rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

В штабе СКВО крутился французский "Снайпер"

В ШТАБЕ СКВО КРУТИЛСЯ ФРАНЦУЗСКИЙ «СНАЙПЕР»

24«Париж я буду помнить,

нельзя забыть Парижа плен

и девушку, которую зовут Мадлен...»

Куплет незамысловатой песенки про Париж вовсю распевали ростовчане в 1927 году. Мне его напел Борис Игоре­вич Кинус. Борис Игоревич много лет возглавлял в Ростове управление меха­низации строительства «Главсевкавстроя». В его распоряжении были все башен­ные краны и экскаваторы города. Каж­дый дом в Западном и Северном жилых массивах построен, можно сказать, при участии Б.И. Кинуса. Ведь стройка всег­да начиналась с рытья котлована.

Но беседовали мы с Борисом Игоре­вичем не о механизации, а о развитии кинематографа в Ростове. Кинус в этом деле большой спец. Пацаном он обла­зил все ростовские кинотеатры. В 20-е годы ростовчане обожали кино. По го­роду были развешаны огромные афиши. И хотя «ять» и твердый знак в то время уже отменили, ростовские художники все равно рисовали их на афишах.

Кинотеатры назывались электросине-биографами, или сокращенно - элек­тробиографы и синебиографы, и филь­мы шли только черно-белые и немые.

Борис Кинус, или Борька Брошус (так его прозвали мальчишки), и его друзья почти никогда билетов не покупали.

«Откуда у мальчишек деньги? Мы от­влекали билетера и бежали в фойе. Это у нас называлось «канать в кино», - вспоминает Борис Игоревич старье про­делки.

Первым синебиографом в Ростове был «Олимп» - (впоследствии известный как «Комсомолец»). А чаще всего детвора «канала» в «Художественный» (теперь «Ро­дина»). Там было интереснее всего.

Хозяин синебиографа, чтобы привлечь побольше зрителей, придумал завлекалочку.

В «Художественный» завезли музы­кальный аппарат высотой почти два мет­ра и поставили в фойе. Аппарат чем-то напоминал старинный буфет. В него вставлялись огромные металлические пластинки с шипами, и до начала сеан­са зрители слушали музыку. И это еще не все. В аппарат-буфет была вмонтирована миниатюрная сцена, которая находилась за стеклом. На сцену выходили ме­ханические фигурки-куколки - женщины в нарядных бальных платьях и куклы-мужчины в чер­ных фраках. Играла музыка, и фигурки танцевали, как будто на балу. И вдруг - начинался пожар! На сцене появлялся кукольный пожарный, раздавались звон, кукаре­канье, фигурки разбегались. На этом действие заканчивалось, и наступало время «настоящего» кино.

Особенно по душе ростовчанам при­шлись приключенческие американские фильмы, где роли исполняли удивитель­но красивые актеры.

Когда в «Художественном» шла «Не­веста солнца», аншлаг был обеспечен.

Главные герои убегали от индейцев целых семь серий. Каждая серия шла в синебиографе по месяцу.

В прошлом году «Художественный» (по-новому кинотеатр «Родина») решили отреставрировать. Архитектор Владимир Кирьязев, который взялся за реконструк­цию здания, разыскивал старые фото­графии «Художественного», чтобы вер­нуть кинотеатру его первоначальный вид.

Борис Игоревич посоветовал разыскать родственников фотографа И.Я. Тарасова. Тарасов работал в послевоенные годы в управлении городской архитектуры и у него имелся архив - старые фотографии Ростова. Через знакомых Бориса Игоре­вича нашли сына фотографа. Тот огор­чил: после смерти отца архив исчез.

- А с владельцем синебиографа «Ху­дожественный» я случайно встретился в Румынии в 1944 году, - вспоминает Борис Игоревич. - Не могу сейчас точ­но назвать фамилию - то ли Штреберг, то ли Штромберг. Рассказал мне, что в Бухаресте делает деньги на том, что меняет советские рубли на оккупацион­ные леи. Но долго я со своим земля­ком не разговаривал. Какое время было - все друг за другом следили. А со мной шофер был. От того, что я бе­седовал с русским эмигрантом, могли быть неприятности. Как возвратились мы в свою танкоремонтную часть, я на­чальнику доложил: мол, встретил возле дворца Михая бывшего владельца ро­стовского кинотеатра.

Вопрос Штромберга (или Штреберга) о том, бывал ли молодой человек из Ростова в «Художественном», пока­зался Борису смешным. Он знал все ростовские электросинебиографы как свои пять пальцев. Первый звуковой фильм Борис посмотрел в 1927 году в самом лучшем электробиографе Ростова, расположенном в здании штаба СКВО. Фильм этот был французский и назывался «Снайпер» (песенка про Мад­лен оттуда). Ее поет снайпер, который, укрывшись за убитой лошадью, перестре­лял на поле боя чуть ли не всех вра­жеских солдат.

По тем меркам электробиограф «Палас», где шел «Снайпер», был самым современным кинотеатром Ростова. И это - из-за «серебря­ного» экрана. Так называлось по­лотно, которое покрывалось алю­миниевой пленкой. Такое покрытие делало изображение объемным.

«Палас» размещался на месте зимнего сада, который до граж­данской войны украшал самую ши­карную гостиницу Ростова - «Палас-отель». Во время гражданской войны отель переоборудовали под штабы. Там были поочередно то штаб белых, то штаб красных. А когда красные взяли власть - там обосновался штаб СКВО. «Броненосец «Потемкин» - всемирно известный фильм Сергея Эйзенштейна - Борис увидел в первый раз в киноте­атре «Солей». После сеанса зрители вы­ходили со слезами на глазах. Мальчиш­ки тоже были потрясены фильмом. Но привлекал их не трагический накал.

«Картина заканчивалась подъемом на мачте броненосца красного флага, Для нас это было в диковинку. Ведь тогда все фильмы шли в черно-белом изо­бражении. И вдруг - красный флаг!»

Первые цветные фильмы, которые привезли в Ростов - мультипликацион­ные «Три поросенка», «Веселые пингвины» и художественный «Кукарача», - были американскими. Шли они в «Со­лее». В честь первого цветного мультика «Три поросенка» назвали продукто­вый магазин, который располагался близ кинотеатра. Долгое время вывеску ма­газина и витрину оформляли в стиле диснеевского мультфильма.

«Солей» находился в теперешнем ДК строителей, на втором этаже. А на пер­вом этаже был чудный кафе-ресторан «Ампир». Борис туда часто ходил с па­пой обедать. Там и днем звучала музы­ка - играли на скрипке, виолончели или рояле. Во время войны здание разбом­били. Когда его восстанавливали, нару­шили наружную архитектуру и фасад сделали плоским - убрали красивую пристройку на колоннах.

После того как мы «прошлись» с Бо­рисом Игоревичем по кинотеатрам ста­рого Ростова, я рассказала бывшему ки­номану о сыне моих знакомых, которо­му 15 лет. И он ни разу не был в кино­театре.

Борис Игоревич не удивился. Сам он забыл, когда в последний раз смотрел кино в кинотеатре. Сейчас все смотрят телевизор. Один из любимых сериалов Бориса Игоревича - «Семнадцать мгно­вений весны». «Санта-Барбару» посмот­рел два раза и бросил. Вне конкурен­ции - информационные программы, в которых представлена современная хро­ника политической жизни. «Невеста сол­нца» здесь отдыхает, равно как «Индий­ская гробница» и «Рельсы гудят» (филь­мы очень далеких годов)...

22 февраля 1999г., ВР.
.