rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

Благодаря Зыкиной об ансамбле донских казаков узнал весь мир

Благодаря Зыкиной об ансамбле донских казаков узнал весь мир

318Воспоминаниями о великой певице поделилась близкая подруга Людмилы Георгиевны - ростовчанка Эмма Агопова

- Как директор и художественный руководитель филармонии я познакомилась с Людмилой в 1971 году, когда она впервые приехала на концерт в Ростов, - вспоминает Эмма Вагановна. - Помню, что очень боялась, как поведет себя певица, которую знал и любил весь Советский Союз. Ведь в то время ее слава гремела уже далеко за пределами родины, а по всей стране у Зыкиной были миллионы поклонников. Но, как выяснилось, никакой звездной болезнью Людмила не страдала, как это бывает с нашими современными артистами. Она оказалась очень простой, по-настоящему русской женщиной, с которой мы быстро нашли много общих тем (ведь мы практически одногодки) и подружились. После концерта Людмила сказала, что я могу звонить ей по любому вопросу и она всегда будет рада встрече.

Так получилось, что именно благодаря доброй дружбе между Эммой Агоповой и Людмилой Зыкиной решилась судьба ансамбля песни и пляски донских казаков.

- В сентябре 73-го ростовский ансамбль должен был лететь в Москву на просмотр к министру культуры СССР Екатерине Фурцевой. Однако так совпало, что в тот вечер, когда Фурцева должна была нас прослушивать, ее вызвал председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный. Судьба ансамбля висела на волоске, ведь добиться встречи с министром в те годы было очень непросто. Наши музыканты совсем отчаялись. Вот тогда я и обратилась за помощью к Людмиле. Она решила вопрос с блеском! Уговорила Фурцеву вместо обеда приехать в театр и посмотреть на наш ансамбль. Фурцевой выступление понравилось, и она дала добро на зарубежные гастроли. Наши артисты отправились сначала в турне по бывшим соцстранам, а потом полетели в Германию, Францию, США. Успех был колоссальный!

319После аудиенции у Фурцевой Людмила Зыкина пригласила меня на свои именины, ведь в конце сентября день ангела у всех Людмил. Помню, что у нее дома собралось очень много знаменитых людей. Я подарила Люде казачью шашку, а она мне - пластинку с дарственной надписью. Помню, что мы тогда отошли в сторонку и очень долго разговаривали о чувствах, любви...

В последующие годы мы продолжали поддерживать отношения. Я бывала у Людмилы в гостях в квартире на Котельнической набережной, когда ездила в Москву, а она у меня - во время гастролей на юг.

В конце 70-х Зыкина позвонила мне домой и попросила организовать отдых в тихом и укромном месте на берегу Дона. Говорила, что устала от столичной суеты. За несколько часов я договорилась с руководством РГУ о том, чтобы певица пожила в ректорском домике на левом берегу Дона, где тогда располагалась база отдыха университета. Через день приехала Люда с друзьями. Она сама была за рулем новой черной «Волги», которую совсем недавно купила. В Ростове Людмила отдыхала целую неделю - ела раков, рыбу, пила донское вино. Я ездила к ней каждый день. Тогда Зыкина мне призналась, что влюбилась в нашу донскую природу.

Последний раз мы виделись в начале 90-х, когда в Ростов приезжал ансамбль Людмилы Зыкиной. Потом поддерживали отношения только по телефону.

Пару лет назад я звонила ей, поздравляла с днем рождения. Она вновь приглашала меня к себе, но из-за состояния здоровья последние 15 лет я никуда не езжу. На 80-летие я направила Людмиле праздничную телеграмму, пожелала здоровья, ведь в последнее время певица сильно болела. Увы, но здоровье ее подвело...

http://rostov.kp.ru/daily/24320/513273/print/03.07.2009

Народная песня - это наше национальное достояние!

Анатолий Квасов: "Народная песня - это наше национальное достояние!"

Беседа о предстоящих европейских гастролях с художественным руководителем академического ансамбля песни и пляски донских казаков, лауреатом Государственной премии имени М. Глинки, профессором А.Н. Квасовым

- Знаете, Анатолий Николаевич, после потрясающего приема Кубанского казачьего хора в Ростове прямо-таки патриотизм взыграл:"Наши-то - не хуже!" Да и Виктор Захарченко, руководитель хора, сказал, что вас в Краснодаре принимали с восторгом. Это были обменные гастроли?

