rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Народная песня - это наше национальное достояние!

Анатолий Квасов: "Народная песня - это наше национальное достояние!"

Беседа о предстоящих европейских гастролях с художественным руководителем академического ансамбля песни и пляски донских казаков, лауреатом Государственной премии имени М. Глинки, профессором А.Н. Квасовым

- Знаете, Анатолий Николаевич, после потрясающего приема Кубанского казачьего хора в Ростове прямо-таки патриотизм взыграл:"Наши-то - не хуже!" Да и Виктор Захарченко, руководитель хора, сказал, что вас в Краснодаре принимали с восторгом. Это были обменные гастроли?

- Наше выступление было приурочено к юбилею Захарченко. Это был фактически поздравительный концерт. А принимали нас действительно хорошо. Наши коллективы дружат, но с другой стороны имеет место творческое соперничество. К сожалению, это соревнование - не на равных, потому что у кубанцев возможностей куда больше, чем у нас.

- Это следующий вопрос!

- Мы - разные, не пересекаемся в своем творчестве. Может быть, поэтому, когда выступаем на Кубани, нас действительно принимают очень хорошо хотя бы потому, что слышат что-то новое. Хотя мы как представители донских казаков, фактически родоначальников всех казачьих войск России, имеем полное право исполнять песни забайкальских казаков, уральских, амурских. Но песню иной стилистики просто так в концерт не поставишь, нужно делать специальные программы. А времени нет - то праздники, то неотложные гастроли, то отгулы, без которых невозможно, когда перерабатываем. Да и постоянная аренда в филармонии очень мешает заниматься. Филармония перегружена - много новых коллективов, а репетиционные помещения - все те же. Вот тут и можно по-хорошему позавидовать кубанцам. У них репетиционная база просто замечательная! Они имеют два балетных зала, каждый из которых в два раза больше одного нашего. Плюс масса репетиционных комнат и даже чуть ли не каждый из административной группы имеет свой кабинет. А эта комната, где мы сейчас находимся, и репетиционная, и кабинет художественного руководителя, и раздевалка.

- Если я не ошибаюсь, при Кубанском казачьем хоре и научно-исследовательский центр имеется!

- У них есть и детский центр, где они воспитывают себе смену. Нам обещали, что мы тоже получим свою базу, что у нас будет место не только для репетиций, но и для организации своей студии. Но ... Сегодня мы имеем право всего лишь один раз в неделю выйти на сцену филармонии. Для такого коллектива, как наш, разве это достаточно?! Балетный зал наш мал, там невозможно что-то услышать и увидеть.

- Вы говорили о студии, а есть мнение, что научить народной песни нельзя. От рождения либо человек понимает, как петь народную песню, либо - нет.

- Я не согласен с таким мнением. Есть люди с музыкальными способностями, которые любят народную песню, их-то и можно научить ее петь. Современные молодые люди, те самые, о которых думают, что им все - трын-трава, приходят на наши концерты и преображаются. Они с удовольствием слушают народные песни и в конце выступления устраивают овации. А хоровому пению надо учить обязательно, это надо распространять не только в школах - везде. Народная песня - это наше национальное достояние. Ребенок, выросший без народной песни, станет весьма ограниченным человеком.

- Я заметила, что у вас в ансамбле всего лишь две блондинки, а остальные - брюнетки. Мужчины же все - с усами! Это что - своего рода униформа?

- У казака всегда гордостью были усы и чуб. Чубы сегодня есть не у всех, а усы - уж будьте любезны! Но вот придут к нам ребята из училища на практику - им по 18 лет. У них усы, как понимаете, еще толком не выросли. Придется воспользоваться определенными театральными приемами. Раз решил работать в казачьем ансамбле - соблюдай творческую дисциплину!

- Трудно с кадрами нынче?

- Очень трудно. Раньше к нам и из самодеятельности талантливые люди приходили, но сейчас-то и ее почти нет. Была поставщиком кадров и Украина. Там и сегодня есть студия Вирского, Днепропетровское хореографическое училище, студия при хоре имени Веревки, оттуда к нам много в свое время приходило танцовщиков. Впрочем, как и футболистов. На юге России - слабое хореографическое училище в Ставрополе, значительно сильнее, с хорошими традициями - в Воронеже. Но там уже к выпускникам - не подступись! Раньше они приходили к нам на практику. Кому-то по практике просто ставили зачет, а кому-то и посылали приглашение на работу. Приехал я недавно смотреть там третий курс. Первый вопрос у ребят: "А что платить будете?.. Ах, столько!.. Я имею приглашение туда, где платить будут в три раза больше!"

