и трогательная мелодия. Впоследствии в каждой шарманке научились "программировать" до пяти различных мелодий.
Шарманки в России были трех типов. Так называемого "русского строя", итальянского и австрийского. Итальянский тип, самый старый, представлял собой лакированный ящик, разрисованный видами Везувия или Венеции. Австрийский - видами Тироля. Наверху австрийской шарманки танцевали две автоматические куклы, приводимые в движение все той же ручкой. Русский "аппарат" отличался наибольшей компактностью и легкостью. Импортные бывали столь тяжелы, что их порой возили на особой тележке.
И репертуар отличался. Вместо вальсов, маршей и неаполитанских мелодий русская шарманка была настроена исключительно на "жалостные песни" (за них подавали больше), названия которых сами за себя говорят: "Догорай, моя лучина...", "Разлука ты разлука", "Вся жизнь моя, как сон тяжелый...", "Маруся отравилась", "Сиротинка-сиротинушка" и так далее.
В памяти древних старожилов (которых я за-стал и с которыми общался) сохранился и чисто ростовский мотив: "Так жизнь проносится, а счастья нет и нет. Уж тело просится на Братское от бед!.." (имеется в виду Братское кладбище). Главное отличие русских шарманщиков от "импортных" то, что они и сами охотно пели своими хриплыми пропитыми голосами, подпевая мелодиям шарманки.
У всех шарманщиков была своего рода униформа. Те, кто забредал в Ростов и вообще на юг России из так называемого "западного края" (западных приграничных губерний), носили непременно черный картуз, а их ботинки были ослепительно начищены, даже если разваливались на ходу. Это тип шарманщика-щеголя, описанный Глебом Успенским. Русские шарманщики носили перенятые у итальянских странствующих музыкантов шейный платок-галстук и обязательную широкополую шляпу, в которую так удобно было собирать мелочь.
Шарманщики редко странствовали в одиночку. Часто их сопровождала ученая обезьянка, одетая по традиции в турецкий костюм с красной феской. Обезьянку, независимо от ее пола, называли "Абдул-Гамидкой" в честь тогдашнего турецкого султана.
Обязанностью обезьянки было "показывать комедь": "как турок на войну идет", "как пьяный мужик валяется", "как солдат с ружьем ходит". Обезьянка после выступления обходила публику со шляпой хозяина в руке. Другим популярным зверем был сурок, который умел хорошо ходить на задних лапах. Или попугай с билетиками о счастье. Бывали и дрессированные собачки, одетые в русский сарафан.
Самую первую в истории шарманку завез на Дон не какой-нибудь странствующий музыкант, а настоящий миллионер и помещик Поляков (по имени которого назван поселок Поляковка под Таганрогом - это его бывшее имение). Было это в 1845 году, когда, по сведениям историка-музыковеда Л. Бардахчиевой, крепостной мастер Полякова Архип Тарасович Пивоваров сделал упрощенную и облегченную копию итальянского музыкального ящика - так, что его стало легко переносить на плече. За это в 1850 году Пивоваров получил вольную. Он переехал в Азов (тогда Азовский посад) и поставил на поток производство "русских шарманок". Ученик Пивоварова, некий мещанин Стененко, перевел мастерскую в Нахичевань, превратил ее в небольшую фабрику и наводнил русскими шарманками всю Россию. В 1900 году Стененко выкупил большое подворье на 9-й линии для расширения производства. Фабрика к тому времени изготовляла не только шарманки, но и 25-пудовые стационарные установки, заменявшие 15 музыкантов. Предназначались они для трактиров, ресторанов, цирков и каруселей.
Появились и частные заказчики. Самый известный из них - Чайковский Ипполит Ильич, родной брат композитора, проживавший в Таганроге. Он заказал для своего импозантного особняка (возле каменной лестницы и солнечных часов) огромный "оркестрион", исполнявший 40 произведений его всемирно известного брата.
Назывались эти "оркестрионы" еще и "музыкальными заводными машинами", "трактирными машинами" или просто "машинами". В народе говорили так: "Завернем, Ванька, в трактир, водочки дерябнем, под машину попляшем..."
Впрочем ростовские гуляки плясали "под машину" только до начала нового ХХ века. Ибо комнатные оркестрионы вышли из моды. К 1917 году в ростовских трактирах их не осталось ни одного. Громоздкие агрегаты не выдержали конкуренции граммофонов.
Шарманочная эпопея кончилась позже, к началу 1930-х годов, когда странствующих шарманщиков стали решительно преследовать как "нетрудовой элемент". А главное - из боязни совершенно неконтролируемого репертуара! Старинные шарманки сотнями ломали и сжигали во дворе управления НКВД. До нашего времени чудом уцелели единичные экземпляры, хранящиеся ныне в отдельном зале ростовского краеведческого музея.
Напомним "ЖАЛОСТНЫЕ ПЕСНИ" РОСТОВСКОГО ШАРМАНЩИКА "Так жизнь проносится, а счастья нет и нет. Уж тело просится на Братское от бед. От бед сокрытися! И там и только там лишь находитися, поближе к мертвецам. Во мир забвения, чтоб унестись душой. Найти во тлении небытия покой. Чтоб скоротечности не видеть на земле. Чтоб в темной вечности навек исчезнуть мне. Была гонителем жестокая судьба. Здесь победителем не быть нам никогда! Под лунной сению, по матушке-земле унылой тению ползли мы слепо все. Нам смерть-старушка лишь спасителем была. Всяк был носителем лишь горя и труда. Вопросов множество никак не разрешить. Все мы ничтожества. В земле нам только гнить..." *** "Вся жизнь моя, как сон тяжелый, в котором задыхаюсь я. И лик мой, вечно невеселый, смущает светлая слеза." (публикуется впервые)
"Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 42(513) от 15-10-2008
|