- Наше выступление было приурочено к юбилею Захарченко. Это был фактически поздравительный концерт. А принимали нас действительно хорошо. Наши коллективы дружат, но с другой стороны имеет место творческое соперничество. К сожалению, это соревнование - не на равных, потому что у кубанцев возможностей куда больше, чем у нас.

- Это следующий вопрос!

- Мы - разные, не пересекаемся в своем творчестве. Может быть, поэтому, когда выступаем на Кубани, нас действительно принимают очень хорошо хотя бы потому, что слышат что-то новое. Хотя мы как представители донских казаков, фактически родоначальников всех казачьих войск России, имеем полное право исполнять песни забайкальских казаков, уральских, амурских. Но песню иной стилистики просто так в концерт не поставишь, нужно делать специальные программы. А времени нет - то праздники, то неотложные гастроли, то отгулы, без которых невозможно, когда перерабатываем. Да и постоянная аренда в филармонии очень мешает заниматься. Филармония перегружена - много новых коллективов, а репетиционные помещения - все те же. Вот тут и можно по-хорошему позавидовать кубанцам. У них репетиционная база просто замечательная! Они имеют два балетных зала, каждый из которых в два раза больше одного нашего. Плюс масса репетиционных комнат и даже чуть ли не каждый из административной группы имеет свой кабинет. А эта комната, где мы сейчас находимся, и репетиционная, и кабинет художественного руководителя, и раздевалка.

- Если я не ошибаюсь, при Кубанском казачьем хоре и научно-исследовательский центр имеется!

- У них есть и детский центр, где они воспитывают себе смену. Нам обещали, что мы тоже получим свою базу, что у нас будет место не только для репетиций, но и для организации своей студии. Но ... Сегодня мы имеем право всего лишь один раз в неделю выйти на сцену филармонии. Для такого коллектива, как наш, разве это достаточно?! Балетный зал наш мал, там невозможно что-то услышать и увидеть.

- Вы говорили о студии, а есть мнение, что научить народной песни нельзя. От рождения либо человек понимает, как петь народную песню, либо - нет.

- Я не согласен с таким мнением. Есть люди с музыкальными способностями, которые любят народную песню, их-то и можно научить ее петь. Современные молодые люди, те самые, о которых думают, что им все - трын-трава, приходят на наши концерты и преображаются. Они с удовольствием слушают народные песни и в конце выступления устраивают овации. А хоровому пению надо учить обязательно, это надо распространять не только в школах - везде. Народная песня - это наше национальное достояние. Ребенок, выросший без народной песни, станет весьма ограниченным человеком.

- Я заметила, что у вас в ансамбле всего лишь две блондинки, а остальные - брюнетки. Мужчины же все - с усами! Это что - своего рода униформа?

- У казака всегда гордостью были усы и чуб. Чубы сегодня есть не у всех, а усы - уж будьте любезны! Но вот придут к нам ребята из училища на практику - им по 18 лет. У них усы, как понимаете, еще толком не выросли. Придется воспользоваться определенными театральными приемами. Раз решил работать в казачьем ансамбле - соблюдай творческую дисциплину!

- Трудно с кадрами нынче?

- Очень трудно. Раньше к нам и из самодеятельности талантливые люди приходили, но сейчас-то и ее почти нет. Была поставщиком кадров и Украина. Там и сегодня есть студия Вирского, Днепропетровское хореографическое училище, студия при хоре имени Веревки, оттуда к нам много в свое время приходило танцовщиков. Впрочем, как и футболистов. На юге России - слабое хореографическое училище в Ставрополе, значительно сильнее, с хорошими традициями - в Воронеже. Но там уже к выпускникам - не подступись! Раньше они приходили к нам на практику. Кому-то по практике просто ставили зачет, а кому-то и посылали приглашение на работу. Приехал я недавно смотреть там третий курс. Первый вопрос у ребят: "А что платить будете?.. Ах, столько!.. Я имею приглашение туда, где платить будут в три раза больше!"

- Вы говорите, что выступаете часто, а народ обижен на то, что в Ростове вас увидеть можно крайне редко. Так где же вы выступаете?

- Так повелось, что в Ростове у нас один - два концерта в месяц. Мы ведь сами себе - и композиторы, и поэты. Новая программа рождается очень трудно. Это театр может выбрать для постановки пьесу Чехова или Шекспира и - играй-не плошай. Или симфонический оркестр играет веками проверенный многочисленный репертуар. А у нас репертуар с полки не возьмешь. Вот, к примеру, программа "День воскресный в старом Ростове"...

