Ростов - город
Ростов - Дон !
В ДУМЕ 12 ЛЕТ РЕШАЛСЯ «ВЕЛОСИПЕДНЫЙ» ВОПРОС Когда в Ростове пустили, конку, как городская Дума протестовала против велосипедистов, по какому маршруту ходил первый ростовский трамвай, как уживались на табачной фабрике конный и автомобильный парки, - об этом рассказывает наш старый знакомый Б.И. Кинус. - Однажды моя мама сказала, что никогда больше не будет ездить в ростовских трамваях. У нее была красивая шубка из натурального каракуля. Когда мама ехала в ней в трамвае, воры, подкравшись сзади, отпанахали у шубы здоровенный кусок каракуля. И никто даже не заметил, кто и как это сделал! Пассажиры увидели, что шуба порезана, когда мама вышла из трамвая. Ей вслед закричали: «Женщина, у вас спина голая!» Это происшествие случилось в 20-е годы, когда в Ростове не было еще ни автобусов, ни троллейбусов, а ходили лишь одни трамваи. Пассажиры толклись в них, как селедки в консервной банке. Но тот, кто успел забраться в вагон, был счастлив. Иначе пришлось бы топать пешком. «Первым общественным транспортом в Ростове был не трамвай, - рассказывает Борис Игоревич. - В 1886 году от переулка Доломановского до Нахичеванского переулка по улице Большой Садовой ходил омнибус - многоместная карета, запряженная лошадьми. (Борис Игоревич просил отметить, что лично сам омнибуса не видел и многие сведения о ростовском транспорте почерпнул из разных литературных источников. История родного города - многолетнее хобби Кинуса.) Потом в Ростов приехал председатель общества конно-железных дорог в Брюсселе Рудольф Кумани, и в 1887 году по Большой Садовой пустили конку - вагон, который тянули за собой лошади. Перед тем как проложить рельсы, промежуток дороги между Доломановским и Нахичеванским засыпали щебнем и гравием. Раньше даже на центральных улицах было полно грязи. НАД ВЕЛОСИПЕДИСТАМИ РЖАЛИ ДАЖЕ ЛОШАДИ В 1895 году по Ростову стали разъезжать первые велосипедисты. С их появлением в городской Думе развернулась целая дискуссия. Голосовые (по нынешнему - депутаты) с 1895 года до 1907-го ломали головы: разрешать или не разрешать велосипедистам ездить по улицам города. Дело в том, что велосипедисты не только смущали своим видом добропорядочных горожан, но и пугали лошадей. На улицах за велосипедистами гонялись не только извозчики и городовые, но даже собаки. Изгнать велосипедистов с улиц города Дума не рискнула и приняла для них ряд правил. Согласно им, велосипедистам полагалось ежегодно сдавать «экзамены на права». Экзамены принимала комиссия, назначенная полицмейстером. Кроме того, велосипедиста могли оштрафовать или вовсе забрать у него права, если велосипед не был оснащен номерными знаками и фонариком. В случае же беспокойства лошадей велосипедист по правилам, установленным Думой, должен был сойти с велосипеда и «по мере возможности скрыть велосипед, чтобы не пугать лошадь». В 1900 году фабрикант Асмолов открыл в Ростове, рядом с кафе «Палермо», циклодром, или велотрек. Там устраивались велосипедные гонки. Спортсмены-велосипедисты были одеты в короткое трико, которое даже не закрывало коленей. Многие зрители громогласно возмущались бесстыдством формы и предлагали убрать с велотрека голоногих спортсменов. Первый автомобиль в Ростове в 1901 году купила одна ростовская частная фирма. Второй по счету автомобиль был у врача управления ростовского почтово-телеграфного округа, доктора медицины фон Кнаута. Доктор прислал в Думу официальный запрос и просил определить условия, на которых ему можно будет ездить по городу на автомобиле. И хотя автомобилей в городе было всего два, Дума поставила на повестку вопрос о регламентации автомобильного движения. Думцы разделились на два лагеря. Одни предлагали обратить внимание не на автомобилистов, а на велосипедистов (сколько уже Дума ими занималась!). Другие были категорически против автомобилей («Зачем авто в городе? Самодвижущаяся карета пугает людей и лошадей».) Жаркие дебаты по поводу