- Вы говорите, что выступаете часто, а народ обижен на то, что в Ростове вас увидеть можно крайне редко. Так где же вы выступаете?

- Так повелось, что в Ростове у нас один - два концерта в месяц. Мы ведь сами себе - и композиторы, и поэты. Новая программа рождается очень трудно. Это театр может выбрать для постановки пьесу Чехова или Шекспира и - играй-не плошай. Или симфонический оркестр играет веками проверенный многочисленный репертуар. А у нас репертуар с полки не возьмешь. Вот, к примеру, программа "День воскресный в старом Ростове"...

 - Замечательная хореографическая сюита! Кубанцы уж точно такое не сделают, и дело вовсе не в хореографическом мастерстве, а в том, что такого роскошного материала у них нет. Ведь старый Ростов - это легенда!

- Долго мы искали этот материал, думали, как это сделать. У нас же еще одна опасность есть - надо сохранить чистоту жанра. Мы - концертная организация, а это значит, что мы должны готовить отдельные концертные номера. Мы - не фольклорный театр. Тут нужно пройти по очень узкому лезвию - не впасть в "глухой фольклор", не сделаться театром. Жизнь фольклора в профессиональном искусстве - совсем не то, что в станице. Если я беру песню, интересную по музыке и тексту, но плохо исполненную хуторским коллективом, я начинаю работать над ней как реставратор - ищу недостающие партии, убираю ненужные, случайные созвучия, то есть стараюсь восстановить исполнение этой песни хорошими певцами. И время требует своего. Народная песня никогда не было застывшей догмой, она по жизни всегда шла рядом с человеком. Почему у казаков такая богатая песенная культура?

- Действительно, почему?

- Случилось событие - скажем, бой выиграли - вот про это и поют. Прежний мелодический материал заимствуют, но так как текст новый, мелодия к нему и приспосабливается. И песня получается новая. Говорить о том, что крестьянские песни ХYIII-ХIХ веков сохранились так, как их пели тогда, нельзя. Менялись люди, уклады. Хотя все зависит от того, какую задачу ставит перед собой руководитель хора. Профессиональное искусство часто упрекают в пристрастии к чрезмерной чистоте интонации, вычурности исполнения. Но в профессиональном исполнении нельзя допускать фальши.

- А как вы относитесь к тем песням, которые пишут сейчас как бы "под народные"?

- Если бы наша композиторская школа хорошо знала фольклор и на этой бы базе создавала новые песни!.. Ведь наша песня такими красотами располагает! Не было бы русской оперной школы, если бы Римский-Корсаков, Балакирев, Глазунов, Чайковский, Глинка не обратились к народной песне. Сейчас фолк-модерн, неофольклор все чаще привлекают внимание музыкантов.  Может быть, в этом и есть надежда, что возникнет хрупкий мостик между старым и новым народным творчеством. Оказывается, наш фольклор такими эстрадными возможностями обладает! Там ни спиричуэлсу американскому делать нечего, ни африканским ритмам.

- Вернемся к вашей материальной базе, она у вас, как мы выяснили, "хромает", а как с зарплатами?

- 11, 12, 13 разряды по ЕТС - это у нас для простых артистов плюс 50-процентная губернаторская надбавка, вот и считайте, сколько они получают. 14-й разряд у нас - для заслуженных артистов, которых в ансамбле раз-два - и обчелся. Итого мы  имеем примерно по две тысячи на брата, у кубанцев зарплата в среднем - в четыре раза больше. Как это им удается - загадка. У меня хорошие танцоры и солисты ушли в бизнес. Плачут, поскольку любят свое дело, но семью-то кормить надо! Но все-таки нам помогают: хочу воспользоваться случаем и поблагодарить нашего губернатора за материальную поддержку коллектива. На выделенные средства мы заказали новые костюмы приобрели необходимые музыкальные инструменты и реквизит.

- Позвольте пожелать вам, чтобы и в Германии, и в Венгрии, и во Франции с Испанией зрители встречали вас также, как на Кубани и Дону.

Волошинова В.Ф.
http://www.werawolw.narod.ru/sociology/cossacks/ScossacksKazaki.htm16.10.2003
.