 - Замечательная хореографическая сюита! Кубанцы уж точно такое не сделают, и дело вовсе не в хореографическом мастерстве, а в том, что такого роскошного материала у них нет. Ведь старый Ростов - это легенда!

- Долго мы искали этот материал, думали, как это сделать. У нас же еще одна опасность есть - надо сохранить чистоту жанра. Мы - концертная организация, а это значит, что мы должны готовить отдельные концертные номера. Мы - не фольклорный театр. Тут нужно пройти по очень узкому лезвию - не впасть в "глухой фольклор", не сделаться театром. Жизнь фольклора в профессиональном искусстве - совсем не то, что в станице. Если я беру песню, интересную по музыке и тексту, но плохо исполненную хуторским коллективом, я начинаю работать над ней как реставратор - ищу недостающие партии, убираю ненужные, случайные созвучия, то есть стараюсь восстановить исполнение этой песни хорошими певцами. И время требует своего. Народная песня никогда не было застывшей догмой, она по жизни всегда шла рядом с человеком. Почему у казаков такая богатая песенная культура?

- Действительно, почему?

- Случилось событие - скажем, бой выиграли - вот про это и поют. Прежний мелодический материал заимствуют, но так как текст новый, мелодия к нему и приспосабливается. И песня получается новая. Говорить о том, что крестьянские песни ХYIII-ХIХ веков сохранились так, как их пели тогда, нельзя. Менялись люди, уклады. Хотя все зависит от того, какую задачу ставит перед собой руководитель хора. Профессиональное искусство часто упрекают в пристрастии к чрезмерной чистоте интонации, вычурности исполнения. Но в профессиональном исполнении нельзя допускать фальши.

- А как вы относитесь к тем песням, которые пишут сейчас как бы "под народные"?

- Если бы наша композиторская школа хорошо знала фольклор и на этой бы базе создавала новые песни!.. Ведь наша песня такими красотами располагает! Не было бы русской оперной школы, если бы Римский-Корсаков, Балакирев, Глазунов, Чайковский, Глинка не обратились к народной песне. Сейчас фолк-модерн, неофольклор все чаще привлекают внимание музыкантов.  Может быть, в этом и есть надежда, что возникнет хрупкий мостик между старым и новым народным творчеством. Оказывается, наш фольклор такими эстрадными возможностями обладает! Там ни спиричуэлсу американскому делать нечего, ни африканским ритмам.

- Вернемся к вашей материальной базе, она у вас, как мы выяснили, "хромает", а как с зарплатами?

- 11, 12, 13 разряды по ЕТС - это у нас для простых артистов плюс 50-процентная губернаторская надбавка, вот и считайте, сколько они получают. 14-й разряд у нас - для заслуженных артистов, которых в ансамбле раз-два - и обчелся. Итого мы  имеем примерно по две тысячи на брата, у кубанцев зарплата в среднем - в четыре раза больше. Как это им удается - загадка. У меня хорошие танцоры и солисты ушли в бизнес. Плачут, поскольку любят свое дело, но семью-то кормить надо! Но все-таки нам помогают: хочу воспользоваться случаем и поблагодарить нашего губернатора за материальную поддержку коллектива. На выделенные средства мы заказали новые костюмы приобрели необходимые музыкальные инструменты и реквизит.

- Позвольте пожелать вам, чтобы и в Германии, и в Венгрии, и во Франции с Испанией зрители встречали вас также, как на Кубани и Дону.

Волошинова В.Ф.
http://www.werawolw.narod.ru/sociology/cossacks/ScossacksKazaki.htm16.10.2003

Воздушные замки юбилейного сезона

ВОЗДУШНЫЕ ЗАМКИ ЮБИЛЕЙНОГО СЕЗОНА

316Ростовский оркестр — один из старейших в стране. Конечно, за годы существования он переживал разные времена. Были взлёты и падения, создавались интереснейшие программы и дежурные, проходные. Жизнь дарила ему встречи с выдающимися музыкантами, которых и не перечислишь, слишком много места в тексте это потребует. И сегодня в юбилейный сезон нынешний оркестр настроен радовать и удивлять своих искренних поклонников яркими именами музыкантов, уже давших согласие на участие в концертах, или тех, с кем ещё ведутся переговоры.

