rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Где наливали Пушкину, или Хроники лукоморья

Где наливали Пушкину, или Хроники лукоморья

Зачем сегодня спорят о том, где на самом деле находится то самое лукоморье, о котором писал Пушкин? С чего вдруг его решили назвать украинским поэтом и дать ему другое имя?

Знатный арапский пчеловод

А не отметить ли нам день рождения Пушкина, в самом деле? Я понимаю, куда уместнее вспомнить о низкой пенсии, нацистской Украине и пылающей Сирии. Но, как говаривал Александр Сергеич: «Коль мысли черные к тебе придут,// Откупори шампанского бутылку// Иль перечти «Женитьбу Фигаро». Мыслей черных у нас выше крыши, Фигаро - на каждом углу, накатить - тоже без проблем. Кстати, сам Сергеич это дело уважал:

Приготовь же, Дон заветный,

Для наездников лихих

Сок веселый, искрометный

Виноградников своих…

Как не помянуть добрым словом хорошего человека, тем паче и он нас не забывал…

Пушкин в нас сидит с детства. Помните: «У лукоморья дуб зеленый...» Кстати, а где оно находится, это самое лукоморье? На какой конкретно широте и долготе? Ведь за право называться родиной знаменитого дуба и прилагаемой к нему нечисти борьба развернулась нешуточная. Разумеется, в стороне не остался и наш Донской край.

Но начнем не с Донщины, а... с журнала «Пчеловодство». Там некий А. Сенюта заявил, что Пушкин был знатным пчеловодом и отразил свою страсть в прологе к «Руслану и Людмиле». На дубах располагали ульи – «избушки без окон, без дверей». На цепях подвешивали бревна, чтобы медведь не добрался - вот тебе, бабушка, и златая цепь. Леший – это медведь-лешак, кот – куница, она бродит вокруг дупла, пытаясь добраться до сладкого… Дальше не продолжаю: опасаюсь за психику.

Вклад в лукоморскую географию внес когда-то и директор Пушкиногорского музея Семен Гейченко. В книге «У лукоморья» он предлагал считать лукоморьем местность между реками Сороть и Великая, у села Михайловского на Псковщине. Почему? Патаму шта!

Ай да Карамзин, ай да сукин кот!

Впрочем, ни в каком междуречье лукоморье находиться не может по определению. На древнерусском это - либо мыс, выступающий в море в форме изогнутого лука, либо морской залив той же формы.

Исходя из этого, Алексей Панфилов предположил, что лукоморье есть Петергоф. Он расположен в излучине Финского залива, известной двумя дубами, один из которых, по преданию, посадил Петр I. Молодой Пушкин гостил там у историка Николая Карамзина. Панфилов пишет: «Кот и есть Карамзин, сочиняющий «сказки» - «Историю государства Российского» - и посаженный, натурально, на «золотую цепь», в виде чина придворного историографа. В Петергофе есть здоровущий дуб. Да и коты там частенько разгуливают».

Кстати, у Карамзина в «Истории государства Российского» лукоморье упоминается как мифическая земля русского Севера: «Там есть чудесные люди, покрытые звериною шерстью, с собачьими головами, с лицом на груди, с длинными руками, но безногие; есть рыбы человекообразные, но только немые»…

Короче, «там чудеса, там леший бродит»… Правда, пролог к «Руслану и Людмиле» Пушкин написал в 1828 году, будучи далеко на Кавказе. К тому же при чем Финский залив, если в поэме действует волшебник Черномор?! А тридцать витязей прекрасных? Эту же команду боевых пловцов мы встречаем в «Сказке о царе Салтане»:

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Вы разницу между Черным морем и Балтийским улавливаете? 

И день, и ночь овечка Долли все ходит по цепи кругом…

Как известно, Пушкин вместе с семьей героя Отечественной войны 1812 года генерала Николая Раевского по пути на Минеральные Воды утром 5 июня 1820 года заехал в Таганрог. Гости остановились в доме градоначальника П.А. Папкова. С террасы открывался чудесный вид на Азовское море и порт. Поэт пробыл в городе всего один день. Однако память о себе оставил великую! Как заявляют краеведы, именно Таганрог и есть лукоморье из «Руслана и Людмилы»! Город расположен на берегу Таганрогского залива – куда уж лукомористее… А легендарное дерево стояло напротив дома градоначальника, у самого морского побережья. Туда же от дома вела дорожка. Одна загвоздка: речь идет не о дубе, а о шелковице. Но Пушкин же не ботаник! Правда, скептики утверждают, что даже на фотографии 70-х годов XIX века шелковица выглядит дюже хлипким деревцем: русалку на ветвях не выдержала бы. Тем более цепь. Но что с них взять, с клеветников России?!

Тем более все равно уже ничего не проверишь. В мае 2002-го дерево сгорело. Неизвестные уроды бросили какой-то горящий предмет в огромное дупло, и шелковица истлела изнутри. Пришлось спилить. Анатолий Викторович, вальщик деревьев с 20-летним стажем, вспоминал: «Очень тяжело поддавалось дерево. Не хотело погибать». В общем, как пел Высоцкий, «порубили все дубы на гробы». Вернее, попилили.