автомобилей шли в Думе с 1901-го по 1907 год. Сошлись на том, чтобы разрешить автомобилистам ездить на улицах Ростова, но с обязательным условием. Автомобилист должен был ежегодно вносить в городскую казну 5 рублей и ездить не быстрее чем 12 верст в час. «ВАМ ПО РОСТОВУ ИЛИ ЗА ГРАНИЦУ?» Очередная беда свалилась на головы думцев, когда в Ростове появились трамваи. Извозчики завалили Думу коллективными прошениями о том, чтобы «запретить трамвай», и подняли бунт против электрического транспорта. Из-за него, мол, извозчикам теперь не хватает денег даже на корм лошадям. Бывало, что во время снежных заносов трамваи долго простаивали. Тогда извозчики злорадствовали и расхваливали свой «транспорт». Наших, мол, рысаков, снегом не запугаешь. Первый трамвай появился в Ростове в 1901 году, когда бельгийское акционерное общество построило в донской столице электростанцию. По-прежнему «центровому» маршруту (от переулка Доломановского до Нахичеванского) протянули трамвайные пути, и 20 декабря 1901 года по Большой Садовой проехал первый трамвай. А с октября 1902 года трамвай уже пересекал пограничную межу, которая пролегала там, где теперь расположена Театральная площадь, и шел в Нахичевань. Кондуктор всегда осведомлялся: «Вам по Ростову или за границу?» (билет в Нахичевань стоил дороже). К 1914 году, когда началась первая мировая война, протяженность маршрутов составляла 20 верст. Раненых солдат с вокзала и порта подвозили в городские клиники (те, что в переулке Нахичеванском) на трамваях. Двухпутное или двухстороннее движение было открыто только на Большой Садовой. На остальных улицах встречному трамваю приходилось уходить на боковой путь. Такое движение называлось однопутным.с разъездами. В те концы города, куда трамвай не доезжал, ростовчане добирались кто пешком, кто на извозчике. Долго не ходил трамвай в нынешний Ленгородок. Путь к нему лежал через вокзал, а подъезд к нему пересекала ветка Юго-Восточной железной дороги, и железнодорожники не желали, чтобы общественный транспорт мешал маневрированию поездов. По этому поводу в городской Думе постоянно шли дебаты, и в 1914 году железнодорожный переезд открыли для трамваев. Этот маршрут был не из легких. Трамваю приходилось полчаса стоять у переезда и ждать, пока поезда закончат свои маневры. В это время водитель с пассажирами и железнодорожники успевали насмерть переругаться. КАК РОСТОВСКИЙ БИТЮГ ВЫТАЩИЛ ФРАНЦУЗСКИЙ «РЕНО» В 1922 году по Ростову стали ходить грузовые автомобили марки «Рено». Донская табачная фабрика, которая имела свой большой конный парк, постепенно заменяла его на автомобильный. Французские автомобили везли продукцию фабрики в порты, на вокзалы, а на фабрику привозили сырье - табак и бумагу. Табак везли с асмоловских складов, расположенных в районе нынешней набережной. На складах развешивались у самого потолка попушки - сложенные вместе несколько листьев табака. «В первые годы Советской власти был очень большой ассортимент папирос, - рассказывает Борис Игоревич. - Папиросы высшего сорта - «Червонец» (на упаковке был изображен первый советский червонец), «Деловые», «Дюбек-Мурсал», «КП» (коммунистическая партия), «Дядя Костя». Фабрика выпускала и женские папироски. Они помещались в длинную, вертикальную коробочку и назывались «Дамские». Из копеечных были - «Народные», «Эх, отдай все», «Шуры-муры», «Филька». Не обходилось без забавных эпизодов, когда на асмоловские склады отправляли «Рено». Бывало, спустится французский автомобиль вниз, к Дону, а подняться не может. Тогда с конного парка вызывали битюга Мишку и впрягали его в «Рено». Мишка хромал на одну ногу и в рейсы по городу с другими лошадьми, развозившими табак и папиросы, его не пускали. Но расставаться с битюгом не спешили. И Мишка оправдывал себя – никто лучше него не мог вытянуть заглохший «Рено». Тогда ведь умнее поступали, чем сейчас. Если заводили новое, то и старое не ломали…» 24 февраля 1999г., ВР.
|