В марте-апреле задуман праздничный фестиваль симфонической музыки с приглашением знаменитых российских и зарубежных дирижёров. Среди тех, с кем ведутся переговоры — имена В. Федосеева, Г. Рождественского, Ю. Темирканова. Они, конечно, люди очень востребованные. Их концертный график расписывается на годы вперёд, но надежда на то, что они откликнутся, всё же существует.

Зарубежные исполнители как раз известны точно. С нашим оркестром дали согласие работать маэстро: итальянский — Филиппо Конти, швейцарский — Нико Айхенгольц, австрийский — Христиан Полок. Они признанные во всём мире мастера, но одного из них ростовская публика уже имела возможность видеть. Филиппо Конти дирижировал нашим оркестром в прошлом сезоне и оставил о себе самые светлые воспоминания. Кроме того, будут гости и из ближнего зарубежья. В этом сезоне Ростов посетят пять дирижёров с Украины, так как у оркестра сложились хорошие контакты с руководителями национальных филармонических оркестров из Львова, Донецка, Киева. Итак, нас ожидает множество концертов, открытий и событий.

Профессионализм оркестра на данный момент позволяет без сбоев осилить любую программу, какую бы ни предложили гастролёры. Непосредственно на открытии сезона 25 сентября под руководством маэстро Александра Милейковского прозвучали знакомые классические произведения — концерт для скрипки с оркестром П.И. Чайковского и 2-я симфония С.В. Рахманинова. В филармонической практике давно существует традиция начинать сезон популярными сочинениями. Публика любит слушать то, что знает, а русская классика всегда была любима для исполнения и самими музыкантами. Зал был полон.

Но какими бы знакомыми ни были произведения, хорошие исполнители всегда умеют преподнести известный музыкальный текст как-то особенно и нестандартно. В данном случае интригой музыкального вечера стало выступление скрипача из Москвы Графа Муржи. Солист Московской филармонии, лауреат 10 международных конкурсов более чем удивил своей необычной трактовкой музыки Чайковского.

Если о музыке Петра Ильича часто говорят, что она «беседует с человеком обо всём, что дорого его душе», то в данном случае беседа получилась с венгерским, вернее, цыганским акцентом. Явно чувствовался необычный темперамент скрипача, его яркая музыкальная артистичность, эмоционально расцвеченная. Скрипка пела и страдала, иногда захлёбываясь собственными чувствами, а иногда опускаясь в нежнейшие пианиссимо и почти плачущие мотивы. Меньше всего в исполнении было классичности, что было трудно понять оркестрантам. Потому аккомпанемент, столь важный у Чайковского, не справлялся с эмоциями скрипача и воспринимался как-то отдельно и не всегда гладко. Подстроиться под такого артиста, не сыгравшего ни одной ноты в духе традиции, без детальных и долгих репетиций, видимо, очень сложно. Но Граф Муржа покорил слушателей своей необычной трактовкой и, естественно, был отблагодарён настоящей овацией.

Что ж, так и имя обязывает вызвать к себе интерес. Как рассказал А. Милейковскому сам музыкант, имя Граф ему досталось от отца венгра, скрипача-тапёра, который решил, что и сын его обязательно будет скрипачом. И, предвосхищая, дал ему заранее такое сценическое имя. Сын же теперь вынужден везде объяснять — почему он Граф.

Вторая часть программы – 2-я симфония Рахманинова в исполнении оркестра, показалась более знакомой. Яркая эмоциональность музыки композитора, черта, унаследованная им от Чайковского, в сочетании с красотой мелодического высказывания легко восприняты и выполнены музыкантами с подачи дирижёра А. Милейковского. И если бы музыкальный контекст не звучал несколько грузно, с массированными атаками гремящих кульминаций, то мог бы произвести идеальное впечатление. Однако первый концерт сезона – это только начало большого музыкального разбега, и пусть он в год юбилея будет ещё более ярким и выразительным

2 октября 2004г., 7С.

И в Югославии бывали

И В ЮГОСЛАВИИ БЫВАЛИ

317Государственный академический Ордена Дружбы народов ансамбль песни и пляски донских казаков впервые после "американской трагедии" побывал на гастролях за рубежом.

После той поездки в Америку ансамбль лишился трети своего состава: "донские казаки", отчаявшись хорошо заработать на родине, пожелали оказаться в "невозвращенцах", чтобы заработать на квартиру, машину. Художественный руководитель ансамбля народный артист России Анатолий Квасов хоть и пережил немало неприятных минут, духом, однако, не пал и попытался вдохнуть в своих "Казаков" новую жизнь, найти новых талантливых исполнителей.

