Он говорит пером
Автор выставки категорически молчалив, и непонятно, что может вывести его на откровенный разговор. Впрочем, один раз он почти вспылил, когда молоденькая девушка, корреспондент одной из ростовских разбитных газет, мимоходом задела его национальность. «Я не говорил: русские разрушили мой дом, я не говорил: чеченцы пострадали в этой войне! Эта война — не с моим народом!» — и глаза его даже засверкали.
Рустам Сардалов, уроженец Грозного, уже почти пять лет живущий в донской столице, представил выставку своих работ в детской картинной галерее, где события, происходящие на его родине, так или иначе отражены в графике и акварелях.
Сам художник может с этим не согласиться. Но вот прямое вещественное доказательство — тщательно выписанные походные сапоги из серии «Untit». А разве не свидетельствует о том же чашка, размером с солдатский котелок, стоящая на столе, который противоположным концом врос корнями породившего его дерева в землю?! (Серия «Завтра»).
Акварелей на выставке немного, в основном рукотворная графика. Подчеркнём, рукотворная, ибо её «двоюродная сестра», по словам научного сотрудника галереи Татьяны Бурловой, графика компьютерная, оттеснила свою родственницу на второй план. Но и сегодня, и во все времена то, что сделано руками художника, будет цениться выше. Тем более если творец, как Рустам, так трепетно относится к традициям.
А если вернуться к акварелям, то та же «Роза» из серии «Жизнь» воспринимается как капля запёкшейся крови. Про «Цветы» можно сказать, что это натюрморт, которого не было — настолько художник не следует формам реальности. Букет в вазоне — скорее облако, туман, повисший над стеклянной формой, наводящий на мысли о скоротечности бытия.
Талант автора выставки, которой так и не дано название, несомненен. Об этом сказал на её открытии старший научный сотрудник Ростовского областного музея изобразительных искусств Валерий Рязанов. По словам Валерия Васильевича, в работах присутствует такая глубина, что смело можно говорить о том, что у их творца есть будущее. А ведь всё было против того, чтобы этому человеку начать работать кистью и пером: несерьёзным считалось у родных и близких Рустама это занятие. Но под этим влиянием, начав заниматься чем-то другим, всё равно приходил он к чистому листу бумаги. В конце концов мать стала на его сторону. Рустам поступил на художественно-графическое отделение Грозненского педагогического института.
Начались военные действия, которые заставили прервать учёбу и в ходе которых погибает у Рустама чуть ли не половина родственников. Сам он приезжает поправить здоровье в Ростов и задерживается здесь почти на пять лет. Даже если бы он не сказал, что работал в издательстве «Феникс», оформляя книги, можно было бы догадаться, что его «конёк» — книжная графика. Из его графических работ (хочешь не хочешь!) запоминается та, что называется «Apple». Сидит за столом больной человек, по взгляду видно, что больной, а по виду ни дать ни взять Ульянов-Ленин. Перед ним надкусанное яблоко. Познания?!…
Рустаму не нужно шоу. Даже эту выставку его уговорили сделать друзья, хотя в прошлом году работы Сардалова уже могли видеть ростовчане на выставке молодых художников. Он весьма отличается от тех творцов, которые без устали готовы рассказывать о себе любимых. Даже на открытии экспозиции от него услышали только одно слово: «Спасибо!» А вот что написал один из посетителей галереи в книге отзывов: «Это эхо моих образов. Похороненных семь лет назад. Это видел каждый, но не каждый смог передать, воплотить, сотворить. У тебя, Рустам, большое будущее. Пиши, твори, чувствуй!» Остаётся только присоединиться к этому пожеланию.
27 июля 2005г., РО.
|