Таганрогские бизнесмены приняли трагедию близко к сердцу. Они пригласили биологов из Ростовского госуниверситета (ныне – ЮФУ), чтобы те… клонировали шелковицу - на манер знаменитой овечки Долли. «Возрождение дуба ознаменует духовный подъем во всей России», - заявил предприниматель Леонид Матусевич. В  Таганрог  срочно прибыл доцент кафедры ботаники Ростовского госуниверситета Александр Рогинский. Он осмотрел пенек и заключил, что дерево может быть восстановлено. Идею поддержала и городская дума. Однако дело не сладилось. Видимо, сперва все же надо было потренироваться на овечках.

Но городская власть нашла другой выход. Через год в Таганроге снова появился «пушкинский дуб»! Церемония официального присвоения высокого звания прошла 4 июня 2003 года. Выбор пал на могучее древо близ автостоянки у опытно-производственной базы Таганрогского радиотехнического университета. Оно, правда, моложе, зато уж точно дуб, а не шелковица.

Дерево окружили оградой и установили табличку - «Памятник природы». На открытии присутствовали представители городской администрации. Отсутствовали: кот ученый, русалка, ступа с Бабою-ягой, серый волк, избушка на курьих ножках, Черномор и прочая мистическая братия. Видимо, обиделись. Дуб – все-таки не овечка Долли, чтобы его клонировать… 

Незалэжное лукоморье

И местные музейщики сомневаются. Директор историко-краеведческого музея Галина Крупницкая заявила: «Знаете, сколько таких «пушкинских  дубов» на Кавказе?! Десятки. И везде - «те самые».

Я вам не скажу за всю Одессу (то есть за весь Кавказ), но вот крымчане точно покушаются. Краевед Лидия Ретивская даже цитирует «Задонщину» - сказание о Куликовской битве, после которой «рассыпались поганые в смятении и побежали непроторенными дорогами в лукоморье», - к Кафе-городу (нынешняя Феодосия). «Глядя теперь на излучину Таманского залива, так и видишь легендарное лукоморье», - утверждает краевед.

И дуб по случаю нашелся. Журналисту Константину Рылееву его продемонстрировали… в крымском Гурзуфе. Беднягу занесло на территорию военного санатория. Журналист сокрушается: «Внутри это могучее дерево, из которого, по сути, выросла вся великая русская литература, частично сгнило. Хотя надежда на возрождение есть. Дуб надо специально подкармливать».

Ну ладно Крым, русская земля. Но в бой вступила и незалэжная Украина! Оказывается, лукоморье – это излучина между нижним течением Днепра и Азовским морем! Киевские князья постоянно вели войны с лукоморскими половцами, а узнал об этом Александр Сергеевич из «Слова о полку Игореве». В поэме упоминается о «луке моря».

Что касается дуба, украинские историки называют знаменитый дуб в Запорожье, на казацком острове Хортица. У этого дерева еще древние руссы совершали жертвоприношения. В 70-х годах XIX века запорожский историк-краевед Я. П. Новицкий писал: «Лет пять тому назад на острове Хортица засох священный дуб, проживший десятки веков. Предание говорит, что дуб был сборным пунктом для запорожцев, где собиралась у «святого дуба» козацкая рада для обсуждения политических и общественных вопросов…  В 1775 году запорожцы в последний раз отдали честь «святому дубови», где распили несколько бочек горилки и в последний раз отплясали запорожского козачка».

Вот это по-нашему! Чего лукоморью не хватало, так это горилки и гопака! Кстати, в свете недавнего заявления наших свидомых соседей о том, что Пушкин был украинцем, возникает версия, что Сашко Гарматный (так переводят имя Великого Арапа в Великой Хохляндии) всенепременно должен был упомянуть горилку и боевой гопак. Видать, клятые москали святые строки вымарали.

Одно удручает: на Хортице уж точно никакого лукоморья быть не могло: до моря отседа, как до Китая…

Няне больше не наливать!

Вот что я вам скажу, дорогие мои. Никакого прообраза лукоморья на свете и вовсе нет. Александр Сергеич опирался на родимый русский фольклор. Вот там этого лукоморья – пруд пруди: и в заговорах, и в былинах, и в сказках. В тетрадях Пушкина есть одна такая сказка, записанная со слов няни Арины Родионовны: «у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот: вверх идет - сказки сказывает, вниз идет - песни поет».

Так что все вопросы – к няне, которая, кстати, была любительница «употребить». Приятель Пушкина Николай Языков писал: «Она была хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница». Да и сам поэт, помнится, предлагал ей:

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей…

Грех умолчать и о старике Державине, который Пушкина приметил и, в гроб сходя, благословил. Есть у Гаврилы Романыча стишок «Царь-девица»:

В рощах злачных, в лукоморье

Въявь гуляла и в саду…

И по веткам птички райски,

Скакивал заморский кот,

Пели соловьи китайски

И жужукал водомет.

Тут и лукоморье, и кот. Стихотворение появилось в 1812 году, Пушкин его читывал. Для чего вовсе не надобно было тащиться на Хортицу, в Крым или в Таганий Рог.

А если серьезно, мне кажется, Лукоморье - вся наша огромная страна, с учеными Барсиками, русалками, верными волками, лешими, витязями, королевичами, грозными царями... Чтобы разобраться во всем этом сказочном сумасшествии, без Пушкина не обойтись. Читайте Пушкина, друзья.

НВ №194 от 09 Июня 2017 г.
.