Участие в международном фольклорном фестивале в Словении - свидетельство тому, что это Квасову удалось. "Донские казаки" дали 11 концертов, успели вернуться (в полном составе) в донскую столицу, чтобы поучаствовать в торжествах по случаю 65-летия нашей области и - снова в путь. На сей раз в Москву, на Всероссийский фестиваль национальных культур, который проходил при деятельном участии Людмилы Зыкиной. Там артистов было еще больше. Но "Донских казаков" и тут заметили: ансамбль получил диплом Ассоциации народов России "За большой вклад в сохранение национальной самобытной культуры и укрепление единства народов России".

27 сентября 2002г. НВ.

Бриллиант донского небосвода

Бриллиант донского небосвода

313Так губернатор Ростовской области Василий Голубев назвал прославленный ансамбль Донских казаков

В Ростовской областной филармонии, на базе которой он и был создан, Государственный академический ордена Дружбы народов ансамбль песни и пляски Донских казаков имени Анатолия Квасова отметил большим юбилейным концертом свою красивую круглую дату: 80 лет со дня рождения. А начал его хореографическим парадом донских казаков, одетых в костюмы разных эпох, их знаменитыми, захватывающими дух номерами с настоящими саблями.

В зале — аншлаг, публика собралась особенная. В основном те зрители, которые стараются не пропустить ни одной новой программы этого коллектива.

- «Донских казаков» не наслушаешься, на них не наглядишься, - сказал, поздравляя коллектив, Василий Голубев. Губернатор Ростовской области тоже относит себя к поклонникам этого коллектива и с первых дней пребывания на своем посту не оставляет «Донских казаков» вниманием.

В день их юбилейного концерта Василий Голубев был в командировке в Москве, но решил сделать все возможное, чтобы успеть на торжество.

Губернатор не раз убеждался: «Донские казаки» - один из самых известных брендов Дона. Их знают и в нашей стране, и за ее пределами. Недавно у Василия Голубева была в Новокузнецке встреча с коллегой — кемеровским губернатором Аманом Тулеевым, - имя ансамбля прозвучало и там. Ведь Аман Тулеев хотел бы, чтобы и кемеровчане вживую познакомились с творчеством прославленного донского коллектива.

Возможно, ждать кемеровчанам осталось уже недолго: как раз в нынешнем концертном сезоне «Донские казаки» собираются совершить гастрольный тур по Сибири.

314Василий Голубев вручил трем артистам ансамбля благодарственные письма, а артисту оркестра Юрию Ушакову — медаль «За доблестный труд на благо Донского края».

От имени Законодательного собрания РО юбиляров поздравила Валентина Маринова, председатель комитета по образованию, науке, культуре, информационной политике и связям с общественными объединениями. Она подчеркнула, что участие в юбилейном вечере «Донских казаков» - это не протокольный момент, а личная радость. Выступление этих артистов всегда напитывает мощными энергиями донской земли.

По словам атамана Всевеликого войска Донского Виктора Гончарова, столько членов этого коллектива представлено в честь юбилея к различным казачьим наградам, что если начать здесь процедуру награждения, времени для концерта уже не останется…

А еще атаман поделился с залом наблюдением:

- Париж — город казачий!

Убедил его в этом концерт «Донских казаков», которые ровно год назад представляли Ростовскую область на фестивале в парижском Центре русской культуры. Количество потомков казаков-белоэмигрантов, пожелавших побывать на этом концерте, впечатлило.

А в юбилейный концерт ансамбля в Ростове вошли художественные номера из разных блоков его богатого репертуара. Звучали казачьи песни старинные и современные, выступали музыканты оркестра, ансамбль зажигал зал задорными хореографическими композициями. Именно на этом концерте он решил впервые показать новый номер — вокально-хореографическую композицию «Как на Дону казаки братались». Это — о содружестве разных казачьих войск.

А самым трогательным эпизодом юбилейного концерта стал выход на сцену младшей группы детской вокально-хореографической студии при ансамбле Донских казаков. Совсем еще недавно появились первые объявления о наборе в эту студию «мальчиков и девочек от 6 до 16 лет, обладающих сценической внешностью, физическими и профессиональными данными, чувством ритма и музыкальностью», и вот ученики студии уже выступают в концерте ансамбля. И больше того – накануне юбилея студийцы тоже сделали большой подарок «Донским казакам». Они завоевали Гран-при проходившего в Москве всероссийского конкурса «Русская матрешка».

НВ №91 от 08 Апреля 2016 г.
.