Ростов - город
Ростов - Дон !
КАК КЛОУН В ЦИРКЕ СТАВИЛ К СТЕНКЕ ЛЕНИНА Коренной ростовчанин Борис Игоревич Кинус рассказывал «Вечернему Ростову» о старейших ростовских кинотеатрах (или электросинебиографах). О цирке и циркачах у него отдельная история. После войны от ростовского цирка остались только стены - здание сгорело во время бомбежки. Новое здание цирка проектировал член Союза архитекторов Н.Г. Худовердов, как и многие другие послевоенные здания. Но его имя упоминалось редко. Худовердов был в опале, так как оставался в Ростове во время оккупации города немцами. До революции цирк называли театром Машонкиной. Тогда в Ростове, как и во многих российских провинциальных городах, не было постоянной цирковой труппы. Артисты выступали какое-то время в городе, а когда зрители теряли к их представлениям интерес, труппа уезжала в другой город. Театр Машонкиной был универсальным - за короткий промежуток времени трансформировался то в театр, то в цирк. Когда циркачи уезжали, арену убирали, закрывали купол, а в том месте, где размещался амфитеатр, устанавливали сцену. После революции, до 1927 года, театр Машонкиной арендовал частный цирк Труцци и Никитиных. Это были известные цирковые семьи гимнастов и акробатов. Частный цирк владел огромной конюшней, и представления всегда открывали номера с лошадьми. «Один номер я помню очень хорошо, - рассказывает Б.И. Кинус. - Как только публика рассаживалась по своим местам и затихала, ярко загорались лампионы (это форма ламп. - И.В.), мигали прожектора, и на арену под звуки оркестра выезжали на лошадях артисты, одетые, как римские воины, - в металлических шлемах, в доспехах. Начиналась битва. Это была пантомима «Бой гладиаторов». Воины сражались молча, только играла музыка», КЛИФ АЙРО ВЯЗАЛ ТОЛЬКО МЕРТВЫЕ ПЕТЛИ После римских воинов на арену в сверкающих костюмах выбегали двое мужчин и женщина - эквилибристы и канатоходцы. Конферансье объявлял: «Братья Розетти!» Публика смеялась - ведь получалось, что и женщина была братом. Канат подвешивали не как обычно, а под большим углом. И старший Розетти, забравшись на площадку, установленную под куполом цирка, съезжал по канату на велосипеде. А потом падал вместе с ним в сетку, натянутую невысоко от пола. Настоящую сенсацию произвел в Ростове известный на всю Россию Клиф Айро с номером «Мертвая петля». Он забирался под самый купол цирка и летел вниз по желобку, который ближе к арене заворачивался петлей. Где-то посредине желоба был разрыв. Клиф Айро пролетал пустое пространство, вписывался в желоб, извивался в петле, а потом с грохотом ударялся головой об установленный в конце «мертвой петли» буфер (перед тем, как отправиться в путешествие по желобу, Клиф надевал шлем). «Смертельный номер» занимал целое отделение. Старина Клиф знал, как пощекотать публике нервишки. На арену выходила женщина - якобы жена смельчака. Айро эффектно прощался с ней перед головокружительным прыжком минут десять. Женщина становилась на колени, умоляя супруга не рисковать жизнью. Клиф крепко обнимал женщину. В этот момент барабаны били дробь и циркач, изящно оттолкнув от себя рыдающую супругу, подходил к лестнице. Забирался он долго. Через каждые три ступеньки Айро останавливался и посылал публике прощальные воздушные поцелуи. ВАСЯ КОЖЕМЯКА ВЫШИБАЛ ДУХ ИЗ «МАСКИ СМЕРТИ» Помимо театра Машонкиной, где шли цирковые представления, в Ростове был цирк типа шапито, который назывался цирком Буля Клемента. Находился театр на углу Богатяновского спуска и Большой Садовой (почти напротив строящегося ныне здания музыкального театра). Буль Клемент - бывший борец по классической французской борьбе (сейчас она называется греко-римской) устраивал в начале каждого года чемпионаты французской борьбы. За месяц до представления по городу развешивались огромные афиши интригующего характера: «Едет, едет, едет!..» А вот кто едет, до поры до времени не разглашалось. За неделю до чемпионата секрет открывался, и афиши пестрели именами или прозвищами борцов: «Золотая Маска», «Грузчик Днепровских портов Вася Буревой»... По правилам чемпионата, выступавший в маске снимал ее после первого поражения. Поверженный продолжал участвовать в турнире, но больше не котировался. Борцы старались придумывать себе прозвища погромче. Однажды на турнир прибыл Маска Смерти. На голове борца была шапочка, разрисованная под череп. Ростовская публика болела за своего земляка по кличке Ростовский драгиль Вася Кожемяка. Василий работал ломовым извозчиком и славился не только недюжинной силой, но и несоразмерно длинными руками. Когда на арену выходил Вася, публика, затаив дыхание, ждала, когда ее любимец двойным нельсоном вышибет из противника боевой дух. Этот сложный прием блестяще получался у Васи. Ростовский драгиль пропускал руки сопернику под мышки, обхватывал руками его голову и сжимал ее, пока противник не сдавался. Приветливо ростовские зрители встречали и Мациста Кавказа Колю Квариади. Малообразованный, неотесанный Коля нарушал правила турнира - например, кусался. Но ростовчане любили такие пикантные детали и всегда громко хлопали Мацисту Кавказа. КАК МАНЕЖ СТАЛ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АРЕНОЙ В перерывах между боями на арену выбегали клоуны Бим-бомы, которые передразнивали борцов и устраивали под бравурную музыку свои клоунские сражения. А одного клоуна как-то раз, сразу же после представления, чекисты забрали в Богатяновскую тюрьму. Рыжий клоун Эйжен, обрусевший француз, часто позволял себе прямо с манежа отпускать политические шуточки. Одна из них была такая. На арену выносили декорацию - стену в квартире. Эйжен бродил по манежу и советовался с публикой, как лучше разместить портреты. При этом не показывал зрителям, кто был изображен на них. «Вовочку к стенке, ну а Левочку повесим», - наконец принимал решение рыжий клоун. Зрители хохотали, так как хорошо понимали, что Вовочка - это Ленин, а Левушка - Троцкий. Через несколько дней Эйжена выпустили из тюрьмы. Но он так и не угомонился и продолжал острить на политические темы. Правда, про Вовочку и Левочку больше не шутил. В современном цирке Борис Игоревич был лет пятнадцать назад. Но для него это все равно, что сегодня. - Современный цирк опростился - и артисты, и оформление, и музыка. Раньше все с иголочки было - шелковое трико, цветные камзольчики, эластичные сапожки. В цирковом оркестре работали квалифицированные специалисты. Поганый музыкант там бы не удержался. Осветительными приборами пользовались умело. А сейчас в осветители берут мальцов с улицы. Однажды в современном цирке я видел, как такой малец осветил в розовом цвете немолодую воздушную гимнастку. И зрители увидели все ее морщинки и разглядели заштопанные колготки. Но вы не обращайте внимания. Может быть, это просто старческое брюзжание. По молодости, когда все впервые, ведь иначе воспринимаешь и цирк, и театр, и кино, и вообще жизнь, - говорит Борис Игоревич. 23 февраля 1999г., ВР.
|